|    | 
              |  | Секулярный век? 
 | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | Дмитрий ЛАЙУС  | Алексей ШПЕНЕВ1 |  |   Многоцветье религий на мировой карте Общественные изменения, происходящие с Нового времени, 
              не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. 
              Как отметил в своей книге  канадский философ Чарльз Тейлор, 
              мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически 
              невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для 
              наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. 
              В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке 
              такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся 
              движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического 
              наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и 
              результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, 
              огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых 
              религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят 
              к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность 
              способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для 
              притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор 
              французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, 
              а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то  это 
              может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно 
              даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти 
              рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду 
              мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4», 
              где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате 
              и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении 
              почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась 
              до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5, 
              что отражается не только в обновленных Катехизисе6 
              и Компендиуме социального учения Церкви7, 
              но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной 
              справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8. 
               Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям 
              Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом 
              и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, 
              но и находится на подъеме. Особую проблему в изучении географического распределения 
              религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи 
              значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают 
              религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются 
              смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует 
              добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность 
              самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере 
              в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком 
              качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения 
              в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. 
              Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность 
              или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. 
              Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных 
              практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, 
              возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках 
              статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, 
              что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных 
              исследовательских центров.  В качестве основных источников 
              информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le 
              Monde/La vie9, Атласа 
              мировых религий Spiegel10, 
              статистические данные World Christian Database11, 
              а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной 
              жизни Pew Research Center12. 
              Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена 
              национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы 
              из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за 
              что приносим извинения у читателей.  На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены 
              доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что 
              информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, 
              особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. 
              Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами 
              на севере России, а также сосуществованием Русской православной, 
              Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской 
              греко-католической  и Римской Католической церквей на территории 
              Украины и Белоруссии.  Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 
              1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). 
              Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет 
              колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает 
              индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых 
              древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом 
              вызвано угасанием религиозности в Китае.  
 Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной 
              территории Цветами на карте обозначены доминирующие 
              по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих 
              религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, 
              христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане 
              восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), 
              иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, 
              представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии 
              либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории. 
              Источник: http://www.spiegel.de/img/0,1020,775969,00.gif 
                Рекомендуем также ознакомиться с аналогичными картами в Атласе 
                религий Le Monde / La vie (L’Atlas des religions, p. 14-19) Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 
              года13 предвещают 
              значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 
              2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности 
              индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих 
              иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы 
              роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет). Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства 
              и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные 
              течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты 
              из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские 
              страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, 
              мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось 
              бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия 
              демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся 
              с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще 
              больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный 
              мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. 
              Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя 
              напряжение в этих точках может разниться. Религиозные права и свободы в современном мире оказываются 
              одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один 
              из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает 
              это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям 
              и законам Ислама14, 
              не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в 
              плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. 
              Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения - 
              в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, 
              Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. 
              Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских 
              странах не существует.  Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, 
              где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая 
              Ассоциация16, не 
              признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. 
              Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. 
              А в Индии нередки притеснения христиан индуистами.  Наибольшие 
              притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, 
              Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при 
              этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или 
              иной степени в  133 странах мира17. 
              В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено 
              наказание в виде смертной казни18. 
              Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать 
              существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19. В то же время остальные страны прикладывают немало усилий 
              для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты 
              межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, 
              Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, 
              Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, 
              Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др. Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире 
              существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие 
              с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. 
              К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов 
              в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных 
              христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем 
              Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии 
              и многие другие религиозные группы20. 
              Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь 
              Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. 
              Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо 
              прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви 
              собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде 
              крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама 
              и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, 
              включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских 
              метрических книг22. 
              В начале своего существования эта церковь также активно выступала 
              за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах 
              и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных 
              браков.  Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении 
              «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, 
              персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства 
              различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция 
              привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от 
              межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с 
              как никогда остро обозначенной религиозностью.  
 1 Магистранты Института 
              демографии НИУ ВШЭ.2 Charles Taylor. 
              A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3.
 3 L’Atlas des religions, 
              Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9.
 4 Ibid., p. 9.
 5 См. Документы II 
              Ватиканского собора. Москва, 2004.
 6 
              http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/
 7 Компендиум Социального 
              учения Церкви, Москва, 2006.
 8 Томас Рауш, Католичество 
              в третьем тысячелетии, Москва, 2007.
 9 L’Atlas des religions.
 10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html
 11 
              http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база 
              данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы 
              представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html)
 12 
              http://www.pewforum.org/
 13 См. World Population 
              Prospects, UN, 2009.
 14 См. Арабская 
              хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf)
 15 L’Atlas des religions, 
              p. 18-19.
 16 
              http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China
 17 L’Atlas des religions, 
              p. 19, 84-87.
 18 
              http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm
 19 
              http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182
 20 L’Atlas des religions, 
              p. 20-21.
 21 
              http://www.lds.org/?lang=eng
 22 
              www.familysearch.org
  
              
             |