Самое время подумать, как мы все жили, куда двигались последние 10 лет, какие экономические и социальные решения правительства были оправданны и что предстоит сделать в будущем.
Зарплаты
Страна входила в "нулевые" годы после экономического кризиса 1998 года. Через 10 лет нам выпало испытание посерьезнее - мировой кризис. Но из него удалось выйти с меньшими потерями по сравнению с другими странами. Хотя и у нас закрывались предприятия, падали зарплаты, но наиболее уязвимые группы государство сумело защитить. В отличие от европейских стран в России не сокращались, а индексировались пенсии, не был повышен пенсионный возраст, не сворачивались соцпрограммы.
С 2000 по 2008 год реальная зарплата, то есть за вычетом инфляции, выросла почти в 3,5 раза, а реальные располагаемые доходы - в 2,5 раза. Безработных за 10 лет стало вдвое меньше - сегодня их 6%, что по сравнению с европейскими показателями очень даже неплохо.
Меньше стало неимущих. В 2000 году за чертой бедности находилось свыше 42 млн человек, т. е. почти треть населения. Сейчас, с учетом кризиса 2008-2009 годов, - бедных 18 млн человек, или 12,8% от всего населения. Много? Да. И все же о забастовках, вызванных задержкой зарплат, мы практически забыли. Как не вспоминаем о том, что лет 15 назад в магазинах было пусто, а если что-то и продавалось, то пробиться сквозь очередь к прилавку было невозможно.
Мнение
Людмила Ржаницына, профессор Института экономики Российской академии наук:
- Доля бедности в стране решительно сократилась, и это большой плюс. Но надо понимать, что последние 5 лет минимальные потребительские стандарты у нас не менялись, не пересматривался закон о потребительской корзине. А нормативы эти установлены на весьма низком уровне, который позволяет только поддерживать физиологическую жизнедеятельность.
Главным направлением должна быть ликвидация экономической бедности, когда нормальные, здоровые люди не в состоянии заработать для достойного существования себя и своего ребенка. Это не только безработные (доля их, кстати, у нас намного меньше, чем в Европе), но также одинокие и неработающие матери, семьи с детьми, где оба родителя бюджетники, многодетные, работники, занятые в коммерчески неуспешных отраслях.
Если государство озаботится тем, чтобы у нас действовал принцип "хорошо работаешь - хорошо живешь", эта проблема будет решена. Люди не будут ждать от правительства дополнительных \"подачек\", не будет иждивенческих установок.
Как это сделать? Во-первых, у нас сейчас малопроизводителен сам труд, используется устаревшая техника. Во-вторых, налицо безумный перекос между уровнем оплаты труда и уровнем прибыли. Нужно помнить, что дешевый труд не способствует экономическому прогрессу, инновациям, а следовательно, и продвижению страны вперед.
Пенсии
Благополучие пенсионеров напрямую зависит от экономического благополучия в стране. Если работников много, их заработки высоки и страховые взносы платятся в полном объеме, то денег в соцфондах хватит и на достойные пенсии, и на приличную медицину. Но страна еще с 90-х годов больна "серыми зарплатами" и теневой занятостью: в конвертах выплачивалось до 60% всех заработанных денег. Социальные платежи с них не делались, доходы Пенсионного фонда падали.
Правительству пришлось вводить персонифицированный учет страховых взносов, рассылать "письма счастья" - чтобы работники могли контролировать своих работодателей. Несмотря на все эти сложности, правительство регулярно индексировало пенсии.
В 2012 году, по оценкам ПФР, размер средней пенсии будет равен 1,67 прожиточного минимума.
Мнение
Валентин Роик, профессор Института труда и соцстрахования:
- В советское время, выходя на пенсию, человек получал до 50-55% от своего среднего заработка - это т.н. коэффициент замещения. Покупательная способность средней пенсии составляла 2-2,5 прожиточного минимума. В 1998 году средняя пенсия опустилась ниже прожиточного минимума, а коэффициент замещения упал до 20%. До 2010 года, несмотря на регулярные индексации, до 30% пенсионеров получали от государства сумму ниже черты бедности.
Чтобы постепенно вытащить пенсионеров из ямы нищеты, потребовалось 10 лет. В 2010 году был сделан кардинальный шаг: проведен пересчет пенсий с учетом \"советского\" стажа, введена доплата до уровня прожиточного минимума. Все эти действия, как бы ни критиковали правительство либералы, были не только оправданны, но и необходимы.
В дальнейшем придется решать многие проблемы. Ситуация с теневой занятостью улучшилась, но остается серьезной. К тому же треть населения имеет низкие заработки. Так что главные направления - обеспечение роста зарплат, дальнейший вывод их из тени. Параллельно предстоит решать, какой будет пенсионная формула, определяться с размером страховых платежей, в т.ч. и для малого бизнеса.
Социальные пособия
В последние годы правительство серьезно взялось за детскую тему. Система детских пособий изменилась. Прекращена выплата пособий на детей старше 1,5 лет. Но развивались другие способы поддержки мам и детей. Единовременная выплата при рождении в 2011 году достигла 11 703 руб. Максимальное пособие по беременности и родам составляет 36 831 руб. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет несколько лет назад привязали к заработку женщины - она не может получать меньше 40% своей зарплаты. Это пособие стали получать и неработавшие женщины, например, студентки.
Главными же нововведениями стали материнские сертификаты и материнский капитал. Маткапитал - это, в сущности, денежный подарок семье от государства. Семьи могут потратить эти деньги на приобретение жилья, получение образования, включить в будущую пенсию мамы. Меры сработали - рождаемость за последние годы заметно возросла.
Величина маткапитала ежегодно индексируется. В 2007 году стартовая сумма составляла 250 тыс. руб., с 1 января 2012 года - 387 тыс. 640 руб. Все эти годы программа расширялась. В 2009 кризисном году было решено выдать часть маткапитала наличными - семьи получили по 12 тыс. руб. на "неотложные нужды". Кроме того, они смогли расплачиваться по жилищным кредитам вне зависимости от возраста малыша. Последнее нововведение - теперь маткапиталом можно заплатить за детсад.
Мнение
Елена Иванова, НИИ системного анализа Счетной палаты:
- Наш институт совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в России проанализировали данные о расходах бюджетов различных уровней на соцподдержку детей. В федеральном бюджете заложено около 2% расходов на все вопросы, связанные с материнством и детством. В странах с развитой экономикой эти расходы составляют 3-6%. Сегодня средства, выделяемые из федерального бюджета, идут на обеспечение минимальных потребностей: на детские пособия, поддержку неполных семей. Нам нужна национальная программа по улучшению положения семей с детьми.
Медицина
В рамках нацпроекта "Здоровье" был сделан первый, но очень важный шаг - в поликлиники и больницы только за 2-3 года было поставлено столько современного оборудования, сколько они не получили за предшествующие десятилетия. Появились стандарты медпомощи, обеспечивающие равный подход к лечению во всех регионах.
Весь 2011 год шла подготовка к принятию базового закона - об основах охраны здоровья граждан в РФ, вызвавшего бурные дискуссии. Настороженно было встречено предложение ввести в документ статью о платных медуслугах. Спорить можно сколько угодно. Но факт остается фактом: платная медицина (даже в государственных медучреждениях) существует, и давно. И до сих пор не было четкой границы между видами исследований и лечения, оплачиваемых за счет ФОМС, и "дополнительными" услугами, которые пациент должен оплатить сам. Перечень бесплатных услуг теперь расставит все на свои места. Закон проговаривает, что пациент получает бесплатно. Это - первичная медико-санитарная, специализированная, в т. ч. высокотехнологичная помощь, скорая и неотложная помощь. Впервые закреплено обеспечение бесплатными лекарствами из перечня жизненно необходимых при лечении в стационаре и на этапе скорой помощи.
Кстати, о лекарствах. После кризиса 2008 года, когда из-за падения курса рубля импортные медикаменты резко подорожали, правительство ввело регистрацию предельных отпускных цен на жизненно важные лекарства. Сегодня это перечень из более чем 500 препаратов. Цены на них удерживаются на уровне 2009 г.
Мнение
Татьяна Яковлева, депутат Госдумы, заслуженный врач России:
- Базис закона об охране здоровья граждан - это закрепление бесплатности здравоохранения. В документе зафиксировано: все виды медпомощи будут оказываться бесплатно, за исключением отдельных условий комфортности, некоторых видов косметической медицины и пластической хирургии. В целом вся первичная медпомощь, вся скорая помощь, стационарная специализированная и включенная в нее высокотехнологичная медицинская помощь гарантированы государством.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)