|
|
Гафур Ходжамуродов, Бернд Речел
В сотрудничестве с Сантино Северони, Бенуа Мативе
ТАДЖИКИСТАН: ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Серия: Системы здравоохранения: время перемен
Том 12, № 2, 2010
ВОЗ, 2010, 209 страниц
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0020/134417/e94243R.pdf
Показатели смертности
и здоровья, 1970, 1980, 1990, 2000 и 2007 гг. (стр. 14)
|
1970
|
1980
|
1990
|
2000
|
2007
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(годы)
|
62,6
|
64,9
|
66,1
|
67,9
|
69,4
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(годы)
|
578
|
59,9
|
60,9
|
62,7
|
64,1
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общее
население (годы)
|
60,1
|
62,3
|
63,4
|
65,3
|
66,7
|
Показатель смертности, взрослые, женщины (на 1000 взрослых
женщин)
|
153
|
129
|
106
|
147
|
139
|
Показатель смертности, взрослые, мужчины (на 1000 взрослых
мужчин)
|
217
|
190
|
168
|
219
|
211
|
Показатель младенческой смертности, (на 1000 живорожденных)
|
106
|
98
|
91
|
75
|
57
|
Показатель смертности, дети в возрасте до пяти лет
(на 1000 детей в возрасте до 5 лет)
|
138
|
127
|
117
|
94
|
67
|
Система здравоохранения Таджикистана развивалась
на основе советской системы здравоохранения и с немногими
структурными изменениями сохранилась и по сию пору. Советская
система здравоохранения в целом была всеобъемлющей, но высокоцентрализованной
и неэффективной. Население имело право на доступ к широкому
ряду услуг, предоставляемых государством и финансируемых в
основном государственным бюджетом. Частные платежи были ограничены
несколькими неосновными медицинскими службами, в то время
как некоторые неофициальные выплаты предоставлялись медицинским
работникам государственных структур с целью получения льгот
по лечению. Однако многие протоколы и процедуры лечения не
соответствовали современным стандартам, система управления
была основана на иерархии, а потребительский выбор значительно
ограничен.
Система здравоохранения Таджикистана претерпевает
ряд комплексных перемен, направленных на переход к новой системе
здравоохранения, которая включает в себя иные механизмы управления,
финансирования и функционирования. На данный момент государство
остается основным финансирующим органом и поставщиком услуг
здравоохранения в Таджикистане. Однако считается, что частные
платежи за счет пациентов являются источником гораздо больших
доходов, чем государственное финансирование.
Министерство здравоохранения управляет службами
здравоохранения на национальном уровне, в то время как местные
власти (на областном и районном уровнях) руководят большей
частью региональных областных и периферийных служб здравоохранения.
Организация служб здравоохранения совпадает с административной
структурой страны, службы организованы в соответствии с горизонтальными
ярусами администрирования, а национальные программы администрируются
по вертикальной схеме (рис. 2.1). Управление здравоохранением,
таким образом, организовано в соответствии со следующими четырьмя
уровнями администрации:
- республиканский уровень: Министерство здравоохранения;
- областной и городской уровни (г. Душанбе): управления
здравоохранения в областях и при отделах исполнительной
власти города Душанбе (хукуматы);
- районный или городской уровень: центральные, районные
или городские больницы, которые также выполняют функции
районных или городских отделов здравоохранения;
- уровень джамоатов (деревни): первичная служба здравоохранения
на периферии.
Стр. 33-34.
Тенденции в изменении
расходов на здравоохранение, 2002–2007 гг. (стр. 55)
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Расходы на здравоохранение на душу населения (долл.
США)
|
9,0
|
11,0
|
14,0
|
18,0
|
21,0
|
24,5
|
Расходы на здравоохранение, общие (% ВВП)
|
4,5
|
4,5
|
4,4
|
5,0
|
5,0
|
-
|
Расходы на здравоохранение, государственные (% правительственных
затрат)
|
4,8
|
4,8
|
4,6
|
5,0
|
5,0
|
–
|
Расходы на здравоохранение, государственные (% общих
затрат на здравоохранение)
|
20,2
|
20,4
|
21,4
|
22,7
|
22,5
|
23,8
|
Расходы на здравоохранение, частные (% общих расходов
на здравоохранение)
|
79,8
|
79,6
|
78,6
|
77,3
|
77,5
|
76,2
|
Расходы на здравоохранение, за счет пациентов (% всех
частных расходов на здравоохранение)
|
98,9
|
975
|
96,8
|
96,3
|
96,6
|
–
|
В Таджикистане действует обязательная система
финансирования здравоохранения, основанная на налогах, но,
как было упомянуто выше, оплата услуг за счет пациентов стала
основным источником доходов в системе здравоохранения. Международная
помощь по развитию является третьим, самым важным источником
финансирования здравоохранения.
В 2003 г. подавляющее большинство средств на здравоохранение
(71%) поступило от частных платежей пациентов, слегка увеличившись
с 68% в 1999 г.; большинство этих средств было потрачено на
покупку лекарственных средств. Частные платежи были основным
источником финансирования всего медицинского обслуживания,
кроме больничных услуг (за исключением медикаментов) и служб
общественного здравоохранения. Домашние хозяйства внесли 96%
средств для приобретения медикаментов при лечении вне больницы,
61% – на амбулаторные услуги, 52% – на медикаменты в стационарах
и 37% – на больничные услуги (Cashin, 2004a). Согласно проекту
Национальной стратегии развития 2006 г., частные (в основном
неофициальные) платежи составляли 70% общих расходов на здравоохранение,
бюджетные средства – 16% и помощь доноров – 14% (Republic
of Tajikistan, 2006a) (см. рис. 3.7).
В настоящее время Министерство здравоохранения
приступило к разработке национальных счетов здравоохранения
с целью оценки расходов здравоохранения во всех секторах и
из всех источников финансирования. В соответствии с оценками
национальных счетов здравоохранения за 2007 г., вклад пациентов
составил примерно 72% общего объема расходов на здравоохранение,
государственное финансирование – 18% и внешние доноры предоставили
10% (Schneider, 2009). Картина была несколько иной на районном
уровне, где пациенты оплатили около 27% общего числа расходов
районов на здравоохранение в 2007 г. Это позволяет предположить,
что значительная часть платежей за счет пациентов связана
со стационарным лечением (включая лекарственные средства)
на уровне области и в Душанбе, а не на базовые услуги первичной
медицинской помощи, которая предоставляется на районном уровне
(Schneider, 2009).
Стр. 69-70.
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные
специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками
Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения.
Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый
формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений
и примеров. Этот формат периодически пересматривается.
Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения
и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования
систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения
дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, а также процессы подготовки
и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для
всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы
статистики, Организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк
и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными.
И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько
отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются
между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Содержание
Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения
1. Введение
1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения
2. Организационная структура
2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Обзор организационной структуры
2.3 Децентрализация и централизация
2.4 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения
3. Финансирование
3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Сбор и источники финансовых средств
3.4 Объединение финансовых средств
3.5 Закупка медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями
и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты
4. Планирование и регулирование
4.1 Регулирование
4.2 Планирование и управление медицинской информацией
5. Материальные и трудовые ресурсы
5.1 Материальные ресурсы
5.2 Трудовые ресурсы
6. Предоставление медицинских услуг
6.1 Общественное здравоохранение
6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская
помощь
6.5 Скорая и неотложная помощь
6.6 Фармацевтическая помощь
6.7 Долговременная помощь
6.8 Услуги для лиц, осуществляющих неформальный уход за больными
6.9 Паллиативная помощь
6.10 Охрана психического здоровья
6.11 Стоматологическая помощь
6.12 Дополнительная и альтернативная медицина
7. Основные реформы в области здравоохранения
7.1 Анализ последних реформ
7.2 Перспективы развития
8. Оценка системы здравоохранения
8.1 Задачи системы здравоохранения
8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди
населения
8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
8.5 Качество медицинской помощи
8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья
населения
9. Заключение
10. Приложения
10.1 Библиография
10.2 Полезные интернет-ссылки
10.3 Основные законодательные акты
10.4 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения:
время перемен"
10.5 Проверка и рецензирование обзоров
10.6 Сведения об авторах
|