|
|
Перейдет ли
Россия от аборта к планированию семьи? |
Над темой номера работали:
|
|
Виктория САКЕВИЧ
|
Борис ДЕНИСОВ
|
|
|
|
Непоследовательная политика
Россия входит в число стран с самым либеральным законодательством
по отношению к аборту. Статья 36 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан (ФЗ №5487-1 от 22.07.1993)
гласит: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос
о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится
по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным
показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии
медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности».
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания
беременности определяется Министерством здравоохранения и социального
развития, а перечень социальных показаний - Правительством.
Нельзя, однако, утверждать, что с репродуктивными правами
в России все благополучно. Вообще государственная политика, продвигающая
идеологию ответственного родительства, то есть рождения желанных
детей при помощи методов планирования семьи, а не аборта, могла
бы значительно ускорить переход «от аборта к контрацепции», то есть
к более цивилизованному способу контроля рождаемости. Но в нашей
стране отношение к планированию семьи было и остается двусмысленным,
и политика в отношении репродуктивных прав за последние двадцать
лет менялась.
В начале 1990-х годов на волне демократических преобразований
в России была принята Федеральная целевая программа «Планирование
семьи», получившая в 1994 году статус президентской (в рамках программы
«Дети России», Указ Президента РФ от 18.08.1994 №1696). Программа
была призвана коренным образом изменить отношение к репродуктивным
правам в обществе и создать условия для реализации этих прав. В
годы действия программы впервые в России была создана служба планирования
семьи в виде сотен центров планирования семьи и репродукции в ведении
Министерства здравоохранения. Были организованы курсы подготовки
и повышения квалификации специалистов. Велась значительная работа
по повышению сексуальной культуры населения, предусматривалось создание
и внедрение программ сексуального образования подростков. Успехи
программы трудно отрицать – уровень абортов и материнской смертности
стали быстро снижаться.
Однако принимаемые меры встретили активное сопротивление
определенной части общества, против программы была развернута кампания,
которая нашла поддержку в Государственной Думе РФ, и уже в 1998
году ее финансирование было исключено из государственного бюджета.
Разработанные программы сексуального образования в школах так и
не были введены. Число абортов продолжало снижаться и после сворачивания
программы «Планирование семьи», но более низкими темпами.
Миф о том, что регулирование рождаемости является синонимом
её ограничения, а широкий доступ к методам контрацепции приводит,
якобы, к снижению рождаемости и депопуляции, широко распространен
как на уровне обывателя, так и на уровне лиц, принимающих решения.
Возобновление программы, подобной «Планированию семьи», сегодня,
в условиях провозглашенного государством пронаталистского курса,
вряд ли возможно; наоборот, созданные в 1990-е годы центры планирования
семьи и репродукции постепенно закрываются из-за недостаточного
финансирования.
Общее направление политических решений последних лет
в области снижения уровня абортов – это ограничение их доступности.
О продвижении альтернативных аборту способов регулирования рождаемости
почти не говорится.
Так, в 2003 году Правительство Российской Федерации
(Постановление от 11 августа 2003 г. № 485) приняло решение резко
сократить перечень социальных показаний для производства искусственного
аборта - c 13 до 4 пунктов19:
До этого, с 1996 года (Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996
г. №567), «в трудных социально-экономических условиях переходного
периода», действовал очень широкий перечень социальных показаний
для прерывания беременности - основаниями для аборта после 12 недель
могли стать ситуации: если женщина не состоит в браке, если кто-либо
из супругов является безработным, при отсутствии жилья, при доходе
на члена семьи менее прожиточного минимума и другие. Доля абортов
по социальным показаниям очень мала и не может серьезным образом
повлиять на ситуацию с абортами в стране. Тем не менее, решение
Правительства симптоматично как попытка решить еще один сложный
социальный вопрос с помощью административно-правового регулирования.
В 2007 году был сокращен перечень медицинских показаний
для искусственного прерывания беременности (Приказ Минздравсоцразвития
от 03.12.2007 №736); до этого в перечне медицинских показаний было
132 пункта заболеваний и 2 физиологических состояния, после 2007
г. стало 90 пунктов заболеваний и одно физиологическое состояние
(возраст моложе 15 лет), фактически перечень заболеваний сокращен
на треть. Руководители здравоохранения обосновали такой шаг тем,
что «медицина не стоит на месте, разрабатываются новые технологии,
позволяющие безболезненно вести беременность у женщин, для которых
раньше она считалась абсолютным противопоказанием» (см., например,
интервью заместителя министра здравоохранения О. Шараповой «Медицинской
газете» от 7.11.2007 г.).
Также в 2007 году был подписан Приказ Минздравсоцразвития
РФ «О рекомендуемом образце информированного добровольного согласия
на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до
12 недель» (№335 от 17.05.2007), в котором предлагается перед абортом
- путём подписания соответствующего документа - предупреждать женщину
о сильно преувеличенных, на наш взгляд, возможных последствиях прерывания
беременности, вплоть до удаления матки, бесплодия, нервно-психических
расстройств и т.д. В приказе утверждается, что даже «…при условии
строжайшего соблюдения соответствующих норм и правил проведения
операции нет 100-процентной гарантии предотвращения возможных осложнений
при проведении самой операции и в послеоперационном периоде». Это
можно расценить как понижение ответственности врачей за некачественное
обслуживание (хотя информированное согласие могло бы стать важной
частью предабортного консультирования).
В 2009 году принят закон о внесении поправок в закон
«О рекламе» (в статью 24), который предусматривает введение ограничений
на рекламу абортов. Реклама медицинских услуг по искусственному
прерыванию беременности, согласно закону, не должна размещаться
в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио-
и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а также на
первой и последней страницах и обложках журналов; в теле- и радиопрограммах;
на всех видах транспортных средств общего пользования и объектах
транспортной инфраструктуры (вокзалах, станциях метрополитена и
др.); в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных
организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры,
концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях,
в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии
ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Официальный отзыв Правительства РФ (подписанный С.Собяниным, тогда
руководителем Аппарата Правительства) на внесенный в ГД депутатами
Е.Мизулиной, Н.Карпович и другими законопроект содержал ряд серьезных
замечаний и, в частности, указывал, что законопроект сильно ограничивает
право женщин на доступ к информации о вполне законной медицинской
услуге. Там было сказано: «учитывая, что медицинские услуги по искусственному
прерыванию беременности не запрещены законодательством Российской
Федерации, в целях защиты законных интересов и здоровья женщин им
должна быть обеспечена возможность получения наиболее полной информации,
в том числе рекламного характера, об указанных услугах и об учреждениях,
оказывающих данные услуги на законном основании». Тем не менее,
поправки в закон были приняты.
Депутат Госдумы А. В. Беляков пошел еще дальше и в 2010
году внес законопроект о дальнейших поправках в закон «О рекламе»,
где предлагает запретить рекламу искусственного прерывания беременности
везде, за исключением специализированных печатных изданий. Также
предлагается в рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию
беременности помещать предупреждение о том, что искусственное прерывание
беременности может явиться причиной бесплодия, летального исхода
или вызвать вредные последствия для физического и психического здоровья
женщины, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее
двадцати процентов рекламной площади.
Таблица 8. Перечень последних законодательных изменений
в сфере внутрисемейного регулирования рождаемости:
Название
|
Суть изменений
|
Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 485 "О
перечне социальных показаний для искусственного прерывания
беременности"
|
Число показаний уменьшилось с 13 до 4
|
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2007 N 335 "О
рекомендуемом образце информированного добровольного согласия
на проведение искусственного прерывания беременности при сроке
до 12 недель" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2007
N10308)
|
Рекомендуется проинформировать женщину о возможных осложнениях
и последствиях проведения операции (о таких, например, как
воспалительный процесс матки и/или придатков матки, вплоть
до перитонита, кровотечение, которое может потребовать удаления
матки и др.)
|
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 N 736 "Об
утверждении перечня медицинских показаний для искусственного
прерывания беременности" (Зарегистрировано в Минюсте
РФ 25.12.2007 N10807)
|
Список заболеваний сокращен примерно на 1/3
|
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 24 Федерального
закона "О рекламе"» от 17 декабря 2009 года N320-ФЗ
|
Ограничивает места размещения рекламы услуг по прерыванию
беременности
|
Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый супругой
Президента РФ С. Медведевой, ежегодно проводит акцию «Подари
мне жизнь!» (неделя против абортов), направленную, в том числе,
на защиту неродившихся детей20.
Среди лозунгов кампании: «Родился сам, помоги другому».
Рисунок 14. С.Медведева внимательно слушает Председателя
Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Е. Мизулину – активного борца с правом на аборт (фото с сайта Фонда
социально-культурных инициатив)
Во многих странах борьбу против права на репродуктивный
выбор ведет церковь. Русская Православная церковь тоже является
активным участником общественной дискуссии о праве на аборт и планирование
семьи. Не во всех странах, однако, церковь оказывает давление на
решения государственных органов власти. Россия не из их числа. Недавно
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному
руководству РФ ряд предложений по совершенствованию национальной
политики в сфере заботы о семье и детстве, среди которых и меры
по противодействию абортам21.
В частности, предлагается вывести операции по прерыванию беременности
(за исключением случаев прямой угрозы жизни матери) из системы медицинского
страхования. Также Патриарх рекомендовал создать центры кризисной
беременности с участием психолога и представителей традиционных
религий, куда направлять женщин, пожелавших прервать беременность,
на собеседование (видимо, с целью уговорить отказаться от аборта),
а также принять ведомственную инструкцию Минздравсоцразвития, ставящую
перед врачом в качестве приоритетной задачу по сохранению беременности.
РПЦ считает целесообразным оказать государственную поддержку кампании
в СМИ по осуждению абортов, разъяснению их негативных последствий,
пропаганде материнства, ответственного отцовства и многодетности
и ряд других мер в том же духе.
Предложения РПЦ имеют немалые шансы быть реализованными.
Вот, например, цитата из обращения Министра здравоохранения и социального
развития РФ Т.Голиковой из приветствия в адрес участников II Всероссийского
съезда православных врачей России: «Одним из существенных моментов,
где роль Церкви особенно значима, является сохранение семейных традиций
и ценностей, профилактика и снижение числа абортов. Необходимо и
дальше развивать пропаганду о том, какой вред наносят аборты здоровью,
информировать население, особенно молодежь, о возможных осложнениях,
рассказывать о влиянии абортов на психологическое состояние женщины
и формировать правильный психологический настрой на материнство»22.
У аборта нет сторонников. Обсуждаться может только вопрос
о том, какие пути борьбы с абортом наиболее реалистичны и эффективны.
Судя по приведенным выше заявлениям, у нас, похоже, выбран путь
запугивания, осуждения женщин, решившихся на прерывание беременности,
и противопоставления абортов рождениям23,
а не пропаганда доказавшей повсеместно свою эффективность альтернативы
аборту, каковой является ответственное планирование семьи.
Не в том ли причина нашего отставания в снижении числа
абортов даже от наших ближайших соседей?
19 Наличие решения
суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность
в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения
свободы; наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа
во время беременности.
20 http://www.fondsci.ru/
21 http://www.patriarchia.ru/db/text/1386377.html
22 1 октября 2009
, http://www.minzdravsoc.ru/health/med-service/83
23 Комментарий см.:
http://demoscope.ru/weekly/2010/0409/lisa01.php
|