|
Визуальные материалы в проведении демографической политики
(советский и китайский опыт)
Есимова А.Б.1
(Опубликовано в: Проблемы народонаселения в зеркале истории:
Шестые Валентеевские чтения: Москва, 22-24 апреля 2010 г. МГУ им.
М.В. Ломоносова: Сборник докладов / Ред. В.В. Елизаров, И.А. Троицкая.
М.: МАКС Пресс, 2010. с. 125-135)
В XX веке СССР и Китай являлись своеобразными демографическими
тяжеловесами. Общая численность населения этих стран со второй половины
XX века неуклонно росла. Однако темпы роста численности населения
в Китае были выше, чем в Советском Союзе. Согласно статистическим
данным, с 1949 г. по 1999 г. число жителей Китая выросло с
541670 тыс. чел. до 1259090 тыс. чел., то есть почти в 2,5
раза2. Численность
населения СССР с 1920 г. до 1989 г. увеличилась приблизительно в
2 раза (с 137727 тыс. чел. до 285742 тыс. чел.)3.
Уровень рождаемости в этих странах в течение прошлого века претерпевал
значительные изменения в сторону понижения. Причем, следует отметить,
что если в СССР снижение рождаемости происходило неуклонно, то в
Китае уровень рождаемости снижался с заметными колебаниями. Так,
наибольшее снижение общего (ОКР) и суммарного (СКР) коэффициентов
рождаемости наблюдалось в 1960-1961 гг. (ОКР - 20,86‰ в 1960 г.,
18,02‰ в 1961 г.; СКР - 4,02 и 3,29 соответственно), а затем произошло
значительное повышение данных показателей в 1962-1963 гг. (ОКР -
37,01‰ в 1962 г., 43,37‰ в 1963 г. и СКР - 6,02 и 7,50 соответственно).
Подобные «волны» наблюдались и в последующем, но они уже не были
такими выраженными, как в указанные годы. В целом, ОКР в Китае снизился
с 36,00‰ в 1949 г. до 15,23‰ в 1999 г., а СКР с 6,14 (1949 г.) до
2,01 (1991 г.). В Советском Союзе снижение показателей рождаемости
было следующим: ОКР в 1949 г. составлял 31‰ и в 1989 г. - 17,6‰,
а СКР - 3,3 в 1949 г. и 2,3 в 1989 г.4.
В течение XX века СССР и Китай решали проблемы, связанные с демографическим
развитием. Однако ситуация в Советском Союзе была прямо противоположной
той, которая сложилась в Китае. Если в Советском Союзе для роста
экономики требовалось увеличение числа трудовых ресурсов, то в Китае,
наоборот, увеличение численности населения отрицательно сказывалось
на экономическом развитии, что привело к политике ограничения рождаемости.
Плакат как средство визуального влияния
Общеизвестно, что огромное количество визуальных документов (фотографии,
плакаты, рисунки, билборды и др.) содержат большой объем социальной
информации. Визуальные материалы являются исследовательским полем
для изучения различных аспектов демографического поведения (такие
вопросы репродуктивного поведения как материнство, отцовство, родительство,
ценность детей, проблемы материнства, связь поколений и т.д., а
также различные аспекты миграционных процессов). Визуальные материалы
являются отражением социальных проблем своего времени. И «чтение»
визуальных архивов может восполнить социальную информацию о том
или ином историческом периоде. В то же время визуальные документы
представляют собой средства продвижения/распространения требуемых
образов, представлений. Это связано с тем, что человек воспринимает
и лучше запоминает информацию тогда, когда он ее видит. Таким образом,
визуальный материал в XX веке активно выступал в роли искусственно-созданного
конструкта, направленного на распространение желаемого социально-демографического
идеала.
В XX веке наиболее распространенным был такой визуальный материал,
как плакат. Российский исследователь С.С.Фоминых определяет плакат
как «ориентированное на оптическое воздействие средство коммуникации,
состоящее, как правило, из двух различных семиотических кодов: вербального
и изобразительного»5.
Как точно отметили О. Савостюк и Б. Успенский, «плакат - это ...«изобразительная
телеграмма»... Художника-плакатиста можно сравнить со стрелком,
у которого одна минута, один патрон, один выстрел, а ему нужно попасть
в цель...»6.
Разнообразие плакатов позволило исследователям выделить различные
их виды: плакаты-рисунки, плакаты-фотографии, шрифтовые плакаты,
креолизованные тексты, социальные плакаты, агитационные плакаты
и т.д. Плакат имеет ряд преимуществ перед другими визуальными материалами:
заметен с любого расстояния; бесплатен; легок в восприятии (например,
прежде чем увидеть рекламу на web-странице, следует включить компьютер,
подключиться к сети Интернет).
Советская социальная политика в сфере «решения» социально- демографических
проблем, помимо прочих рычагов воздействия/влияния, опиралась на
визуальные методы. Государственная монополия на визуализацию с прохождением
цензуры на полезность/вредность давала государству возможность визуального
влияния.
Понимание значимости визуализации той или иной социальной проблемы
породило такой феномен как советский плакат. Демографическая проблематика,
в особенности темы, связанные с репродуктивной функцией женщины,
получили широкое освещение на этих плакатах. Основным замыслом распространения
и тиражирования советских плакатов являлось закрепление, подкрепление
требуемых для государства социально- демографических параметров.
Даже большинство обычных почтовых открыток носило смысловую идеологическую
нагрузку. Визуальное поле было полностью заполненным, насыщенным.
Все вербальные лозунги пропагандистского характера подвергались
визуализированию. Огромное количество лозунгов, написанных на настенных
плакатах большими красными буквами (например, «Слава КПСС», «Слава
труду», «Дети - наше будущее», «Партия - честь, ум и совесть нашей
эпохи», «Народ и партия едины» и др.), заполняя пространство, осуществляя
визуальное насилие, откладывались в голове как некие заклинания.
В проведении политики в области народонаселения в XX веке СССР
и Китай применяли визуальные документы. Как отмечают исследователи
из Международного института социальной истории (Нидерланды) Marien
van der Heijden и Stefan R. Landsberger, в 1980-х годах в Китае
при проведении однодетной политики (One Child Policy) активно использовался
такой визуальный материал как плакат. В рамках формирования желаемых
репродуктивных норм китайские художники изображали родителей с одним
Ребенком.
Если советские плакаты в целом служили наглядным подтверждением
и проводниками социального характера государства и пронаталистической
направленности политики страны, то использование визуального материала
в реализации демографической политики Китая преследовало противоположную
цель - контроль над рождаемостью. На сегодняшний день китайские
плакаты с демографическим (однодетным) текстом имеют богатую историю
и большой накопленный материал.
Содержание плакатов: поиск общего и особенного
Как отмечает специалист в области политических технологий Г.Г.
Почепцов, «визуальные символы очень четко отражают свое время»7.
Социальные изменения, актуализация отдельных социальных проблем
видны посредством количественного преобладания тех или иных визуальных
тем, а также их композиционного содержания.
В плане композиционной структуры советские и китайские плакаты
очень схожи. Они представляют собой креолизованный текст, то есть
состоят из вербальной и невербальной информации. Соотношение иллюстрации
и текста таково, что зритель вначале обращает внимание на рисунок,
затем начинает читать текст. Это связано с тем, что в подавляющем
большинстве основное пространство плакатов занимает рисунок. Текст,
содержащийся в плакате, зачастую выглядит как лозунг.
Одна из главных целей создания и тиражирования плакатов - пропаганда
господствующей идеологии. На многих плакатах можно видеть разнообразные
символы, которые представляют собой идеологические знаки. Наиболее
заметными являются портреты вождей, которые присутствуют на втором
плане плаката, но при этом зритель не может их не заметить (рис.2,
3, 4).
Схожесть идеологической платформы обоих государств способствовала
тому, что на советских и китайских плакатах преобладающим цветом
является красный. Красный цвет не только обращает на себя внимание,
но и символизирует коммунистическую направленность. К идеологическим
символам, встречающихся на плакатах, созданных в СССР и Китае, можно
отнести: красный флаг, звезду, а также изображение голубя как олицетворение
мира, миролюбия. Весь этот идеологический фон является неотъемлемой
частью плакатов XX века.
Рисунок 1. «Проведение планирования семьи есть реализация
основ национальной политики», 1986. С сайта International
Institute of Social History, Netherlands
Рисунок 2. «За социалистическую Родину, за
счастливую жизнь голосует полноправная советская женщина!»,
П.Я. Караченцов, 1938, с сайта www.russianposter.ru
Рисунок 3. «Планирование семьи имеет много преимуществ»,
1974. С сайта International Institute of Social History, Netherlands
Анализ изображения женщины на плакатах представляется важным, так
как через представленный образ можно судить о транслируемом государственном
видении положения и значения женщины в обществе. Известно, что как
советские, так и китайские плакаты, прежде чем выйти в тираж, проходили
жесткую цензуру. Своеобразный контроль давал возможность распространять
только «правильные» образы. Следовательно, плакаты четко и последовательно
выражали государственную политику.
Женщина на советских и китайских плакатах представлена
прежде всего, как женщина-труженица. Различные символы, «прочитываемые»
аудиторией, свидетельствуют о пропаганде совмещения женщиной производственной
и семейной сферы. Это деловая, рабочая одежда; медаль на груди как
свидетельство того, что женщина не просто работник, но и является
передовиком производства; помещение, в котором изображена женщина
(в лаборатории, за письменным столом, трибуной и т.д.).
Рисунок 4. «Да здравствует равноправная женщина
страны социализма!», П.Я.Караченцов, 1938, с сайта www.mssianposter.ru
Рисунок 5. «Слава матери-героине!», Н.Н. Ватолина,
1944, с сайта www.plakaty.ru
Рисунок 6. «Better birth, better upbringing, glory,
happiness». Lin Chenghan, 1985, с сайта http://chinesepostgrs.ngt
Среди советских плакатов есть несколько таких, которые показывают
и уважение многодетным матерям («Слава матери-героине!», Ватолина
Н.Н., 1944 г.; «Героической советской женщине слава!», Ватолина
Н.Н., 1946 г.) они созданы в середине 40-х годов, после того как
в 1944 году было введено звание «Мать-героиня», учрежден орден «Материнская
слава» медаль «Медаль материнства». Причем следует отметить, что
созданный художником-плакатистом образ многодетной матери представляется
несколько нереальным (рис. 5). Этот плакат, скорее всего, не агитирует
женщин становиться многодетными матерями, а показывает, что государство
заботится о многодетных матерях, что в советском обществе такие
женщины занимают особое положение, окружены уважением и почетом.
Отличительной особенностью советских плакатов является то, что
женщина, изображенная на них, маскулинна (чаще мужеподобна), с большими
натруженными руками (рис. 2, 4 и 5).
Наиболее содержательным в композиционном плане является изображение
семьи, детей/ребенка. Как советские, так и китайские плакаты показывают,
что дети, а значит и все вопросы, связанные с репродуктивными планами,
- это прерогатива женщины.
Для каждой эпохи, исторического времени присущи свои эталонные
образы детей и счастливого детства. Так, на плакатах 30-40-х гг.
изображаются розовощекие, улыбающиеся крепыши. Исследователь Круткин
В.Л. отмечает: «институт детства меняется в изображениях: вначале
камеры будут фотографировать детей в громадных коллективностях,
где каждый исчезающе мал. Думается, что это - не одна только бедность,
но и антропологическая концептуальность. В изображениях детей доминирует
верхний ракурс, камера медленно будет учиться опускать на уровень
роста ребенка. Со временем, все заметнее, фотографический «образ
жизни» в альбомах становится все моложе и моложе»8.
На подавляющем количестве плакатов можно видеть детей на руках (или
плечах) у родителей (зачастую у матери). Такое положение символизирует
то, что ребенок - это счастье, будущее, которое следует беречь,
свидетельство ценности детей в обществе (рис. 1, 2, 6, 7).
С точки зрения анализа трансляции демографических идеалов важным
представляется изображение на плакатах количества детей и их пол.
Сложно точно подсчитать соотношение количества плакатов, на которых
показаны супруги с ребенком/детьми и изображения матери с ребенком/детьми.
Но следует отметить, что как на китайских, так и на советских плакатах
все же распространенным является изображение матери с ребенком.
Единственным советским плакатом, имеющим ярко выраженную
демографическую направленность, является плакат Степанова В. «Один
ребенок — хорошо, два — лучше!», созданный в 1968 г.
(рис. 9) Можно отметить, что в нем ярко прослеживается агитационный
характер.
Рисунок 7. Практика контроля рождаемости для революции,
1972 с сайта International Institute of Social History, Netherlands
Рисунок 8. Less births, better births, to develop
China vigorously с сайта International Institute of Social History,
Netherlands
Рисунок 9. «Один ребенок — хорошо, два — лучше!»,
Степанов В., 1968, с сайта www.plakatv.ru
Данный плакат В. Степанова очень хорошо иллюстрирует теоретическое
обоснование Дж. Колдуэлла (Caldwell J.С.). Известно, что, Колдуэлл,
оперирующий понятием «чистые потоки богатств», различает общества
с высоким и низким уровнем рождаемости. В первом случае «чистые
потоки богатств» идут от молодого поколения к старшему, во втором
- в противоположном направлении9.
Агитационный плакат советского художника В. Степанова является своеобразным
наглядным отражением концепции Дж. Колдуэлла.
В Китае больше внимания уделяли полу ребенка, изображенного на
С 80-х годов стали активно пропагандировать, что иметь в семье девочку
так же хорошо, как и мальчика (рис. 6).
Среди советских и китайских визуальных материалов имеются плакаты,
символизирующие проблемы медикализации общества.
Медикализация китайских плакатов заключается в изображении медицинских
работников, пропагандирующих средства контрацепции (рис. 7). На
советских плакатах медицинская тема затронута в контексте охраны
здоровья детей («Вырастим тебя сильным и здоровым», Эйгес
О.В., Шервинская И.Е., 1952; «Наши дети не должны болеть поносами»,
Шубина Г.К., 1940; «Здоровые родители — здоровое потомство»,
Ватолина Н.Н., 1948 и др.).
Советские и китайские плакаты имеют собственную периодизацию. Связано
это с тем, что плакат - это зеркало, отражающее исторические периоды
в жизни государства. Каждый этап развития плаката имеет особенную
характеристику, являющуюся отпечатком данного исторического времени.
Самое значительное различие плакатов СССР и Китая состоит в том,
что китайские плакаты созданы непосредственно для тиражирования
демографического идеала в рамках политики контроля над рождаемостью.
А в СССР не проводилась целенаправленная политика по использованию
плакатов как дополнительных средств в решении демографической проблемы.
Вполне возможно, что слабое использование визуальных средств в Советском
Союзе явилось следствием самой политики государства в области народонаселения.
Политика по планированию семьи, проводимая руководством Китая,
была более четкой и последовательной. Так, в Конституции Китая в
главе I статья 25 гласит «Государство осуществляет планирование
рождаемости, с тем, чтобы привести в соответствие рост населения
с планами экономического и социального развития», а в главе II статья
49: «Брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной
государства. Супруги (муж и жена) обязаны осуществлять планирование
рождаемости»10.
Проводимая политика имела и институциональное оформление. Национальная
Комиссия по планированию семьи (National Population and Family Planning
Commission of P.R.China) в Китае имеет образовательный центр и представительства
в провинциях страны.
Разнообразие образов, представленных на плакатах, свидетельствует
о том, что аудиторией, для которой они созданы, являются как городские,
так и сельские жители. То есть, в плане адресности по месту проживания,
нет четкого разделения. Зато создается представление, что в подавляющем
большинстве случаев адресатом является женщина.
Большую информацию несет и текстовая часть плаката. Через этот
текст-лозунг можно не только понять смысл визуального документа
но и увидеть, кому он адресован. Советские плакаты содержали
следующие тексты: «Неграмотный ребенок — позор для матери»
(Громицкий И.И. 1930), «Женщины в колхозах — большая сила»
(Сварог В.С. 1935), «Трудящиеся женщины — в ряды активных участников
производственной и общественной жизни страны!..» (Пинус Н.С.,
1933), «Работать, строить и не ныть!» (Дейнека А.А., 1933),
«К труду и обороне будь готов!» (Кокорекин А.А., 1934), «Привет
ударницам — знатным людям великой советской страны» (Шубина
Г.К., 1935), «Женщина, на паровоз!» (Дейнеко О., 1939), «Слава
женщине-труженице» (Лапшина З.И., 1975) и др.11.
Эти тексты к плакатам подтверждают, что одним из важных адресатов
была женщина. Советские плакаты призывали женщин активно трудиться
и вносить свой вклад в развитие экономики страны. На китайских плакатах
можно увидеть такие тексты: «Поздняя женитьба имеет много преимуществ»
(начало 1960-х), «Практика контроля над рождаемостью является
полезной для защиты здоровья матери и ребенка» (начало 1960-х),
«Практика контроля рождаемости для революции» (1974),
«Доставка лекарств (противозачаточных средств) к самому порогу хорошо
работает в контроле над рождаемостью» (1974), «Планирование
семьи имеет много преимуществ» (1974), «Хорошая работа в
области планирования семьи в целях содействия экономическому развитию»
(1986) и др.12.
Эти тексты на китайских плакатах свидетельствуют о пропаганде планирования
семьи, средств контроля над рождаемостью, а также поздних браков.
Анализ содержания советских и китайских плакатов позволяет резюмировать,
что плакат XX века являлся средством визуального влияния, которое
активно использовали государства. На китайских плакатах прослеживается
проводимая государством политика контроля над рождаемостью, а на
советских - активная социальная политика, направленная на охрану
детства, а также социально-экономическая политика, выраженная в
необходимости женщин на производстве и пропагандирующая образ работающей
женщины. Плакаты XX века сильно идеологизированы, что сделало их
своеобразным инструментом в политической борьбе.
В ходе исследования плакатов и их роли в формировании социально-
демографических идеалов возникает несколько проблем. Сложно проанализировать
степень воздействия, а значит, и вычислить эффективность использования
визуальных материалов. Также в изучении плакатов трудно реконструировать
масштабы распространения того или иного плаката. Но все же, несмотря
на эти недостатки, плакаты дают огромный исследовательский материал.
В течение XX века не было такой визуальной конкуренции, какая началась
в конце века. Развитие как средств тиражирования (полиграфия, типография,
принтеры и др.), так и пространственной среды распространения (ТВ,
Интернет и др.) подтолкнуло к конкуренции. На современном этапе
государство утратило монополию на «картинку». В условиях бурного
развития технического прогресса государству сложно оставаться единоличным
источником визуализации, поэтому в создавшихся условиях ему трудно
навязывать требуемый образец или идеал. С другой стороны, средств,
каналов проведения визуальной информации стало значительно больше.
Это социальные плакаты, телевизионная реклама, глянцевые/неглянцевые
журналы, рекламные щиты на улицах, Интернет и др. Но, несмотря на
расширение каналов, через которые государство могло бы визуально
влиять, оно не в состоянии в полной мере их использовать. И главная
причина такой ситуации - коммерциализация пространства.
В заключение следует отметить, что практические возможности использования
визуальных методов в проведении мероприятий по достижению демографических
целей недооценены. Визуальные материалы могут распространять требуемые
представления, образы. Однако для осуществления визуального влияния
следует проводить последовательную и продуманную политику.
1
Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А. Ясави, г. Шымкент
2 Сайт National Bureau
of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/english/index.htrn
3 Народонаселение.
Энциклопедический словарь. M., 1994, с.618; сайт www.demoscope.ru
4
Сайт National Bureau of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/enplish/index.htm;
Народонаселение. Энциклопедический словарь. M., 1994, с.618; Демографический
ежегодник СССР. 1990. М., 1990, с.308. 5
Фоминых С.С. Политический плакат ГДР как тип текста// Вестник Челябинского
государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск
31, 2009, с. 132 6
Советский плакат, Репродукции: в 3-х частях. 4.1, М., 1984, с.2. 7
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., Киев, 2004, с.237. 8
Круткин B.JI. Антропологический смысл фотографий семейного альбома//
Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. №1,
с. 177. 9
Caldwell J.С. A theory of fertility: from high plateau to destabilization.
Population and Development Review, Vol.4, 1978, pp.553-577.
10 Бизнес-портал
http://www.ni-hao.ru/info/?id=23&pid=89&element=60
11 Сайт www.plakaty.nl
12 Переведено с
сайта Международного института социальной истории (Нидерланды) //International
Institute of Social History. Amsterdam. www.iisp.nl
|