|
Семья в четырех странах:
Франция, Грузия, Литва, Россия
|
 |
Над темой номера работали
|
 |
 |
 |
Ален
БЛЮМ
|
Сесиль
ЛЕФЕВР
|
Паскаль
СЕБИЙ
|
 |
 |
 |
Ирина
БАДУРАШВИЛИ
|
Арно
РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ
|
Влада
СТАНКУНИЕНЕ
|
 |
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Ценности: разная скорость трансформаций
Изучение семейных ценностей, гендерных отношений и отношения
к однополым союзам также свидетельствует о смешении традиционных
и современных взглядов, характерном для населения рассматриваемых
здесь стран.
Большие изменения претерпело отношение к однополым союзам.
В то время как россияне, родившиеся в 1930-е годы, в большинстве
своем осуждают эту практику, среди молодежи, появившейся на свет
в начале 1980-х годов, лишь меньшинство разделяет эту точку зрения:
70% мужчин и женщин поколения 1930 годов выступают против предоставления
равных прав гомо- и гетеросексуальным парам; в поколении 1980 годов
такой точки зрения придерживается 50% мужчин и 40% женщин (рис.
14). Во Франции гораздо больше людей, одобряющих такое равенство:
лишь один мужчина из пяти и одна женщина из десяти (среди родившихся
в 1980 году) выступают против него, в отличие от поколения 1930
годов, где таких больше половины. В Литве наблюдается промежуточная
ситуация, а Грузия является единственной страной, где отрицательное
отношение к однополым союзам доминирует, почти не меняясь от поколения
к поколению.
Рисунок 14. Ценности: отношение к однополым союзам,
церковному браку и помощи родителям
В целом, приверженность определенным ценностям отражает
гендерные отношения внутри общества и семьи. Эти отношения меняются,
но контрасты не исчезают. Так, в России выполнение домашних обязанностей
по-прежнему лежит на женщинах, тогда как во Франции в этой области
произошли очень быстрые изменения. В Литве наблюдается схожая ситуация,
хотя здесь трансформация идет медленнее. На вопрос «Как распределены
обязанности в Вашем домохозяйстве» меньше одной трети француженок,
родившихся в 1980-е годы, утверждает, что только они занимаются
приготовлением пищи, покупкой продуктов, уборкой и организацией
социальной жизни семьи. В Литве их доля больше, но общая тенденция
схожа с французской. В России на женщинах лежит приготовление пищи
(80%), а в Грузии за ними в подавляющем большинстве сохраняется
традиционная роль, хотя в последние годы наблюдается достаточно
неожиданная тенденция к ее уменьшению (рис. 15). Это связано, возможно,
с усилением экономической роли мужчин, которая ведет к росту зависимости
женщин и потере ими контроля над приобретением товаров широкого
потребления. Деятельность грузинской женщины нередко ограничивается
домашней средой, и ее неучастие в общественной жизни касается даже
совершения повседневных покупок.
 |
Доля женщин, указавших, что они единственные в домохозяйстве
занимаются (скользящие средние по 9 поколениям, %)

|
Рисунок 15. Гендерные ценности: отношение к делению
домашних обязанностей на мужские и женские
* * *
История семей во второй половине XX века раскрывает
перед нами чрезвычайное разнообразие ситуаций, которое не может
быть сведено ни к делению Европы на Западную и Восточную, ни к исторически
возникшим антропологическим особенностям. Она отмечена тенденциями,
проявившимися в Западной Европе в конце 1960-х годов, а в Восточной
и Центральной — в начале 1980-х: брак перестал быть единственной
формой стабильного союза; между различными этапами вступления во
взрослую жизнь нет прямой механической зависимости, которая диктовала
бы якобы естественную последовательность их прохождения (завершение
образования, выделение из родительской семьи и первая работа, создание
союза и рождение первого ребенка). В то время как момент выделения,
означающий обретение независимости по отношению к родителям и, вероятно,
отражающий глубоко укорененные в обществе представления о начале
взрослой жизни, отличается относительной стабильностью, последовательность
и взаимосвязи между остальными этапами подвергаются изменениям.
В отличие от Франции, где эти трансформации очевидны, в бывших советских
республиках они еще не проявили себя в полной мере, но признаки,
указывающие на разрушение взаимосвязи между жизненными этапа, уже
начинают давать о себе знать и здесь.
Все эти изменения, начавшиеся в четырех странах в разные
моменты, отличались масштабностью. Это не значит, однако, что новый
политический, экономический и социальный формат Европы приведет
к появлению единой схемы, стандартной европейской семьи, которая
утратит связь с культурными факторами, недавним прошлым и долгой
историей. Напротив, более широкий выбор, имеющийся сегодня у индивида
(зарегистрированный брак или неформальный союз; менее тесная связь
между рождением первого ребенка и вступлением в брак или созданием
союза), скорее всего, позволит сильнее, чем раньше, проявиться культурному
и антропологическому разнообразию в рамках описанной выше общей
схемы. Кроме того, по-прежнему важную роль играют политические решения:
не меняя полностью важнейших тенденций, они накладывают на них отпечаток.
Отметим, наконец, что вплоть до настоящего времени сохраняются —
пусть и в менее четком виде — следы былой интеграции в те или иные
политические пространства.
|