|
Семья в четырех странах:
Франция, Грузия, Литва, Россия
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ален
БЛЮМ
|
Сесиль
ЛЕФЕВР
|
Паскаль
СЕБИЙ
|
|
|
|
Ирина
БАДУРАШВИЛИ
|
Арно
РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ
|
Влада
СТАНКУНИЕНЕ
|
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Разный "старт" взрослой жизни индивида
Этапы вступления во взрослую жизнь (выделение из родительской
семьи, завершение образования, первая работа, первый партнерский
союз, рождение первого ребенка) могут осуществляться в различном
темпе, с большими или меньшими промежутками. Даже внутри одной страны
они не всегда следуют друг за другом в одном и том же порядке. Тем
не менее, несмотря на вариации, зависящие от индивидуальных социальных
и экономических факторов, ряд признаков указывает на то, что эти
различные этапы начала взрослой жизни тесно связаны друг с другом.
Так, например, старшие поколения французов отличаются от своих ровесников
из других стран, что объясняется особой связью между выходом на
рынок труда и созданием семьи.
Несмотря на то, что по окончании учебы французы очень
быстро находят первую работу, дом родителей они покидают лишь несколько
лет спустя. Таким образом, выделение не просто является результатом
достижения экономической автономии, а означает приобретение статуса
взрослого человека. Этот этап наступает после того, как были обеспечены
все необходимые условия для независимого существования. Именно этим
объясняется удивительное постоянство медианного возраста на момент
ухода из родительского дома (рис. 7). Промежуток времени,
отделяющий завершение учебы и первую работу от выделения из родительской
семьи, обусловливается сочетанием экономического фактора (необходимости
обеспечить финансовую независимость, чтобы уйти от родителей) с
фактором скорее антропологического характера (представлениями о
том, в каком возрасте человек становится автономным).
|
Возраст на момент:
|
Рисунок 8. «Вступление во взрослую жизнь»
— медианный возраст на различных этапах начала взрослой жизни, по
поколениям мужчин, лет
|
Возраст на момент:
|
Рисунок 9. «Вступление во взрослую жизнь»
— медианный возраст на различных этапах начала взрослой жизни, по
поколениям женщин, лет
Первый этап создания семьи, а именно вступление в первый
союз, который для поколений, родившихся до 1960 года, в большинстве
случаев являлся браком, осуществляется после завершения учебы, выхода
на рынок труда и выделения из родительской семьи. За ним быстро
следует рождение первого ребенка. У поколений 1930-х годов, начавших
взрослую жизнь сразу после Второй мировой войны, между окончанием
учебы (или первой работой) и созданием союза (или рождением первого
ребенка) проходит более 15 лет. Таким образом, оказываются разделенными
по времени три явления: первое, экономического характера, связывает
образование и работу; второе, социологического порядка, соответствует
социальным представлениям о взрослом возрасте и определяет уход
из родительского дома; третье, демографическое, связывает брак и
рождение первого ребенка.
В советскую эпоху этапы истории жизни человека следовали
друг за другом в гораздо более быстром темпе и накладывались друг
на друга, а их последовательность нарушалась. Немного времени разделяло
завершение образования и выделение из семьи родителей21,
создание первого союза и рождение ребенка. В России на прохождение
всех этапов уходило менее 5 лет, тогда как во Франции — свыше 10.
В России создание первого союза и даже рождение ребенка нередко
предшествовали окончанию учебы. В Литве и Грузии этот процесс занимал
немного больше времени в силу чуть более раннего выделения из родительской
семьи, объяснявшегося менее острым дефицитом жилья. Тем не менее
на всей территории СССР государственный контроль за доступом к образованию
и рынком труда приводил к нарушению взаимосвязи между созданием
семьи и образовательно-профессиональными траекториями. В отличие
от Франции границы между различными этапами истории жизни здесь
были стертыми22.
Самые молодые поколения отличаются от предыдущих, особенно
во Франции, где завершение образования/выход на рынок труда, выделение
из родительской семьи и рождение первого ребенка все больше и больше
отделяются друг от друга. Неизменность возраста, в котором дети
покидают дом родителей и создают партнерский союз, контрастирует
с быстрым увеличением возраста при рождении первого ребенка, а также
медленным, но постоянным повышением возраста на момент завершения
образования и выхода на рынок труда. Это явление незнакомо другим
рассматриваемым здесь странам; лишь рождение первого ребенка постепенно
отдаляется от остальных этапов в России и Литве, причем только у
мужчин. В Грузии по-прежнему наблюдается наложение друг на друга
и концентрация всех этапов, особенно у женщин23.
Отделение рождения первого ребенка от остальных этапов, наметившееся
недавно и носящее явно выраженный гендерный характер, является не
столько свидетельством изменений в ожиданиях и установках индивидов,
сколько следствием экономических трансформаций. Исчезновение патерналистского
государства привело к тому, что мужчины вынуждены откладывать создание
семьи на более позднее время, на момент получения стабильной работы
и карьерного роста24.
21 В российском
обследовании вопрос о первой работе не задавался.
22 См.: Себий
П., Блюм А. и Захаров С. Взросление во Франции и России: различия
в перспективе поколений / Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад
/ Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской;
-М.: НИСП, 2010. с. 141-173.
23 Сильное повышение
возраста выделения из родительской семьи, наблюдаемое в конце 1990-х
гг., связано с реформой военной службы.
24 См.: Пайе А. и
Синявская О. Занятость женщин во Франции и России: роль детей и
гендерных установок / Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад
/ Под науч. ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской;
-М.: НИСП, 2010. с. 304-352.
|