|
Семья в четырех странах:
Франция, Грузия, Литва, Россия
|
 |
Над темой номера работали
|
 |
 |
 |
Ален
БЛЮМ
|
Сесиль
ЛЕФЕВР
|
Паскаль
СЕБИЙ
|
 |
 |
 |
Ирина
БАДУРАШВИЛИ
|
Арно
РЕНЬЕ-ЛУАЛЬЕ
|
Влада
СТАНКУНИЕНЕ
|
 |
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Семейная взаимопомощь и отношения с родительским гнездом
Известно, что внутрисемейные отношения отчасти определяются
антропологическими характеристиками изучаемых обществ. Поведение
индивидов противостоит социальным и политическим трансформациям18.
Под воздействием новых условий проживания, быстрой урбанизации и
миграции, заставляющих многие семьи покинуть село и переселиться
в город, отношения внутри семьи претерпевают изменения. Внутрисемейные
связи «растягиваются», и на смену совместному проживанию нескольких
поколений семьи под одной крышей нередко приходят новые формы взаимопомощи.
Семейные модели, характеризующиеся четким разделением труда внутри
домохозяйства, распределением экономических функций в крестьянском
хозяйстве или частичным объединением ресурсов, уступают место новым
типам семейной организации, строящимся на иных видах взаимопомощи,
неформальных обменах и общении.
Одновременно множатся связи между семьей и внешним миром,
и появляются новые типы помощи, в частности со стороны государства.
Семьи все шире прибегают к институциональным каналам, будь то финансовая
и налоговая поддержка или государственная помощь в области воспитания
детей и уходу за пожилыми людьми, а помощь родственников в рамках
расширенной семьи выступает как дополнение к государственной.
С этой точки зрения, особенно интересен пример советских
республик, так как в СССР «государство всеобщего благоденствия»
соседствовало с традиционными моделями взаимопомощи, отличавшимися
важными особенностями в каждом регионе. Эти модели, взаимодополняющие
друг друга или, наоборот, противоречащие друг другу, иногда вступали
в конфликт с государственным патернализмом, а иногда мирно уживались
с ним. Однако советская патерналистская модель, служившая фундаментом
системы социальной защиты, вступала в противоречие с реальностью,
нередко близкой к экономике выживания. Это несоответствие проявлялось
в обмене товарами и услугами между индивидами, зачастую носившими
денежный и неформальный характер19.
Такой обмен позволял населению частично компенсировать провалы и
недостатки советской системы социальной защиты. В то же время участники
обмена оказывались вовлеченными в процесс, предполагающий, что за
полученную помощь необходимо отблагодарить оказанием той или иной
услуги. Очевидно, что такая модель дорого обходится индивидам, так
как она требует от них оказания помощи растущему числу лиц в надежде
когда-нибудь получить ответную услугу. Этот тип обмена опирается
на традиционные семейные, дружеские и соседские связи, имеющие свою
специфику в различных регионах и группах населения.
В этих условиях семейная помощь представляет собой один
из самых распространенных видов взаимопомощи, имеющий решающее значение
для одиноких, холостых, разведенных и вдовых. Нередко она выражается
в возвращении в дом родителей или, наоборот, переселении в дом одинокого
человека одного из его родственников (рис. 5 и 6). С особой силой
это проявляется в Грузии, где традиционная семейная организация
способствует существованию сложных домохозяйств. Для грузинских
мужчин проживание в доме родителей возможно в любой момент их брачной
истории, независимо от того, состоят они в союзе или нет. Тот факт,
что с возрастом доля мужчин, живущих с одним или обоими родителями,
уменьшается, объясняется не столько их выделением, сколько смертью
родителей.
Во Франции, напротив, мужчины крайне редко остаются
жить с родителями, особенно после 30 лет. Среди женщин таковых чуть
больше, но после того как женщина покинула родительский дом, она
почти никогда не возвращается туда, даже в случае развода или вдовства.
Таким образом, выделение из родительской семьи носит обычно окончательный
характер. В Литве это проявляется слабее, что объясняется
дефицитом жилья и нестабильностью доходов. Многие мужчины и женщины
живут со своими родителями или родителями партнера после создания
или прекращения союза. Россия, как и Литва, представляет собой промежуточный
вариант: здесь также наблюдается рост количества случаев вынужденного
проживания с родителями, вызванного трудными экономическими условиями
1990-х годов.
Рисунок 5. Доля мужчин, живущих с одним или обоими родителями
или с родителями партнера, по брачному состоянию, %
Источники: здесь и для рис. 6-12 данные обследования GGS.
Рисунок 6. Доля женщин, живущих с одним или обоими родителями
или с родителями партнера, по брачному состоянию, %
Тип семейной организации и форма совместного проживания
также указывают на характер связей между членами семьи и на особенности
гендерных отношений в семье. Так, в Грузии забота о престарелых
родителях традиционно лежит на старшем сыне. Такие связи, характерные
для семьи, и гендерные отношения, наблюдаемые в масштабах всего
общества, отражают определенные антропологические особенности, которые
в некоторых случаях могут быть усилены экономическими условиями,
например, кризисом, заставляющим женщин покидать рынок труда быстрее
и чаще, чем это делают мужчины. Семейные и брачные практики также
отсылают к социальному статусу полов и характерным для данного общества
обычаям.
В Грузии вступление в брак не обязательно влечет за
собой уход мужчины из родительского дома. В рамках патрилокальной
модели мужчина остается жить с родителями, забирая к себе в дом
жену. Такая связь мужчин с родителями проявляется и в различиях
поведения мужчин и женщин при прекращении союза. В случае овдовения,
развода или разрыва мужчина остается (или возвращается) жить к родителям,
в отличие от женщин, покидающих родительский дом независимо от своего
брачного состояния. Это является, несомненно, одной из самых специфических
черт грузинской семейной организации по сравнению с тремя другими
странами.
Совместное проживание отражает лишь один из аспектов
отношений между родителями и детьми. Трудности с жильем и особенности
городской жизни накладывают отпечаток на семейные структуры, не
вызывая, однако, глубинных изменений в этих отношениях. Чтобы убедиться
в этом, достаточно посмотреть, с какой частотой дети навещают родителей
(рис. 7). В Грузии гендерные отношения определяют повседневные
отношения внутри семьи. Тесная связь мужчин с родителями, характерная
для патрилокальной модели, проявляется и в том, что сыновья существенно
чаще, чем дочери, навещают родителей20.
Рисунок 7. Доля детей, имеющих одного или двух живых
родителей и навещающих их раз в неделю или чаще, по полу детей и
родителей, %
18 Herve Le Bras et Emmanuel
Todd // L´invention de la France. Atlas anthropologique et
politique. – Paris: Le Livre de Poche, 1981.
19 Desert М. Le
débat russe sur l'informel // Questions de recherches. Mai
2006. № 17. CERI/Sciences Po.; http://www.ceri-sciencespo.com/cerifrpublica/question/menu.htm
20 См.: Ренье-Луалье
А., Бадурашвили И. и Циклаури Ш. Семейные ситуации, календарь
ухода из родительского дома и межпоколенные взаимоотношения в Грузии
и Франции / Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под науч.
ред. С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; -М.: НИСП,
2010. с. 109-140.
|