|
РУКОВОДСТВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МИГРАЦИИ
Прямая помощь жертвам торговли людьми
М., МОМ, 2010, 370 страниц
|
http://www.iomrussia.ru/russian/publications/DA_Guide_Final_RUS.pdf
Международная организация по миграции (МОМ) обладает
более чем пятнадцатилетним опытом работы по борьбе с торговлей людьми,
и до настоящего момента предоставила помощь более 20 тыс. человек
- жертвам торговли людьми во всех регионах мира. С учетом роста
количества организаций, особенно местных НПО, предоставляющих помощь
жертвам торговли людьми, МОМ хотела бы поделиться своим опытом и
извлеченными уроками.
В настоящем Руководстве, в основу которого заложены
международные стандарты по защите прав человека, собран и систематизирован
этот опыт.
Руководство также отражает дух политических обязательств
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области
борьбы с торговлей людьми и полученный в последние годы опыт. Структуры
и институты ОБСЕ, включая Бюро Специального представителя и координатора
по борьбе с торговлей людьми, а также Бюро по демократическим институтам
и правам человека (БДИПЧ), поддерживают государства-участники в
выполнении обязательств ОБСЕ по противодействию торговле людьми
путем оказания помощи, по их просьбе, и обеспечения рекомендациями
в сфере предотвращения торговли людьми, защиты жертв и уголовного
преследования преступников.
МОМ и ОБСЕ признают, что каждая жертва уникальна и нуждается
в различной помощи. Характер торговли людьми также различен в разных
частях мира и постоянно развивается, требуя изменений в ответных
мерах. Поэтому задачей настоящего Руководства является не представление
единой методологии оказания помощи жертвам торговли людьми, а, скорее,
выработка предложений и руководящих принципов, основанных на многолетнем
опыте МОМ. Международная организация по миграции и ОБСЕ выражают
надежду на то, что Руководство будет полезным для всех организаций,
оказывающих такого рода помощь жертвам, и особенно для организаций,
которые только начинают разрабатывать программы помощи жертвам и
могут воспользоваться опытом МОМ.
В настоящем Руководстве содержатся именно такие принципы
и советы, необходимые для эффективного оказания всесторонней помощи
жертвам торговли людьми с момента установления первого контакта
и определения статуса до фактической социальной реинтеграции этих
людей. В Руководстве рассматриваются вопросы оказания помощи несовершеннолетним,
однако это делается недостаточно глубоко, насколько это необходимо
заинтересованному специалисту-практику. В данном случае следует
обязательно обратиться к Руководству Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)
по защите детей - жертв торговли людьми.
Оглавление
Предисловие
Глава 1
Охрана и личная безопасность
Основные принципы
Вопросы безопасности и оценка риска
1.1 Оценка риска
1.2 Обработка и охрана конфиденциальных личных данных и данных
о торговле людьми
1.2.1 Конфиденциальные личные данные жертв торговли людьми
1.2.2 Обработка и управление конфиденциальными личными данными
и данными о торговле людьми
1.3 Передовой опыт обеспечения безопасности персонала ОПУ
1.3.1 Передовой опыт: первый контакт с жертвой
1.3.2 Передовой опыт: общение с жертвой
1.3.3 Личная безопасность
Глава 2
Определение статуса жертвы торговли людьми
2.1 Введение
2.1.1 Направление в организацию, предоставляющую услуги
2.1.2 Цель определения статуса
2.1.3 Ограничения процесса определения статуса
2.1.4 Понимание торговли людьми
2.1.4.1 Правовой контекст
2.1.4.2 Преступник
2.1.4.3 Жертва
2.1.4.4 Феномен торговли людьми
2.2 Показатели оценки до собеседования
2.3 Опрос (собеседование) для определения статуса
2.3.1 Особенности собеседования с несовершеннолетними
2.3.2 Реакция жертв и обращение с жертвами
2.3.3 Этические принципы обращения с лицами, ставшими предметом
торговли, и проведение опроса
2.3.4 Форма для проведения опроса для определения статуса
2.3.4.1 Памятка для проведения опроса
2.3.4.2 Заполнение формы для проведения опроса для определения
статуса
Приложение I Форма проведения опроса для Определение статуса жертвы
торговли людьми
Глава 3
Направление и помощь в реинтеграции
Введение
3.1 Направление и перемещение для оказания помощи
3.1.1 Международные направления
3.1.1.1 Подготовительные процедуры подготовки международного передвижения
3.1.1.2 Процедуры международной коммуникации
3.1.1.3 Международные процедуры переездов
3.1.2 Направления внутри страны
3.1.2.1 Подготовительные процедуры внутри страны
3.1.2.2 Процедуры коммуникации внутри страны
3.1.2.3 Процедуры передвижения внутри страны
3.1.3 Помощь по прибытии
3.1.4 Дальнейшее наблюдение
3.2 Реинтеграция
3.2.1 Оценка и план реинтеграции
3.2.1.1 Индивидуальная оценка реинтеграции
3.2.1.2 Ситуационная оценка реинтеграции
3.2.1.3 План реинтеграции
3.2.2 Процесс реинтеграции
3.2.2.1 Механизмы предоставления помощи в реинтеграции
3.2.2.2 Начальная поддержка принимающей ОПУ
3.2.2.3 Долгосрочная поддержка в реинтеграции
3.2.2.4 Поддержка жертв государственными структурами
3.2.3 Типы помощи в реинтеграции
3.2.3.1 Медицинские услуги/здравоохранение
3.2.3.2 Консультирование
3.2.3.3 Финансовая помощь
3.2.3.4 Юридическая помощь
3.2.3.5 Восстановление в образовательных учреждениях
3.2.3.6 Профессиональное обучение
3.2.3.7 Деятельность микропредприятий и предпринимательская деятельность
3.2.3.8 Трудоустройство, дотации к заработной плате, программы
стажировки
3.2.3.9 Предоставление жилья и проживания
3.2.4 Помощь в реинтеграции несовершеннолетних
3.2.5 Операционная безопасность, связанная с процессом реинтеграции
3.2.6 Мониторинг реинтеграции
3.2.7 Оценочный анализ
3.2.7.1 Оценка жертвы
3.2.7.2 Самооценка
3.2.7.3 Внешняя оценка
Приложение I: Отчет о результатах мониторинга
Глава 4
Основные принципы работы убежища
4.1 Создание убежища
4.2 Помещения и планировка убежища
4.2.1 Физические характеристики здания убежища
4.2.2 Максимальная вместимость убежища
4.2.3 Ремонт и содержание
4.2.4 Санитарные условия и услуги
4.2.5 Часы работы убежища и политика приема
4.2.6 Безопасность
4.3 Руководство убежищем и кадровое укомплектование его персоналом
4.3.1 Состав персонала убежища
4.3.2 Управление убежищем
4.3.3 Прямые консультации и (или) психологическая помощь 138
4.3.4 Наблюдение и общая опека лиц, пребывающих в убежище
4.3.5 Финансовый контроль и закупки
4.3.6 Другие штатные сотрудники
4.3.7 Привлечение добровольцев
4.4 Руководство персоналом убежища и их обучение
4.4.1 Программы обучения и развития персонала
4.4.2 Кодекс поведения убежища/стандартные процедуры работы
4.4.3 Штатное расписание
4.4.4 Контроль
4.4.5 Синдром сгорания
4.5 Процедуры оказания помощи жертвам, находящимся в убежище
4.5.1 Базовые концепции для работы с жертвами в убежище
4.5.2 Прибытие в убежище
4.5.3 Кто проведет первую встречу
4.5.4 Сроки и обстановка встречи
4.5.5 Обстановка первой встречи
4.5.6 Задачи первой встречи
4.5.7 Проживающие в убежище - права и обязанности
4.5.8 Помощь и услуги убежища
4.5.9 Обстоятельная беседа с жертвой
4.5.10 Завершение первой встречи
4.5.11 Пакет базовых потребностей и период начального восстановления
4.6 Особые аспекты работы с детьми
4.7 Услуги и помощь убежища
4.7.1 Консультации
4.7.2 Медицинская помощь
4.7.3 Психологическая помощь
4.7.4 Психиатрическая помощь
4.7.5 Юридическая помощь
4.7.6 Восстановительная деятельность
4.7.7 Дополнительные услуги в реинтеграции
4.7.8 Документы, удостоверяющие личность, проездные документы.
Помощь в возвращении
4.8 Разработка плана оказания услуг
4.9 Выбытие из убежища
4.10 Ведение документации
Приложение I Руководящие положения для норм поведения персонала
Приложение II Соглашение о конфиденциальности персонала
Приложение III Права лиц, проживающих в убежище
Приложение IV Общие правила убежищ
Приложение V Обязанности персонала в связи с выбытием жильца из
убежища
Приложение VI Анкета для проживающих в убежище лиц при выбытии
Глава 5
Здоровье и торговля людьми
5.1 Введение
5.2 Аспекты здоровья и торговля людьми
5.3 Принципы этики и безопасности при оказании медицинских услуг
5.4 Понимание картины мира жертв торговли людьми: вопросы, влияющие
на медицинскую помощь
5.5 Вопросы, требующие особого рассмотрения
5.5.1 Культурная компетентность
5.5.2 Травма и память
5.5.3 Пол и гендер
5.5.4 Дискриминация и традиционная роль женщины
5.5.5 Сексуальное и репродуктивное здоровье
5.5.6 Сексуальные меньшинства
5.5.7 Дети женщин, пострадавших от торговли людьми
5.6 Дети и подростки
5.6.1 Медицинское обслуживание детей и подростков, пострадавших
от торговли людьми
5.6.2 Влияние насилия на рост и развитие ребенка
5.6.3 Благоприятные условия для ребенка
5.7 Психическое здоровье и медицинский уход за жертвами торговли
людьми
5.7.1 Психические заболевания
5.7.2 Психологическое принуждение и насилие в контексте торговли
людьми
5.7.3 Злоупотребление психоактивными веществами и наркотическая
зависимость
5.7.4 Обычные источники стресса в организациях, предоставляющих
услуги
5.8 ВИЧ И СПИД
5.9 Судебно-медицинские аспекты медицинской помощи жертвам торговли
людьми
5.10 Отношения между врачом и пациентом
5.11 Планирование медицинской части проектов, связанных с защитой
и помощью лицам, пострадавшим от торговли людьми
5.12 Принципы ведения дел при типичных клинических условиях, встречающихся
при торговле людьми
5.12.1 Инфекции передаваемые половым путем (ИППП)
5.12.2 Психическое здоровье
5.12.3 Гигиена и санитария
5.12.4 Туберкулез
5.12.5 Гигиена труда
5.12.6 Заболевания, предупреждаемые вакцинацией
5.12.7 Питание. Травмы. Состояние зубов Хронические заболевания
5.13 Планирование медицинской помощи для лиц, ставших предметом
торговли
5.14 Планирование медицинской помощи при завершении программы
поддержки
5.15 Персонал и здоровье
5.15.1 Стресс
5.15.2 Меры поддержки персонала и сокращения стресса
5.15.3 Поддержка и признание синдрома сгорания
5.15.4 Профессиональный риск, связанный с переносимый кровью патогенном
5.15.5 Обучение персонала
5.16 Партнеры, предоставляющие медицинские услуги
5.17 Управление медицинскими информационными системами
5.17.1 Система медицинской информации и управление ею
5.17.2 Общие принципы безопасности и конфиденциальности информации,
содержащейся в деле
5.17.3 Обмен информацией между предоставляющими услуги организациями
5.17.4 Право жертв торговли людьми на свои медицинские записи
Приложение l Будапештская декларация
Приложение II Описание некоторых распространенных на Западе терапевтических
методов психологической поддержки
Глава 6
Сотрудничество с правоохранительными органами
6.1 Введение
6.2 Исходная информация
6.3 Сотрудничество с точки зрения правоохранительных органов
6.4 Сотрудничество с точки зрения предоставляющей услуги организации
6.4.1. Стратегические риски, с которыми сталкиваются ОПУ
6.4.2. Операционные риски, с которыми сталкиваются ОПУ
6.4.3. Определение преимуществ сотрудничества
6.5 Право доступа к уголовному правосудию и права жертв
6.5.1. Введение
6.5.2. Право выбора системы уголовного судопроизводства и права
жертв торговли людьми
6.5.3. Сроки консультирования
6.5.4. Юридическая консультация
6.5.5. Юридическая защита жертв-свидетелей
6.6 Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве
6.6.1. Степень сотрудничества
6.6.2. Преимущества подписания меморандума о взаимопонимании
6.6.3. Основные принципы
6.6.4. Содержание MOB в области сотрудничества
6.6.5. Риски
6.7 Взаимодействие с подразделениями по борьбе с торговлей людьми
6.8 Техническое сотрудничество и наращивание потенциала
6.9 Информация: управление и распространение
6.9.1. Оперативная информация в борьбе с торговлей людьми: определение
и источники
6.9.2. Виды оперативных данных и их использование
6.9.3. Процесс двустороннего обмена
6.9.4. Обязанность по раскрытию оперативной информации, касающейся
жертв или потенциальных жертв
6.9.5. Прямое предоставление полиции оперативной информации, осуществляемое
жертвой торговли людьми
6.9.6. Оценка рисков раскрытия конкретных оперативных данных
6.9.7. Конфиденциальность переданной оперативной информации
6.9.8. Мониторинг и проверка
Приложения
|