Rambler's Top100

№ 445 - 446
29 ноября - 12 декабря 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Миграция между Россией и Европейским Союзом: результаты опроса нерегулярных мигрантов и развитие миграционной политики

Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции

Руководство международной организации по миграции

Global report: UNAIDS report on the global AIDS epidemic 2010

HIV/AIDS surveillance in Europe 2009

По страницам журналов «Вопросы статистики» и «Российский вестник перинатологии и педиатрии»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Google
Web demoscope.ru

Люси Уильямс, Серхан Актопрак

МИГРАЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НЕРЕГУЛЯРНЫХ МИГРАНТОВ И РАЗВИТИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

М., МОМ, 2010, 100 страниц

http://www.iomrussia.ru/russian/publications/Snapshot_Study_ru.pdf

В целом, современная международная российская миграция в основном охватывает страны СНГ и прочие страны, входившие в состав СССР, поскольку внутренние границы Советского Союза стали международными. Многие из таких мигрантов не регистрируются, и большинство из них занимается физическим и неквалифицированным трудом. По данным Ю. Андриенко и С. Гурьева (2005 г.), единых оценок масштаба незарегистрированной миграции в России нет, а некоторые политики и средства массовой информации говорят о 35 млн. иммигрантов. Демографы и социологи считают, что нерегулярных мигрантов заметно меньше - порядка 4-5 млн. человек.

Стр. 17.

Мигранты в Российской Федерации представляют очень диверсифицированную группу. Этническая принадлежность многих из тех, кто мигрировал из бывших республик СССР, такая же, как у большинства населения Российской Федерации. Мигранты, принадлежащие к этническому большинству других стран, имеют соответственно иной уровень связей с Россией. Кроме того, в России есть мигранты с двойственным отношением к российскому государству. Это, например, вынужденные мигранты из мест локальных конфликтов и беспорядков в России и бывших республиках СССР. Наконец, в Россию прибывает множество категорий мигрантов, добровольных и вынужденных, из стран, расположенных вне СНГ. В частности, среди групп мигрантов из дальнего зарубежья весьма заметны мигранты из Китая.

Стр. 17.

Важная часть данной работы - понять, почему мигранты решили переехать в ЕС. Были предложены разные причины, и опрошенные часто давали несколько ответов на этот вопрос. Для простоты такие причины можно разделить на следующие группы: экономическая мотивация, уход от опасной политической ситуации, бегство из зон конфликтов и нарушения прав человека, бегство от плохих условий жизни, стремление получить образование для себя или членов семьи и личные амбиции. Структура ответов приведена ниже.
Экономическая мотивация - согласился 31 человек.
Бегство из зон конфликтов или от опасности - согласились 25 человек.
Личные амбиции - согласились 16 человек.
Бегство от плохих условий жизни - согласились 7 человек.
Стремление получить образование - согласились 6 человек.*
В число тех, кто бежал из зон конфликтов и от опасности, входят мигранты из регионов России (Северный Кавказ) и других бывших республик СССР, а также мигранты из Индии (Пенджаб) и Ирака.
Воссоединение семьи (супругов или других членов семьи) было еще одним мотивом для миграции.
Отвечая на вопрос о странах, в которые они намеревались мигрировать, большинство опрошенных сказали, что хотели переехать в конкретные страны ЕС, поскольку там у них есть родственники и друзья. Восприятие страны назначения как "удачного места для подачи заявления о предоставлении убежища" было также важной причиной при выборе места назначения (6 человек в европейском исследовании и 4 - в российском).
Важным результатом этого исследования является обнаружение того факта, что мигранты оказались не там, куда направлялись: в европейском исследовании 16 мигрантов заявили, что не собирались оставаться там, где они сейчас проживают, причем несколько мигрантов не смогли воссоединиться с членами семьи в других странах ЕС, поскольку им помешал пограничный контроль. Опрошенные заявили, что контрабандисты часто играют более важную роль в определении возможного места назначения, чем сами мигранты. Об этом есть сведения и в других исследованиях.
В ходе нашей работы были собраны данные о состоянии здоровья мигрантов до и после миграции, однако на их основании нельзя сделать определенные выводы. Чаще всего состояние здоровья определялось во время миграции понятиями "хорошее" или "нормальное". При анализе здоровья мигрантов, вернувшихся в Россию, 13 опрошенных не отметили изменений, 4 - сообщили, что оно улучшилось, а 6 - что ухудшилось. По сравнению с 19 мигрантами, которые посетили врача, находясь в ЕС, только 7 сообщили о медицинском осмотре после возвращения в Россию. Однако стоит отметить, что из тех 17, кто не обращался к врачам после возвращения в Россию, трое указали, что не сделали этого из-за непомерно высоких цен.
* Некоторые респонденты выбрали несколько вариантов ответа (86 ответов на 81 опрошенного).

Стр. 26-27.

На основании анализа этих данных можно предложить две основные рекомендации:

  • Сложности, сопутствующие возвращению мигрантов из ЕС в Россию, можно сделать менее существенными путем предложения таких видов поддержки, как медицинская помощь, содействие в трудоустройстве, поиске жилья и т. п. Это должно помочь мигрантам быстрее стать самодостаточными и начать вносить свой вклад в экономику страны.
  • Улучшение доступности услуг социального обеспечения для граждан России в целом и для мигрантов в частности должно снизить желание граждан уехать из страны и повысить их готовность вернуться.

Стр. 50.

Целью настоящего отчета является формирование документальной основы для поддержки дальнейшего развития административно-правовой инфраструктуры, регулирующей процесс возвращения мигрантов из Европейского Союза в Российскую Федерацию. Отличительной особенностью этого отчета является предоставляемая им возможность посмотреть на режим и политику в области миграции с позиций самого мигранта. Такая концепция исследования, нацеленная на сбор и анализ сведений качественного характера, не только во многом компенсировала невозможность сбора достоверных количественных данных, но и предоставила нам возможность изучения, что называется, изнутри жизни и опыта нерегулярных мигрантов во время их пребывания в странах ЕС и по возвращении в Россию.


Содержание

ОТ АВТОРОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. СРЕДА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1.1. Введение
1.2. Методы исследования
1.2.1. Сбор данных
1.2.2. Анализ данных
1.3. Исследовательская база по миграции между Россией и ЕС
1.4. Структура отчета

РАЗДЕЛ 2. СХЕМЫ МИГРАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

2.1. Введение
2.2. Миграция: схемы и перспективы.
2.2.1. Теоретические соображения
2.2.2. Миграция и место назначения
2.3. Схемы российской миграции и "русская" миграция в Европейский Союз
2.3.2. Схемы миграции между Россией и ЕС
2.3.3. Возвращение мигрантов из ЕС в Россию
2.3.4. Соглашения о реадмиссии
2.3.5. Ответные меры стран ЕС на нерегулярную миграцию
2.4. Нерегулярный транзит граждан третьих стран в ЕС через территорию России
2.5. Заключение

РАЗДЕЛ 3. ПРОФИЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МИГРАНТОВ ИЗ РОССИИ В ЕС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Введение
3.2. Демографические характеристики мигрантов, опрошенных в ЕС и России
3.3. Данные, собранные в отношении положения мигрантов в ЕС и России
3.3.1. Основные результаты
3.3.2. Анализ дополнительных вопросов, заданных транзитным мигрантам в европейском исследовании
3.4. Результаты исследования, проведенного в Российской Федерации
3.5. Выводы по результатам анализа ответов на вопросы
3.6. Количественные результаты анализа ответов на вопросы открытого типа из анкет, подготовленных для стран ЕС и России
3.6.1. Анализ вопросов открытого типа
3.6.2. Результаты анализа вопросов открытого типа
3.7. Анализ отдельных случаев
3.8. Выводы

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К РАЗВИТИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Введение
4.2. Концептуальные выводы и рекомендации по управлению потоками мигрантов между Россией и ЕС
4.3. Рекомендации по поддержке возвращения, реинтеграции и приема мигрантов, возвращающихся из ЕС
4.4. Выводы и заключение

РАЗДЕЛ 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.