|
|
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Обзор положений нового миграционного законодательства
и практики его применения
М., Бюро МОМ, 2010, 72 страницы
|
http://www.iomrussia.ru/russian/publications/Qwerty_Practic-6.pdf
Правоприменительная практика в сфере трудовой
миграции в настоящее время во многом обусловливается отсутствием
механизмов, способствующих упорядочению и управляемости миграционных
потоков. Присущий современным миграционным потокам фактор
стихийности, которому не противопоставлен комплекс мер от
соответствующего набора нормативных правовых актов до инфраструктурных
элементов, на базе которых реализуются эти акты, будет всегда
служить источником нарушений прав мигрантов, работодателей,
законодательства.
В настоящее время одной из основных причин сдерживающих
внедрение в практику прогрессивного принципа организованного
подбора и привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа, способного
покончить с упомянутым фактором стихийности или хотя бы его
минимизировать, является неразвитость или, скорее, отсутствие,
как в Российской Федерации, так и в странах, направляющих
в Россию рабочую силу, целостной инфраструктурной базы, включая
современные средства информатизации и коммуникации данных,
позволяющей работодателям своевременно помещать информацию
в соответствующие банки данных об имеющихся вакантных рабочих
местах, и формировать на ее основе соответствующие заявки
для подбора и привлечения на эти вакантные места иностранных
работников требуемой профессии и квалификации. При этом потенциальные
кандидаты на занятие этих вакансий также могли бы заблаговременно,
до своего выезда за границу, получать исчерпывающую информацию
о конкретных условиях трудоустройства и требованиях, предъявляемых
работодателями, избегая во многом риска оказаться в непредвиденной
неблагоприятной ситуации, включая попадание в криминальные
сети, занимающиеся торговлей людьми в целях рабского и принудительного
труда.
Стр. 46.
В качестве конкретных мер, направленных на решение
комплекса проблем мигрантов в ходе их пребывания и осуществления
трудовой деятельности в Российской Федерации, а также работодателей,
привлекающих их к трудовой деятельности, можно было бы рекомендовать
следующие:
1. Осуществить мероприятия по созданию инфраструктуры на основе
комплексных миграционных центров, упорядочивающей приток мигрантов
на основе их организованного подбора и привлечения к трудовой
деятельности, возможно, по типу университетских городков,
в которых иммигранты могли бы получить помощь в период адаптации
к новой среде обитания, обеспечении их физической безопасности.
2. Разработать единую программу открытия в государствах исхода
трудящихся-мигрантов комплексных миграционных центров, осуществляющих
организованный подбор и привлечение из государств-участников
СНГ в Российскую Федерацию иностранных работников, прежде
всего квалифицированных.
3. Ускорить решение вопроса о создании специализированных
учреждений для содержания в соответствии с судебными решениями
иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному
выдворению или депортации.
4. Создать при руководящих органах субъектов Российской Федерации
координационные органы (межведомственные комиссии) по вопросам
миграции и взаимодействию с диаспорами (общественными объединениями
выходцев из других государств).
5. Подготовить согласованные предложения по совершенствованию
действующего порядка определения потребности в привлечении
иностранной рабочей силы в Российской Федерации и формированию
квот, базирующиеся на рыночных закономерностях.
Стр. 47
|
Данная публикация включает в себя обзор административных
и судебных прецедентов в отношении трудовых мигрантов и работодателей,
проводившийся в рамках проекта Бюро MOM в Москве и НП МАТМ по теме
"Правоприменительная практика в области регулирования внешней
трудовой миграции".
Результаты представленного обзора положений нового миграционного
законодательства и практики его реализации, включая обзор судебной
практики по применению административного законодательства в ряде
субъектов Российской федерации, могут быть использованы для повышения
правовой культуры работодателей, нанимающих трудящихся-мигрантов,
а также представлять интерес для иностранных работников. В данном
обзоре внимание акцентируется на проблемах, с которыми обычно сталкиваются
участники процессов внешней трудовой миграции, - государственные
органы - с одной стороны, работодатели и трудовые мигранты - с другой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Краткий обзор миграционного законодательства Российской
Федерации
2.1. Общие положения миграционного законодательства
2.2. Специфика правового регулирования пребывания иностранных
граждан и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации
3. Порядок и практика реализации органами исполнительной
власти в сфере миграции прав иностранных граждан и работодателей,
использующих их труд
3.1. Порядок привлечения и использования в Российской Федерации
иностранной рабочей силы
3.2. Практика реализации органами исполнительной власти в сфере
миграции прав иностранных граждан и работодателей, использующих
их труд
3.3. Проблемы, связанные с наличием сложностей и неоднозначностей
в миграционном законодательстве
3.4. Проблематика миграционного учета
3.5. Порядок уведомления о привлечении иностранных работников
к трудовой деятельности.
3.6. Обращения граждан в ФМС России и ее территориальные органы
за разъяснениями определенных аспектов миграционного законодательства.
3.7. Обзор некоторых аспектов судебной практики в сфере миграции
4. Новации в нормативные правовые акты, касающиеся сферы
трудовой миграции
5. Предварительные выводы. Рекомендации
6. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
7. Перечень используемых нормативных правовых актов
|