| Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции
|
| Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году
|
| Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением
|
| Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции
|
| Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров
|
| См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5%
ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми
- от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции
Страны ЕС-27 существенно различаются по величине социальных
выплат и пособий в связи со старостью, рассчитанных на душу населения
в стандартах покупательной силы. В среднем по ЕС-27 она составила
за 2007 год 2486 СПС на человека, по ЕС-25 – 2592. По странам Европейского
Союза эта величина варьировалась от 576 в Румынии до 3557 в Люксембурге
и 3496 в Австрии. За пределами Европейского Союза значительная сумма
пособий и выплат в связи со старостью выплачивается в Швейцарии
(4006 СПС на душу населения за 2007 год) и Норвегии (3017). С другой
стороны, крайне низкой величиной пособий и выплат по случаю старости,
помимо Румынии, отличаются Болгария (636), Латвия (690), Литва (899),
Эстония (915) и Словакия (984 СПС).
За 1996-2007 годы средняя по Европе-15 величина выплат
и пособий в связи со старостью увеличилась в 1,6 раза - с 1797 до
2829 СПС за год на душу населения. В странах Европы, где величина
этих выплат на протяжении данного периода была устойчиво выше среднего
уровня по ЕС-15 – Австрии, Великобритании, Дании, Италии, Люксембурге,
Нидерландах, Швеции и Швейцарии - наиболее значительный рост наблюдался
в Нидерландах (в 1,7 раза), Великобритании и Австрии (в 1,6 в обеих
странах).
Рисунок 11. Социальные выплаты в связи со старостью
в целом по странам ЕС-15, в Австрии, Великобритании, Дании, Италии,
Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии и Швеции, стандартов покупательной
силы на душу населения, 1996-2007 годы
Во всех других странах, кроме Франции и Бельгии в 2006-2007
годах, величина среднедушевых выплат и пособий в связи со старостью
были ниже, чем в среднем по ЕС-15. В Словении и, в меньшей степени,
в Греции и Бельгии наблюдалось снижение величины выплат и пособий
в связи со старостью в отдельные годы рассматриваемого периода,
хотя в целом за 1996-2006 года она увеличилась, соответственно,
в 1,5 и 1,9 раза (рис. 12). Определенное замедление роста величины
пособий и выплат по старости отмечалось также в Бельгии, но и в
этой стране она увеличилась за весь рассматриваемый период в 1,8
раза. Наиболее значительным ростом величины выплат и пособий по
старости – в 2,5 раза – отличалась Португалия, в которой она особенно
быстро увеличивалась в 1999-2002 годах.
Рисунок 12. Социальные выплаты в связи со старостью
в целом по странам ЕС-15, в Бельгии, Германии, Греции, Норвегии,
Португалии, Словении, Финляндии и Франции, стандартов покупательной
силы на душу населения, 1996-2007
Заметно более низкой, по сравнению со средней по ЕС-15,
остается величина выплат и пособий в связи со старостью среди стран,
присоединившихся к Европейскому Союзу в 2004 году и позже, а также
в Ирландии, Испании и Исландии (рис. 13-14). Несмотря на довольно
устойчивый и быстрый рост величины этих выплат в Ирландии (в 2,7
раза за 1996-2007 годы) и Чехии (в 2,0), эти страны все еще заметно
отстают от среднего по Европе-15 уровня. Исландия и Испания, довольно
быстро наращивавшие выплаты в связи со старостью, в последние годы
несколько сократили их (хотя в целом за 1996-2007 годы они увеличились
в 1,4 раза). Несмотря на устойчивый рост, величина выплат и пособий
в связи со старостью остается особенно низкой в странах Балтии,
Болгарии и Румынии. Наиболее быстрый рост отмечается в Румынии,
Эстонии и Литве.
Рисунок 13. Социальные выплаты в связи со старостью
в целом по странам ЕС-15, в Венгрии, Ирландии, Исландии, Испании,
Польше, Чехии, на Кипре и Мальте, стандартов покупательной силы
на душу населения, 1996-2007
Рисунок 14. Социальные выплаты в связи со старостью
в целом по странам ЕС-15, в Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии
и Эстонии, стандартов покупательной силы на душу населения, 1996-2007
Расходы на выплату пенсий – по старости и инвалидности,
по случаю потери кормильца, частичных пенсий, назначаемых в связи
с ограниченной работоспособностью, досрочным выходом на пенсию в
связи с состоянием рынка труда и другими причинами – составили в
2006 году в целом по ЕС-27 11,9% ВВП, варьируясь от 5,0% в Ирландии
до 14,7% в Италии (рис. 15). В странах Европейской зоны свободой
торговли их величина была наиболее значительной в Швейцарии – 12,7%.
Рисунок 15. Расходы на выплату пенсий в странах ЕС-27,
Исландии, Норвегии и Швейцарии, % ВВП, 2006 год
* - предварительные данные
Расходы на уход за престарелыми – на пособия по уходу,
размещение и помощь в повседневной жизни– составили существенно
более скромную величину: 0,5% ВВ в целом по ЕС-27 и от 0% ВВП в
Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП Швеции.
Рисунок 16. Расходы на уход за престарелыми в странах
ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, % ВВП, 2006 год
* - предварительные данные
8 В Италии в эту
группу социальных расходов включают и выходные пособия, выплачиваемые
при сокращении штатов, которые отчасти можно отнести к группе пособий
по безработице. Такие пособия составили примерно 4,1% от общего
объема социальных пособий.
|