| Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции
|
| Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году
|
| Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением
|
| Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции
|
| Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров
|
| См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились
до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции
В Европейском Союзе (ЕС-27) сложилась развитая система
социальной защиты населения, предназначенная для смягчения рисков
и обеспечения нужд, связанных с безработицей, родительской
ответственностью и обязанностями, болезнями и инвалидностью, потерей
супруга или родителя, старостью, трудностями обеспечения адекватных
жилищных условий и другими условиями социальной уязвимости. Организация
и финансирование системы социальной защиты относятся к компетенции
каждого отдельного государства Союза, поэтому используемые модели
социальной защиты несколько различаются, а координирующая роль ЕС
состоит в том, чтобы граждане стран Союза продолжали получать надлежащую
социальную защиту и пересекая национальные границы. Этому способствует
единая цель осуществляемых в ЕС социальных программ – борьба с бедностью
и социальной уязвимостью (или, иначе, «социальным исключением»),
- а также реформирование систем социальной защиты на основе взаимного
обмена опытом.
Признанным критерием того, в какой степени государство
берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта
жизни обездоленных и наиболее уязвимых групп населения, является
показатель объема социальных расходов, представленных в виде доли
валового внутреннего продукта (ВВП)1.
При этом под социальными расходами понимается предоставление общественными
или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам
и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски
в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние, посредством
специально организованных коллективных схем. Выплаты по схемам частного
страхования по личной инициативе отдельных индивидов или домохозяйств
в целях их собственных интересов в социальные расходы не включаются.
В 2007 году общие расходы на социальную защиту в Европейском
Союзе (ЕС-27)2 составили
26,2% к объему ВВП, снизившись почти на процентный пункт по сравнению
с 2005 годом, когда они составили 27,1% ВВП. Данные по ЕС-25 (без
Болгарии и Румынии), имеющиеся за более продолжительный период,
также свидетельствуют о снижении социальных расходов за последние
годы – в 2007 году они составили 26,4% ВВП против 27,4% в 2003 году.
О сходных тенденциях говорят и данные по ЕС-15 (без
стран Восточной Европы, Кипра и Мальты, вступивших в ЕС с 1 мая
2004 года), представленные начиная с 1990 года. Доля социальных
расходов в ВВП в целом по ЕС-15 достигла наибольшего значения в
1993 году – 28,7%, - после чего стала постепенно снижаться, опустившись
в 2000 году 26,8% ВВП. В 2001-2003 годах возобновился рост доли
социальных расходов в ВВП, но поднявшись до 27,7% в 2003-2005 годах
она стабилизировалась на уровне 27,7% (в 2004 году – 27,6%), а затем
вновь снижалась - до 26,9% в 2007 году. Такие изменения связаны
с тем, что социальные расходы направляются в сферы, относительно
слабо зависимые от экономической ситуации (здравоохранение и пенсионное
обеспечение) или находящиеся в противофазе ее циклическому развитию
(смягчение последствий безработицы, высокого риска бедности и социальной
незащищенности).
Доля расходов на социальную защиту от величины ВВП стран
ЕС-25 в 2000-2007 годы были на 0,3-0,4 процентного пункта ниже,
чем в ЕС-15, а в ЕС-27 в 2005-2007 годы – на 0,2 процентного пункта
ниже, чем в ЕС-25, но тенденции изменения доли социальных расходов
в ВВП были сходными во всех трех группах стран. По отдельным странам
Европейского Союза тенденции ее изменения были различными. Наибольшее
увеличение доли социальных расходов в ВВП за 2000-2007 годы отмечалось
в Ирландии (на 5 процентных пунктов) и на Кипре (на 3,7 процентного
пункта), а наиболее значительное снижение - в странах с относительно
более высоким ростом ВВП (в Словакии доля социальных расходов в
ВВП снизилась на 3,4 процентного пункта, в Латвии – на 4,3).
По странам – членам Союза доля социальных расходов к
общему объему ВВП различалась в 2007 году, как и ранее, почти втрое
(рис. 1).
В странах, где она соответствует среднему уровню или
превышает его (то есть составляет 26,2% ВВП и более), проживало
на начало 2008 года чуть более половины (51,4%) совокупного населения
ЕС-27; в странах, где его значение составляет от 21% до 25,4% ВВП,
- 29,3% населения; в странах, тратящих на социальную защиту 18%-19%
своего ВВП, – около 11% жителей ЕС-27, а в странах, тратящих на
эти цели менее 16% ВВП, – 8,4% населения ЕС-27. Страны с наиболее
высоким соотношением расходов на социальную защиту и ВВП –Франция
(30,5%), Швеция (29,7%), Бельгия (29,5%), Дания (28,9%), – тратят
на социальные цели долю ВВВ, в 2 с лишним раза выше, чем три государства
с самыми низкими значениями этого соотношения: Латвия (11,0%), Эстония
(12,5%) и Румыния (12,8%).
Еще больше различия между странами ЕС-27 по удельным
абсолютным показателям социальных расходов, величина которых в 2007
году варьировалась от 299 евро на душу населения в Румынии до 13114
в Люксембурге3 и 10661
евро на человека в Дании. За пределами ЕС-27 социальные расходы
в расчете на душу населения особенно высоки в Норвегии (12354 евро
за 2007 год) и Швейцарии (10836). То есть, если в Люксембурге, Норвегии
и Швейцарии социальные расходы в 2007 году превышали 900 евро на
человека в месяц, то в Румынии и Болгарии не достигали и 40 евро
(25 и 35, соответственно).
Рисунок 1. Объем социальных расходов в странах ЕС-27,
Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2007 год, % от ВВП и евро на душу
населения
* - предварительные данные
Различия между европейскими странами по уровню расходов
на социальную защиту лишь отчасти связаны с разными уровнями благосостояния
и цен, отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной
защиты, демографических тенденциях, уровнях безработицы, а также
других социальных, институциональных и экономических факторах.
Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)4
на душу населения (рис. 2). В целом по ЕС-27 социальные расходы
на душу населения в 2007 году составили 6522 СПС на душу населения,
варьируясь от 1352 в Румынии до 13231 в Люксембурге5
и более 9000 СПС в Нидерландах (9293) и Швеции (9028). За пределами
ЕС-27 высокими величинами социальных расходов на душу населения
отличаются Норвегия (10141) и Швейцария (9449). В пределах ЕС-27
наиболее низкими показателями, помимо Румынии, отличаются Болгария
(1405) и Латвия (1580), в Литве, Эстонии и Польше они не достигали
2500 СПС на душу населения. Таким образом, различия между странами
ЕС по этому показателю достигают почти 10 раз (без Люксембурга –
почти 7 раз).
В абсолютном выражении среднедушевые показатели социальных
расходов растут как в целом по ЕС, так и по отдельным странам. По
ЕС-27 в целом они увеличились, по сравнению с 2005 годом на 6,9%,
в ЕС-25 – на 6,6%, в ЕС-15 – на 6,3%. Наиболее значительный рост
за 2005-200 годы наблюдался в странах с низким уровнем социальных
расходов: в Литве (на 36,9%), Румынии (на 30,4%), Эстонии (на 23,9%),
Словакии (на 19,7%), Латвии (на 16,7%), а, кроме того, в Ирландии
(на 20,3%), Испании (на 15,1%) и Нидерландах (на 13,4%).
По сравнению с 2000 годом, социальные расходы на душу
населения, выраженные в стандартах покупательной силы, увеличились
в ЕС-25 на 28,4%, а в ЕС-15 – на 26,7%. Более чем вдвое возросли
они за 2000-2007 годы в Румынии и Ирландии, в 1,8 раза – в Эстонии
и Литве, в 1,7 раза – в Венгрии и на Кипре, в 1,5 раза – в Греции,
Испании и Португалии. В 2000 году социальные расходы составляли
от 647 СПС на душу населения в Румынии до 9140 в Люксембурге, 7235
в Дании и 7229 в Швеции, то есть различия между странами Союза были
еще больше, превышая 14 раз (без Люксембурга – превышая 11 раз).
Рисунок 2. Объем социальных расходов в странах ЕС-27,
Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2000 и 2007 годы, стандартов покупательной
силы (СПС) на душу населения
* - за 2007 год данные предварительные
Несколько различается и сама структура социальных расходов
(рис. 3). Если в целом по ЕС-27 непосредственно на социальные пособия
и выплаты в 2007 году было направлено 96,3% всех социальных расходов,
то по странам-членам ЕС эта доля составляла от 92,8% в Ирландии
(примерно столько же в Швейцарии – 92,9%) до 98,9% на Мальте. Административные
издержки (расходы на управление и администрирование системы социальной
защиты) в целом по ЕС-27 составили 3,0% социальных расходов, варьируясь
от 1,1% на Мальте до 7,1% в Ирландии (в Швейцарии – 5,3%). Кроме
того, в отдельных странах довольно значительная часть средств, направленных
на социальные цели, была отнесена на другие расходы (в основном,
оплата налогов на собственность, необходимую для функционирования
системы социальной защиты): в Португалии – 3,4% (в целом по ЕС-27
– 0,6%), Италии и Швейцарии – по 1,8%, в Бельгии – 1,6%.
Рисунок 3. Распределение социальных расходов по типу
в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2007 год, % от
общего объема
* - предварительные данные
1 Важнейший показатель
макроэкономической ситуации, характеризующий стоимость товаров и
услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных
для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).
2 Рассчитываются в
соответствии с методикой Европейской системы интегрированной статистики
социальной защиты ”ESSPROS ”
(см.: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/living_
conditions_and_social_protection/legal_bases/social_protection_sub.).
Социальные расходы включают собственно социальные пособия и выплаты
(призванные смягчить риски, связанные с болезнью, инвалидностью,
старостью, потерей кормильца, безработицей и социальной незащищенностью,
а также направленные на поддержку семей с детьми и решение жилищных
проблем), административные издержки и другие расходы, необходимые
для функционирования системы социальной защиты. Социальные расходы
в Европейском Союзе учитываются до выплаты налогов и других обязательных
платежей получателями, но при этом так называемые «налоговые пособия»
(налоговая поддержка) - сокращение налоговых вычетов или освобождение
от налогов домохозяйств как часть социальной защиты, - как правило,
не учитывается. Данные за 2007 год по Германии, Испании, Италии,
Кипру, Латвии, Литве, Нидерландам, Словакии, Словении, Франции,
Швеции и, соответственно, по ЕС в целом – предварительные.
3 Более высокие показатели
по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что социальные пособия (в
первую очередь, на лечение и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются
гражданам, проживающим за пределами страны.
4 Стандарт покупательной
силы (PPS, Purchasing Power Standards)– единица, независимая от
какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет
устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость
рассчитывается на основе паритетов покупательной способности
(PPPs, Purchasing Power Parities), которые получают путем взвешивания
средних соотношений цен за некоторый стандартный набор товаров и
услуг, сопоставимый и представительный для каждой страны – члена
Европейского Союза.
5 Как уже говорилось
выше, Люксембург представляет особый случай, поскольку значительная
часть пособий в этом государстве выплачивается гражданам, проживающим
за пределами страны. Если вычесть эту часть социальных расходов,
величина душевых социальных выплат снизится до 10852 СПС.
|