Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году

Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением

Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции

Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции

В Европейском Союзе (ЕС-27) сложилась развитая система социальной защиты населения, предназначенная для смягчения рисков и обеспечения  нужд, связанных с безработицей, родительской ответственностью и обязанностями, болезнями и инвалидностью, потерей супруга или родителя, старостью, трудностями обеспечения адекватных жилищных условий и другими условиями социальной уязвимости. Организация и финансирование системы социальной защиты относятся к компетенции каждого отдельного государства Союза, поэтому используемые модели социальной защиты несколько различаются, а координирующая роль ЕС состоит в том, чтобы граждане стран Союза продолжали получать надлежащую социальную защиту и пересекая национальные границы. Этому способствует единая цель осуществляемых в ЕС социальных программ – борьба с бедностью и социальной уязвимостью (или, иначе, «социальным исключением»), - а также реформирование систем социальной защиты на основе взаимного обмена опытом.

Признанным критерием того, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни обездоленных и наиболее уязвимых групп населения, является показатель объема социальных расходов, представленных в виде доли валового внутреннего продукта (ВВП)1. При этом под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние, посредством специально организованных коллективных схем. Выплаты по схемам частного страхования по личной инициативе отдельных индивидов или домохозяйств в целях их собственных интересов в социальные расходы не включаются.

В 2007 году общие расходы на социальную защиту в Европейском Союзе (ЕС-27)2 составили 26,2% к объему ВВП, снизившись почти на процентный пункт по сравнению с 2005 годом, когда они составили 27,1% ВВП. Данные по ЕС-25 (без Болгарии и Румынии), имеющиеся за более продолжительный период, также свидетельствуют о снижении социальных расходов за последние годы – в 2007 году они составили 26,4% ВВП против 27,4% в 2003 году.

О сходных тенденциях говорят и данные по ЕС-15 (без стран Восточной Европы, Кипра и Мальты, вступивших в ЕС с 1 мая 2004 года), представленные начиная с 1990 года. Доля социальных расходов в ВВП в целом по ЕС-15 достигла наибольшего значения в 1993 году – 28,7%, - после чего стала постепенно снижаться, опустившись в 2000 году 26,8% ВВП. В 2001-2003 годах возобновился рост доли социальных расходов в ВВП, но поднявшись до 27,7% в 2003-2005 годах она стабилизировалась на уровне 27,7% (в 2004 году – 27,6%), а затем вновь снижалась - до 26,9% в 2007 году. Такие изменения связаны с тем, что социальные расходы направляются в сферы, относительно слабо зависимые от экономической ситуации (здравоохранение и пенсионное обеспечение) или находящиеся в противофазе ее циклическому развитию (смягчение последствий безработицы, высокого риска бедности и социальной незащищенности).

Доля расходов на социальную защиту от величины ВВП стран ЕС-25 в 2000-2007 годы были на 0,3-0,4 процентного пункта ниже, чем в ЕС-15, а в ЕС-27 в 2005-2007 годы – на 0,2 процентного пункта ниже, чем в ЕС-25, но тенденции изменения доли социальных расходов в ВВП были сходными во всех трех группах стран. По отдельным странам Европейского Союза тенденции ее изменения были различными. Наибольшее увеличение доли социальных расходов в ВВП за 2000-2007 годы отмечалось в Ирландии (на 5 процентных пунктов) и на Кипре (на 3,7 процентного пункта), а наиболее значительное снижение - в странах с относительно более высоким ростом ВВП (в Словакии доля социальных расходов в ВВП снизилась на 3,4 процентного пункта, в Латвии – на 4,3).

По странам – членам Союза доля социальных расходов к общему объему ВВП различалась в 2007 году, как и ранее, почти втрое (рис. 1).

В странах, где она соответствует среднему уровню или превышает его (то есть составляет 26,2% ВВП и более), проживало на начало 2008 года чуть более половины (51,4%) совокупного населения ЕС-27; в странах, где его значение составляет от 21% до 25,4% ВВП, - 29,3% населения; в странах, тратящих на социальную защиту 18%-19% своего ВВП, – около 11% жителей ЕС-27, а в странах, тратящих на эти цели менее 16% ВВП, – 8,4% населения ЕС-27. Страны с наиболее высоким соотношением расходов на социальную защиту и ВВП –Франция (30,5%), Швеция (29,7%), Бельгия (29,5%), Дания (28,9%), – тратят на социальные цели долю ВВВ, в 2 с лишним раза выше, чем три государства с самыми низкими значениями этого соотношения: Латвия (11,0%), Эстония (12,5%) и Румыния (12,8%).

Еще больше различия между странами ЕС-27 по удельным абсолютным показателям социальных расходов, величина которых в 2007 году варьировалась от 299 евро на душу населения в Румынии до 13114 в Люксембурге3 и 10661 евро на человека в Дании. За пределами ЕС-27 социальные расходы в расчете на душу населения особенно высоки в Норвегии (12354 евро за 2007 год) и Швейцарии (10836). То есть, если в Люксембурге, Норвегии и Швейцарии социальные расходы в 2007 году превышали 900 евро на человека в месяц, то в Румынии и Болгарии не достигали и 40 евро (25 и 35, соответственно).

Рисунок 1. Объем социальных расходов в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2007 год, % от ВВП и евро на душу населения

* - предварительные данные

Различия между европейскими странами по уровню расходов на социальную защиту лишь отчасти связаны с разными уровнями благосостояния и цен, отражая, кроме того, существующие различия в системах социальной защиты, демографических тенденциях, уровнях безработицы, а также других социальных, институциональных и экономических факторах.

Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах покупательной силы (СПС)4 на душу населения (рис. 2). В целом по ЕС-27 социальные расходы на душу населения в 2007 году составили 6522 СПС на душу населения, варьируясь от 1352 в Румынии до 13231 в Люксембурге5 и более 9000 СПС в Нидерландах (9293) и Швеции (9028). За пределами ЕС-27 высокими величинами социальных расходов на душу населения отличаются Норвегия (10141) и Швейцария (9449). В пределах ЕС-27 наиболее низкими показателями, помимо Румынии, отличаются Болгария (1405) и Латвия (1580), в Литве, Эстонии и Польше они не достигали 2500 СПС на душу населения. Таким образом, различия между странами ЕС по этому показателю достигают почти 10 раз (без Люксембурга – почти 7 раз).

В абсолютном выражении среднедушевые показатели социальных расходов растут как в целом по ЕС, так и по отдельным странам. По ЕС-27 в целом они увеличились, по сравнению с 2005 годом на 6,9%, в ЕС-25 – на 6,6%, в ЕС-15 – на 6,3%. Наиболее значительный рост за 2005-200 годы наблюдался в странах с низким уровнем социальных расходов: в Литве (на 36,9%), Румынии (на 30,4%), Эстонии (на 23,9%), Словакии (на 19,7%), Латвии (на 16,7%), а, кроме того, в Ирландии (на 20,3%), Испании (на 15,1%) и Нидерландах (на 13,4%).

По сравнению с 2000 годом, социальные расходы на душу населения, выраженные в стандартах покупательной силы, увеличились в ЕС-25 на 28,4%, а в ЕС-15 – на 26,7%. Более чем вдвое возросли они за 2000-2007 годы в Румынии и Ирландии, в 1,8 раза – в Эстонии и Литве, в 1,7 раза – в Венгрии и на Кипре, в 1,5 раза – в Греции, Испании и Португалии. В 2000 году социальные расходы составляли от 647 СПС на душу населения в Румынии до 9140 в Люксембурге, 7235 в Дании и 7229 в Швеции, то есть различия между странами Союза были еще больше, превышая 14 раз (без Люксембурга – превышая 11 раз).

Рисунок 2. Объем социальных расходов в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2000 и 2007 годы, стандартов покупательной силы (СПС) на душу населения

* - за 2007 год данные предварительные

Несколько различается и сама структура социальных расходов (рис. 3). Если в целом по ЕС-27 непосредственно на социальные пособия и выплаты в 2007 году было направлено 96,3% всех социальных расходов, то по странам-членам ЕС эта доля составляла от 92,8% в Ирландии (примерно столько же в Швейцарии – 92,9%) до 98,9% на Мальте. Административные издержки (расходы на управление и администрирование системы социальной защиты) в целом по ЕС-27 составили 3,0% социальных расходов, варьируясь от 1,1% на Мальте до 7,1% в Ирландии (в Швейцарии – 5,3%). Кроме того, в отдельных странах довольно значительная часть средств, направленных на социальные цели, была отнесена на другие расходы (в основном, оплата налогов на собственность, необходимую для функционирования системы социальной защиты): в Португалии – 3,4% (в целом по ЕС-27 – 0,6%), Италии и Швейцарии – по 1,8%, в Бельгии – 1,6%.

Рисунок 3. Распределение социальных расходов по типу в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2007 год, % от общего объема

* - предварительные данные


1 Важнейший показатель макроэкономической ситуации, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).
2 Рассчитываются в соответствии с методикой Европейской системы интегрированной статистики социальной защиты ”ESSPROS ”
(см.: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/living_
conditions_and_social_protection/legal_bases/social_protection_sub
.).
Социальные расходы включают собственно социальные пособия и выплаты (призванные смягчить риски, связанные с болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, безработицей и социальной незащищенностью, а также направленные на поддержку семей с детьми и решение жилищных проблем), административные издержки и другие расходы, необходимые для функционирования системы социальной защиты. Социальные расходы в Европейском Союзе учитываются до выплаты налогов и других обязательных платежей получателями, но при этом так называемые «налоговые пособия» (налоговая поддержка) - сокращение налоговых вычетов или освобождение от налогов домохозяйств как часть социальной защиты, - как правило, не учитывается. Данные за 2007 год по Германии, Испании, Италии, Кипру, Латвии, Литве, Нидерландам, Словакии, Словении, Франции, Швеции и, соответственно, по ЕС в целом – предварительные.
3 Более высокие показатели по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что социальные пособия (в первую очередь, на лечение и уход, пенсии, семейные пособия) выплачиваются гражданам, проживающим за пределами страны.
4 Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing Power Standards)– единица, независимая от какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing Power Parities), которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный для каждой страны – члена Европейского Союза.
5 Как уже говорилось выше, Люксембург представляет особый случай, поскольку значительная часть пособий в этом государстве выплачивается гражданам, проживающим за пределами страны. Если вычесть эту часть социальных расходов, величина душевых социальных выплат снизится до 10852 СПС.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.