Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции

Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году

Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением

Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции

Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением

Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. Выделяется 8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:

  1. с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского назначения);
  2. с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение товарами и услугами по лечению и уходу за инвалидами);
  3. со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами – отличными от медицинской помощи и помощи инвалидам - пожилых людей);
  4. со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца, оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи умершего);
  5. с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход за детьми, поддержка уровня дохода во время отпуска по беременности, родам и уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
  6. с безработицей (компенсационные выплаты, выходные пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам, диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое общественными организациями);
  7. с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
  8. с другими целями социальной политики (пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные услуги).

Социальные расходы, направляемые на помощь в связи со старостью, призваны смягчить риски, возникающие с достижением пожилого возраста, – снижения уровня доходов, недостаточности доходов, утраты независимости в выполнении повседневных дел, снижения участия в социальной жизни, и тому подобного. При этом расходы на медицинскую помощь пожилым должны быть отнесены к другой статье расходов – в связи с болезнью и необходимостью лечения. Однако строго разграничить их не всегда просто. В большинстве стран ЕС социальные расходы по трем направлениям – в связи со старостью, со смертью члена семьи и инвалидностью – в высокой степени взаимозависимы. С целью обеспечить лучшую сопоставимость расходы на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи нередко объединяют, рассматривая их совместно.

В 2007 году социальные выплаты и пособия (без учета административных издержек и других расходов) составили в ЕС-27 25,2% ВВП. Больше всего выплат и пособий было направлено на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи – 46,2% всех социальных пособий и выплат, или 11,7% от ВВП, а также по случаю болезни и необходимости лечения – 29,1% от общего объема социальных выплат и пособий в ЕС-27, или 7,4% от ВВП (рис. 7). На все выплаты по остальным направлениям социальной защиты было потрачено 6,1% ВВП.

Рисунок 7. Социальные пособия и выплаты, предоставленные в ЕС-27 в 2007 году, по назначению, %

* - предварительные данные

По сравнению с 2000 годом, структура социальных выплат и пособий по их назначению по ЕС-25 изменилась несущественно. Наиболее заметно увеличилась доля выплат по случаю болезни и необходимости лечения – на 1,8 процентного пункта (29,2% всех социальных выплат и пособий в 2007 году против 27,4% в 2000 году), всего на 0,1 процентного пункта – выплаты на решение жилищных вопросов (2,3% в 2007 году) и других вопросов социальной незащищенности (1,3%). Доля выплат в связи со старостью осталась наибольшей, снизившись на 0,5 процентного пункта (39,5% в 2007 году против 40,0% в 2000 году). Доля выплат и пособий в связи со смертью члена семьи осталась неизменной (6,7%), а доля выплат иного назначения сократилась: в связи с безработицей – на 1 процентных пункт (5,1% в 2007 году против 6,1% в 2000 году), на поддержку семьи и детей – на 0,4 процентного пункта (7,9% против 8,3%), в связи с инвалидностью – на 0,3 процентного пункта (8,0% против 8,3%).

Структура социальных выплат и пособий по назначению заметно различается по странам ЕС-27 и Европейской зоны свободной торговли (рис. 8-9).

Роль пособий и выплат в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи особенно велика в Италии8 и Польше, где они превысили  2007 году 60% от общего объема социальных выплат (в том числе по старости – 51,4% и 49,1%, соответственно). Италия выделяется и самой высокой долей социальных выплат и пособий по старости в общем объеме ВВП - 15,4%, тогда как Польша уступает по этому показателю Австрии, Франции, Бельгии, Греции и некоторым другим странам (рис. 10). В числе факторов, способствующих столь большому удельному весу этого вида социальной помощи в Италии, - высокая доля населения 65 лет и старше (20,1% против 17,0% в среднем по ЕС-27 на начало 2008 года). Доля социальных выплат этого рода в общем объеме социальных выплат выше среднего по ЕС-27 уровня также на Мальте (52,4%), в Греции (52,0%), Болгарии (51,5%) и Португалии (50,0%).

В Ирландии эти пособия, напротив, составляют лишь около 27,3% социальных выплат и пособий, или 4,8% ВВП. Отчасти это связано с тем, что население страны - самое молодое в Европе: на начало 2008 года 34,7% ирландцев были моложе 25 лет (в среднем по ЕС-27 – 28,3%) и лишь 10,9% - 65 лет и старше. Помимо Ирландии низкой долей выплат и пособий по старости и по случаю смерти члена семьи отличаются Латвия, Эстония и Румыния, в которых она составляет от 5% до 6% ВВП.

За период 2000-2007 годов наиболее значительное увеличение доли выплат и пособий по старости и по случаю смерти члена семьи в общей сумме социальных выплат и пособий отмечалось в Словакии, Португалии и Польше (более чем на 4 процентных пунктов в каждой стране), а наибольшее снижение – в Латвии (-13,3 процентного пункта), Великобритании и Испании (более чем на 3 процентных пунктов в каждой).

Удельный вес выплат и пособий по случаю болезни и необходимости лечения в общем объеме социальных выплат и пособий превышает долю расходов на пособия по старости и по случаю смерти члена семьи в Ирландии (41,1%, или 7,2% ВВП в 2007 году). В Чехии и Эстонии, а также в Исландии пособия и выплаты по случаю болезни и необходимости лечения превышают треть всех социальных выплат, в Великобритании, Литве, Нидерландах, Словении и Испании, а за пределами ЕС-27 – в Норвегии, составляют 31-32%. С другой стороны, их доля ниже всего в социальных выплатах, произведенных в Дании (23,0%) и Польше (22,1%). По отношению к объему ВВП объем выплат и пособий этого назначения был наиболее значительным во Франции (8,7%). Нидерландах (8,7%) и Германии (8,0%). В то же время в Болгарии, Латвии, Румынии и Польше на эти цели израсходовали менее 4% ВВП. За период 2000-2007 годов доля расходов этого назначения возросла в большинстве стран ЕС-27, за исключением Словакии, Португалии, Венгрии и Румынии.

Удельный вес выплат и пособий по инвалидности составил в 2007 году в целом по ЕС-27 8,1% от общего объема социальных пособий и выплат, или 2% ВВП. В Швеции, Дании, Финляндии и Люксембурге они составили от 12,3% до 15,3%, в Венгрии, Литве, Польше, Португалии и Румынии – около 10% от общей суммы социальных выплат. За пределами ЕС-27 больше всего социальных средств направляется на помощь инвалидам в Норвегии - 18,7% всех социальных пособий и выплат, или 4,2% от ВВП в 2007 году. В то же время на Кипре и в Греции на эти цели направляется менее 6% всех социальных пособий и выплат.

Средства, направленные в 2007 году на поддержку семьи и детей, составили в среднем по Европейскому Союзу 8,0% от общего объема социальных выплат, или 2,0% ВВП. На выполнение этой функции социальной защиты относительно больше средств было направлено в Люксембурге (16,6% от общего объема социальных выплат), Ирландии (14,7%), Румынии (13,2%), Дании (13,1%), Венгрии (12,8%), Эстонии и Финляндии (по 11,6%) и а за пределами Европейского Союза – в Исландии (13,5%) и Норвегии (12,6%). В то же время в Италии, Польше, Португалии и Мальте на эти цели было потрачено менее 6% социальных выплат и пособий (4,5-5,9%).

Рисунок 8. Социальные пособия и выплаты, предоставленные в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, по назначению, 2000 год, %

Рисунок 9. Социальные пособия и выплаты, предоставленные в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, по назначению, 2007 год, %

* - предварительные данные

Значительные различия между странами-членами Европейского Союза наблюдаются по доле социальных расходов, направленных на смягчение проблемы безработицы. Если в среднем по ЕС-27 они составили в 2007 году 5,1% от общей суммы социальных выплат и пособий, или 1,3% от ВВП, то, например, в Испании и Бельгии они превысили 11,7%, а, с другой стороны, в Эстонии, Италии, Литве, за пределами Европы-27 – в Исландии и Норвегии, они, напротив, не достигли и 2% социальных выплат и пособий (0,1-0,3% ВВП).

Относительно скромные средства направляются на решение жилищных проблем и вопросов социальной незащищенности – 3,6% от общего объема социальных пособий и выплат, или 0,9% ВВП в целом по ЕС-27. Относительно большее значение им уделяется на Кипре (8,8% социальных выплат и пособий в 2007 году), в Великобритании, Нидерландах, Дании (примерно по 5-6% от общей суммы социальных выплат и пособий), в то время как в Италии, Эстонии, Польше, Португалии, Латвии и Чехии на эти цели было направлено менее 1,5% от общего объема социальных выплат.

В процентах от объема ВВП сумма средств, затраченных на социальные пособия и выплаты в связи со старостью и смертью члена семьи, составила в 2007 году от 4,6% в Ирландии до 15,6% в Италии. И эта доля не всегда была пропорциональна доле выплат этого типа в общей сумме социальных пособий и выплат, что связано как с разным размером, так и разной структурой ее.

Рисунок 10. Доля социальных выплат в связи со старостью и смертью члена семьи в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, % ВВП и общей суммы социальных пособий и выплат, 2007 год


8 В Италии в эту группу социальных расходов включают и выходные пособия, выплачиваемые при сокращении штатов, которые отчасти можно отнести к группе пособий по безработице. Такие пособия составили примерно 4,1% от общего объема социальных пособий.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.