| Социальные расходы в Европейском Союзе в 2007 году снизились до 26,2% ВВП, варьируясь от 11,0% в Латвии до 30,5% во Франции
|
| Основным источником расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления – 58,5% в 2007 году
|
| Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи с болезнью и лечением
|
| Расходы на выплату пенсий составили в 2006 году от 5% ВВП в Ирландии до 14,7% в Италии, расходы на уход за пожилыми людьми – от 0% в Болгарии, Румынии и на Кипре до 2,4% ВВП в Швеции
|
| Страны ЕС и ОЭСР существенно различаются по возрасту выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и риску бедности для пенсионеров
|
| См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Около 40% социальных пособий и выплат в ЕС в 2007 году
было направлено на помощь в связи со старостью, около 30% - в связи
с болезнью и лечением
Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат
или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также
в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. Выделяется
8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:
- с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска
по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского
назначения);
- с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение
товарами и услугами по лечению и уходу за инвалидами);
- со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии
при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами
– отличными от медицинской помощи и помощи инвалидам - пожилых
людей);
- со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца,
оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи умершего);
- с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход
за детьми, поддержка уровня дохода во время отпуска по беременности,
родам и уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей
в одиночку);
- с безработицей (компенсационные выплаты, выходные
пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам,
диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое
общественными организациями);
- с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий
(жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
- с другими целями социальной политики (пособия группам
населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к
перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация
лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные
услуги).
Социальные расходы, направляемые на помощь в связи со
старостью, призваны смягчить риски, возникающие с достижением пожилого
возраста, – снижения уровня доходов, недостаточности доходов, утраты
независимости в выполнении повседневных дел, снижения участия в
социальной жизни, и тому подобного. При этом расходы на медицинскую
помощь пожилым должны быть отнесены к другой статье расходов – в
связи с болезнью и необходимостью лечения. Однако строго разграничить
их не всегда просто. В большинстве стран ЕС социальные расходы по
трем направлениям – в связи со старостью, со смертью члена семьи
и инвалидностью – в высокой степени взаимозависимы. С целью обеспечить
лучшую сопоставимость расходы на помощь в связи со старостью и по
случаю смерти члена семьи нередко объединяют, рассматривая их совместно.
В 2007 году социальные выплаты и пособия (без учета
административных издержек и других расходов) составили в ЕС-27 25,2%
ВВП. Больше всего выплат и пособий было направлено на помощь в связи
со старостью и по случаю смерти члена семьи – 46,2%
всех социальных пособий и выплат, или 11,7% от ВВП, а также по
случаю болезни и необходимости лечения – 29,1% от общего
объема социальных выплат и пособий в ЕС-27, или 7,4% от ВВП (рис.
7). На все выплаты по остальным направлениям социальной защиты было
потрачено 6,1% ВВП.
Рисунок 7. Социальные пособия и выплаты, предоставленные
в ЕС-27 в 2007 году, по назначению, %
* - предварительные данные
По сравнению с 2000 годом, структура социальных выплат
и пособий по их назначению по ЕС-25 изменилась несущественно. Наиболее
заметно увеличилась доля выплат по случаю болезни и необходимости
лечения – на 1,8 процентного пункта (29,2% всех социальных выплат
и пособий в 2007 году против 27,4% в 2000 году), всего на 0,1 процентного
пункта – выплаты на решение жилищных вопросов (2,3% в 2007 году)
и других вопросов социальной незащищенности (1,3%). Доля выплат
в связи со старостью осталась наибольшей, снизившись на 0,5 процентного
пункта (39,5% в 2007 году против 40,0% в 2000 году). Доля выплат
и пособий в связи со смертью члена семьи осталась неизменной (6,7%),
а доля выплат иного назначения сократилась: в связи с безработицей
– на 1 процентных пункт (5,1% в 2007 году против 6,1% в 2000 году),
на поддержку семьи и детей – на 0,4 процентного пункта (7,9% против
8,3%), в связи с инвалидностью – на 0,3 процентного пункта (8,0%
против 8,3%).
Структура социальных выплат и пособий по назначению
заметно различается по странам ЕС-27 и Европейской зоны свободной
торговли (рис. 8-9).
Роль пособий и выплат в связи со старостью и по
случаю смерти члена семьи особенно велика в Италии8
и Польше, где они превысили 2007 году 60% от общего объема
социальных выплат (в том числе по старости – 51,4% и 49,1%, соответственно).
Италия выделяется и самой высокой долей социальных выплат и пособий
по старости в общем объеме ВВП - 15,4%, тогда как Польша уступает
по этому показателю Австрии, Франции, Бельгии, Греции и некоторым
другим странам (рис. 10). В числе факторов, способствующих столь
большому удельному весу этого вида социальной помощи в Италии, -
высокая доля населения 65 лет и старше (20,1% против 17,0% в среднем
по ЕС-27 на начало 2008 года). Доля социальных выплат этого рода
в общем объеме социальных выплат выше среднего по ЕС-27 уровня также
на Мальте (52,4%), в Греции (52,0%), Болгарии (51,5%) и Португалии
(50,0%).
В Ирландии эти пособия, напротив, составляют лишь около
27,3% социальных выплат и пособий, или 4,8% ВВП. Отчасти это связано
с тем, что население страны - самое молодое в Европе: на начало
2008 года 34,7% ирландцев были моложе 25 лет (в среднем по ЕС-27
– 28,3%) и лишь 10,9% - 65 лет и старше. Помимо Ирландии низкой
долей выплат и пособий по старости и по случаю смерти члена семьи
отличаются Латвия, Эстония и Румыния, в которых она составляет от
5% до 6% ВВП.
За период 2000-2007 годов наиболее значительное увеличение
доли выплат и пособий по старости и по случаю смерти члена семьи
в общей сумме социальных выплат и пособий отмечалось в Словакии,
Португалии и Польше (более чем на 4 процентных пунктов в каждой
стране), а наибольшее снижение – в Латвии (-13,3 процентного пункта),
Великобритании и Испании (более чем на 3 процентных пунктов в каждой).
Удельный вес выплат и пособий по случаю болезни
и необходимости лечения в общем объеме социальных выплат
и пособий превышает долю расходов на пособия по старости и по случаю
смерти члена семьи в Ирландии (41,1%, или 7,2% ВВП в 2007 году).
В Чехии и Эстонии, а также в Исландии пособия и выплаты по случаю
болезни и необходимости лечения превышают треть всех социальных
выплат, в Великобритании, Литве, Нидерландах, Словении и Испании,
а за пределами ЕС-27 – в Норвегии, составляют 31-32%. С другой стороны,
их доля ниже всего в социальных выплатах, произведенных в Дании
(23,0%) и Польше (22,1%). По отношению к объему ВВП объем выплат
и пособий этого назначения был наиболее значительным во Франции
(8,7%). Нидерландах (8,7%) и Германии (8,0%). В то же время в Болгарии,
Латвии, Румынии и Польше на эти цели израсходовали менее 4% ВВП.
За период 2000-2007 годов доля расходов этого назначения возросла
в большинстве стран ЕС-27, за исключением Словакии, Португалии,
Венгрии и Румынии.
Удельный вес выплат и пособий по инвалидности
составил в 2007 году в целом по ЕС-27 8,1% от общего объема социальных
пособий и выплат, или 2% ВВП. В Швеции, Дании, Финляндии и Люксембурге
они составили от 12,3% до 15,3%, в Венгрии, Литве, Польше, Португалии
и Румынии – около 10% от общей суммы социальных выплат. За пределами
ЕС-27 больше всего социальных средств направляется на помощь инвалидам
в Норвегии - 18,7% всех социальных пособий и выплат, или 4,2% от
ВВП в 2007 году. В то же время на Кипре и в Греции на эти цели направляется
менее 6% всех социальных пособий и выплат.
Средства, направленные в 2007 году на поддержку
семьи и детей, составили в среднем по Европейскому Союзу
8,0% от общего объема социальных выплат, или 2,0% ВВП. На выполнение
этой функции социальной защиты относительно больше средств было
направлено в Люксембурге (16,6% от общего объема социальных выплат),
Ирландии (14,7%), Румынии (13,2%), Дании (13,1%), Венгрии (12,8%),
Эстонии и Финляндии (по 11,6%) и а за пределами Европейского Союза
– в Исландии (13,5%) и Норвегии (12,6%). В то же время в Италии,
Польше, Португалии и Мальте на эти цели было потрачено менее 6%
социальных выплат и пособий (4,5-5,9%).
Рисунок 8. Социальные пособия и выплаты, предоставленные
в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, по назначению,
2000 год, %
Рисунок 9. Социальные пособия и выплаты, предоставленные
в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии, по назначению,
2007 год, %
* - предварительные данные
Значительные различия между странами-членами Европейского
Союза наблюдаются по доле социальных расходов, направленных на смягчение
проблемы безработицы. Если в среднем по ЕС-27 они
составили в 2007 году 5,1% от общей суммы социальных выплат и пособий,
или 1,3% от ВВП, то, например, в Испании и Бельгии они превысили
11,7%, а, с другой стороны, в Эстонии, Италии, Литве, за пределами
Европы-27 – в Исландии и Норвегии, они, напротив, не достигли и
2% социальных выплат и пособий (0,1-0,3% ВВП).
Относительно скромные средства направляются на решение
жилищных проблем и вопросов социальной незащищенности
– 3,6% от общего объема социальных пособий и выплат, или 0,9% ВВП
в целом по ЕС-27. Относительно большее значение им уделяется на
Кипре (8,8% социальных выплат и пособий в 2007 году), в Великобритании,
Нидерландах, Дании (примерно по 5-6% от общей суммы социальных выплат
и пособий), в то время как в Италии, Эстонии, Польше, Португалии,
Латвии и Чехии на эти цели было направлено менее 1,5% от общего
объема социальных выплат.
В процентах от объема ВВП сумма средств, затраченных
на социальные пособия и выплаты в связи со старостью и смертью члена
семьи, составила в 2007 году от 4,6% в Ирландии до 15,6% в Италии.
И эта доля не всегда была пропорциональна доле выплат этого типа
в общей сумме социальных пособий и выплат, что связано как с разным
размером, так и разной структурой ее.
Рисунок 10. Доля социальных выплат в связи со старостью
и смертью члена семьи в странах ЕС-27, Исландии, Норвегии и Швейцарии,
% ВВП и общей суммы социальных пособий и выплат, 2007 год
8 В Италии в эту
группу социальных расходов включают и выходные пособия, выплачиваемые
при сокращении штатов, которые отчасти можно отнести к группе пособий
по безработице. Такие пособия составили примерно 4,1% от общего
объема социальных пособий.
|