Rambler's Top100

№ 421 - 422
1 - 23 мая 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Новые меры семейной политики и население: будет ли длительным повышение рождаемости?

Cоциальный капитал и гендерное равенство в объяснении рождаемости в России

Некоторые особенности семейной политики в Германии

Наречение имени в России

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Наречение имени в России

А. Авдеев, А. Блюм, И. Троицкая
(Опубликовано в: Историческая демография: Сборник статей /Под ред. Денисенко М.Б., Троицкой И.А. -М.: МАКС Пресс, 2008. с. 210-238)

«Принимая имена святых, мы должны ревновать их благочестию,
подражать их добродетелям и просить их молитв
в помощь себе и в заступление»
1

Исследования, посвященные атрибуции имен собственных в различных культурах, занимают важное место в социальной истории. Особенности наречения имени при рождении позволяют лучше понять, какое место занимает религия в жизни общества, или являются свидетельством возникновения моды на имена, которую мы наблюдаем в обществе с XIX века. Результаты этих исследований демонстрируют заметные региональные различия в практике наречения имени, обозначая границы между сельской и городской культурами XIX века, а также кросс-культурные и лингвистические границы2. Особенности и обычаи наречения имени в Европе в XVII1-XIX вв. широко изучались применительно к католической и протестантской религиям, тогда как для русского православия известны лишь единичные публикации, посвященные этой проблеме3.3

Настоящая статья содержит результаты исследования, проведенного в рамках историко-демографического проекта «Демография крестьянского населения в России в XIX-XX вв.». Объектом изучения является население трех деревень Московского уезда - Выхина, Жулебина и Вязовок, - составлявших, до отмены крепостного права, Выхинскую вотчину графов Шереметевых. Исследование опирается, прежде всего, на метрические книги, в которых в России до конца 1918 года регистрировались все демографические события, происходившие в православном населении, или, точнее, обряды, им сопутствующие. Чтобы понять, как происходил выбор имен для новорожденных в XIX - начале XX вв., мы анализируем записи о 9973 младенцах, родившихся в Выхинской вотчине и окрещенных с 1815 по 1918 гг. в церкви Воскресения Христова в селе Вешняках и церкви Происхождения честных древ Креста Господня в селе Кускове4. Для периода 1918-1940 использованы 2177 записей актов о рождениях, зарегистрированных в Выхинском сельском Совете.

Список имен православных святых, содержащий 203 женских и 818 мужских имен, взят из месяцеслова (календаря) на 1860 год.5

Правила крещения

По канонам православной церкви, собственно обряду крещения младенцев, то есть погружению их в купель священником в присутствии крестных родителей, предшествуют еще две обязательные процедуры: 1) молитва жене-родильнице и 2) наречение имени новорожденному. Молитва читается приходским священником в доме, где живет родильница, по приглашению хозяина этого дома. Что касается наречения имени, то новорожденного младенца, по правилам, необходимо принести к церкви (чаще всего это делает повивальная бабка, принимавшая роды), где вышедший из церкви священник дает ребенку имя с соответствующей молитвой.

В церковном уставе записаны рекомендуемые сроки проведения этих обрядов: молитва «болящей» родильнице совершалась сразу же после родов, наречение имени полагалось на восьмой день после рождения, «сообразно с тем, что Господь наш наречен святейшим именем Иисуса в 8-й день»6; собственно обряд крещения предписывалось совершать на 40-й день после рождения. Исключение, безусловно, составляли случаи рождения слабых, нежизнеспособных детей, которых имел право крестить любой православный (чаще всего повивальные бабки) тотчас же после рождения, с исполнением необходимых правил7.

В быту эти правила выдерживались «крайне редко даже Церковью: младенца стремились окрестить не позже девятого дня»8. По метрическим книгам Вешняковской и Кусковской церквей, из 9973 зарегистрированных крещений новорожденных почти 95% совершалось в первые три дня после рождения (таблица 1).

Таблица 1. Длительность периода от рождения до крещения младенцев в Выхинской вотчине, 1815-1918 гг.

Период между рождением и крещением (в днях)

Число крещений

% от общего числа рождений

Кумулятивный %

0

3100

31,1

31,1

1

5580

55,9

87,0

2

713

7,1

94,2

3

199

2,0

96,1

4

108

1,1

97,2

5

56

0,6

97,8

6-10

174

1,7

99,5

11-20

37

0,4

99,9

21-30

6

0,1

100,0

31-40

1

0,0

100,0

Объяснения такому отступлению от правил могли быть самыми разными: местные обычаи, близость или отдаленность церкви, время года, официальное место жительства родителей и крестных родителей. В нашем случае обе церкви, к приходам которых относилось население Выхинской вотчины, находились на расстоянии не более 5 верст от каждой из трех деревень, составляющих вотчину;9 таким образом, у жителей вотчины не было повода откладывать крещение за неимением времени для похода в далеко расположенную церковь.

По этой же причине мы не находим большой разницы в длительности периода между рождением и крещением в зимние и летние месяцы, которая могла бы быть вызвана интенсивным рабочим графиком в летний период (см. табл. 2).

Таблица 2. Длительность периода между днем рождения и крещения в зимние и летние месяцы

Длительность периода (в днях)

Февраль

Июль

N

%

N

%

0

248

31,0

292

30,7

1

444

55,5

535

56,3

2

55

6,9

70

7,4

3

15

1,9

17

1,8

4

9

1,1

6

0,6

5

4

0,5

7

0,7

6-10

19

2,4

17

1,8

11-20

4

0,5

4

0,4

21-30

2

0,3

1

0,1

31-40

0

0,0

1

0,1

Всего случаев

800

100

950

100

Что касается связи официального места жительства родителей со сроками крещения, то практически во всех случаях «отложенных» крещений (42 из 44), когда обряд совершался более чем через 10 дней после рождения, родители младенца не принадлежали к юридическому населению вотчины, а были приписаны к другому месту, иногда довольно отдаленному. В этих случаях в метрических книгах Вешняковской церкви в качестве крестных родителей почти всегда фигурируют родственники или земляки родителей; возможно, крестины откладывались в ожидании прибытия восприемников в Выхинскую вотчину из других уездов и даже губерний. Если обряд откладывался на более или менее длительный срок, приходские священники рекомендовали родителям выбрать для него воскресный или праздничный день, «чтобы совершать крещение с большею торжественностью и при большем числе присутствующих»10. В нашем случае почти половина всех отложенных крещений (19 из 44) совершена в воскресный день.

Но главным объяснением проведения обряда крещения вскоре после рождения, вероятнее всего, была боязнь, что новорожденный может умереть некрещеным. Такие опасения были небезосновательны, если принять во внимание высокий уровень младенческой смертности в России в XIX веке11. Священникам предписывалось всеми мерами искоренять «зловредный и даже опасный» обычай откладывать крещение новорожденных до неопределенного времени. По 68 правилу Номоканона, лица, по вине которых крещение не было совершено вовремя, и ребенок умер некрещеным, наказывались трехлетним отлучением от причастия «с поклонами на всякий день по двести»12.

В связи с тем, что крещение новорожденных не откладывалось на долгое время, нарушалась и внешняя сторона обряда наречения имени: ребенка не приносили к церкви за именем и молитвой, как это предписывалось, но приходила одна повивальная бабка, которая и получала от приходского священника имя новорожденному. Сельские священники, сталкиваясь с такой практикой, не видели в ней особого нарушения церковного устава. Поскольку между заочным наречением имени и приносом ребенка для крещения проходит несколько часов и редко - больше 2-3 дней, в течение этого времени «родители могут звать его нареченным именем и без молитвы, с тем, чтобы имя это было вскоре освящено молитвою в присутствии самого младенца».13 Довольно частым было соединение обрядов наречения имени и крещения вскоре после родов14.

Выбор имени: канонические правила

По православным законам, выбор имени младенца предоставлялся родителям,15 с возможным участием восприемников, родственников и приходского священника16. Главным условием было присутствие выбранного имени в православных святцах: считалось недопустимым давать детям имена языческих угодников или иноверных святых. При этом святые, «не чтимые всей Церковью, но почитающиеся местно, также удовлетворяют условиям наречения имен»17. Кроме того, в православии существовал древний обычай, согласно которому не следовало давать при крещении новорожденным младенцам имен Иисус и Мария18. Как мы увидим ниже, в Выхинской вотчине, как и во всей России, этот обычай не соблюдался, и имя Мария было самым распространенным в изучаемый период.

Но кто бы ни выбирал имя для новорожденного, первым источником всегда были святцы. Из всего многообразия имен, представленных в православном календаре, предпочтение отдавалось «имени того святого, который прилучится или в день чтения молитвы по новорожденному, или в восьмой день по рождении, или же в дни рождения или крещения»19. По другим источникам, священник предлагает ребенку имя «по святцам восьми дней (на период от дня родин)»20 или «имя святого Божия, празднуемого в этот (день наречения имени - авт.) или один из ближайших дней, а лучше всего празднуемого в 8-й день по рождении».21 Чтобы избежать ошибок, священнику предлагалось сверяться не только со святцами, но и с алфавитным списком всех святых, празднуемых православной церковью, который обычно публиковался в календарях и был гораздо шире святцев22. Хотя можно с большой долей уверенности предположить, что народ и сам имел довольно точное представление о том, какой святой (или святая) «прилучились» в тот или иной день. Вспомним хотя бы народные приметы, предсказывающие погоду и смену времен года или определяющие важные этапы крестьянской жизни, прежде всего календарь сельскохозяйственных работ: практически все они связаны с именами святых, память которых празднуется в этот день23.

Считалось недостойным священнослужителя, из мести родителям, восприемникам или родственникам новорожденного, давать младенцу неудобопроизносимое, неблагозвучное или не принятое в обществе имя, а также клеймить таким способом незаконнорожденных детей.24 Если такие случаи упоминались в сборниках духовных законов, значит, они были возможны; значит, священник действительно играл немаловажную роль в выборе имени для новорожденного и мог иногда единолично принимать решения, касающиеся этого выбора.

Кроме того, священнику не рекомендовалось давать одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, чтобы избежать недоразумений «в общественном отношении (например, в призыве к отбыванию воинской повинности, в определении прав наследства и т.п.) вследствие принятия одного лица за другое».25 То же и в отношении труднопроизносимых имен: священники, особенно сельские, не должны давать их, поскольку «народ часто коверкает их, что не узнать имена угодников Божиих».26 Даже самые распространенные имена имели свои народные, бытовые варианты, отличные от записанных в святцах: Евдокия - Авдотья, гулиания - Ульяна, Ксения - Аксинья, Стефан - Степан и пр.

Участие родителей и родственников в процессе выбора имени зачастую основывалось на суевериях и предрассудках. По мнению простых людей, бывают имена счастливые и «бесталанные»; первые, безусловно, предпочтительнее. По этой причине детям давались имена удачливых родственников или знакомых. Более образованные люди выбирали для своих детей имена благородные и благозвучные, «как у героев читаемых родителями романов»27.

Подобные рекомендации, ограничения, суеверия, а также местные обычаи и «мода» на имена приводили к тому, что в Выхинской вотчине в период с 1815 по 1918 год из двухсот с лишним женских имен, записанных в списке православных святых, использовалась едва ли треть; из мужских же имен, выбор которых был гораздо обширнее - более 800 - в метрических книгах встречается чуть более 8%.

Выбор имени: практика

Соблюдение церковных правил

Изучение записей о родившихся в метрических книгах Вешняковской и Кусковской церквей показывает, что в период с 1815 по 1918 год основные правила наречения имен новорожденным соблюдались. Все встречающиеся в книгах имена (68 мужских и 63 женских) взяты из православного месяцеслова; все они либо традиционны для крестьянского населения, либо, появляясь в определенный момент впервые в книгах, не вызывают трудностей при произнесении. Все, в подавляющем большинстве случаев, даются младенцам, рожденным незадолго до празднования дня памяти соответствующего святого. Пожалуй, только рекомендации не давать одинаковых имен детям в одной семье нарушались наиболее часто. Так, в ревизских сказках 8й ревизии (1834 г.) мы находим в Выхинской вотчине 6 семейных пар, у которых два сына носили одинаковые имена. Во время 9й ревизии (1850 г.) таких семей было уже 10, а в деревне Вязовки в семье Никифора и Марины Журкиных было, по ревизской сказке 1850 года, три сына Василия, 6, 11 и 17 лет. Женские имена повторялись в 6 семьях по 8й ревизии и в 5 семьях по 9й ревизии28. Повторяющиеся в одной семье женские имена встречаются реже, так как девушки, выходя замуж, уходили из родительского дома, тогда как юноши после женитьбы практически всегда оставались в той же семье, продолжая жить вместе со своими братьями-тезками. Заметим, что здесь речь идет только о детях с одинаковыми именами, жившими одновременно. Гораздо больше было случаев, когда с упорством, достойным лучшего применения, родители давали младенцам имена их недавно умерших братьев или сестер. Если взять в качестве примера наиболее распространенные женские и мужские имена, окажется, что в некоторых семьях эти имена давались детям по 3 и даже 4 раза; и практически каждая вторая семейная пара дважды давала своим детям одно и то же имя (см. табл. 3). Лишь высокая младенческая смертность позволяла избежать ситуации, когда дети с одинаковыми именами встречались бы чуть не в каждой крестьянской семье.

Таблица 3. Число семей, дававших своим детям повторяющиеся имена Выхинская вотчина, 1815-1918 гг.

Сколько раз дети в семье назывались одним и тем же именем

Имена

Иван

Василий

Мария

Анна

Число семей

Два

103

93

77

48

Три

20

8

9

4

Четыре

3

0

0

1

Что же касается правила «восьмого дня», то есть выбора для новорожденного имени того святого, память которого празднуется в ближайшие восемь дней после рождения, оно, в общем, выполнялось. Мы покажем это ниже, на нескольких конкретных примерах для различных женских и мужских имен. Но сейчас уже можно сказать, что ни один младенец не был назван в честь святого, день памяти которого праздновался ДО рождения, и очень немногие - в честь святого, чей день памяти совпал с днем рождения младенца. Даже в дни празднования наиболее почитаемых православной церковью святых их именами называлось, за редким исключением, не более трети всех детей, родившихся в этот день, тогда как за несколько дней до празднования все рожденные дети соответствующего пола назывались именем этого святого (см. таблицу 4).

Таблица 4. Доля новорожденных, названных в честь некоторых святых, среди всех родившихся

За сколько дней до празднования памяти младенец родился

Доля названных этим именем среди всех новорожденных того же пола, родившихся в тот же день

Мужские имена

Женские имена

Алексей
(17 марта)

Михаил
(8 ноября)

Николай
(6 декабря)

Евдокия
(7 марта)

Татьяна
(12 января)

Екатерина
(24 ноября)

10

58,3

36,4

80,0

75,0

95,7

93,8

9

71,4

58,3

69,2

100

80,0

50,0

8

100

75,0

100

69,2

68,8

76,9

7

91,7

63,2

91,7

66,7

94,7

76,9

6

77,8

75,0

100

57,1

78,9

100

5

100

75,0

84,2

68,8

87,5

72,7

4

80,0

85,0

87,5

73,7

66,7

90,9

3

85,7

83,3

83,3

91,7

76,5

85,7

2

75,0

80,0

78,6

80,0

69,2

50,0

1

100

45,5

93,8

82,4

53,3

66,7

0 (в день памяти)

23,1

20,0

33,3

56,0

12,5

20,0

- 1 (накануне дня памяти)

0

0

0

0

0

0

Выбор и конкуренция имен

Выбор имени для новорожденного, особенно для мальчика, на первый взгляд кажется довольно сложным делом. Как мы уже упоминали выше, список святых, почитаемых православной церковью, содержал более 800 мужских и 200 женских имен; при этом некоторые мужские имена имели десятки дней памяти в году (см. таблицу в Приложении).

В каждом месяце было в среднем 3 дня, в которые одновременно праздновались памяти более чем 10 святых; это были практически всегда святые мужского пола. К примеру, 4 января православная церковь праздновала память 74 святых; 9 марта - 42. В году было всего 8 дней, на которые не падало празднование памяти ни одного святого-мужчины и 187 дней, в которые не поминалась ни одна святая (см. табл. 5). К тому же, поскольку церковные правила связывали выбор имени не с одним конкретным днем рождения, а с некоторым периодом вблизи этого дня, «периоды влияния» отдельных имен пересекались, что, казалось, должно было еще больше затруднить выбор.

Таблица 5. Распределение дней года по количеству празднуемых святых_

Количество почитаемых святых в день

Количество дней в году

Мужского пола

Женского пола

1

34

109

2

48

33

3

58

21

4

48

6

5-10

134

9

11 и более

35

0

Итого

357

178

Однако, местные традиции, суеверия, большее почитание одних святых по сравнению с другими существенно облегчали выбор имени, сужая множество теоретически возможных вариантов до относительно небольшого числа. Прежде всего, многие имена в святцах были абсолютно нетипичными для крестьян и никогда не использовались ими для наречения своих детей. К примеру, по православному календарю 1860 года, 26 марта праздновались дни памяти 17 святых-мужчин; посмотрим на их имена: Агн, Арпилл, Василий, Вафусий, Верк, Гавриил, Игафракс, Ириней, Иской, Малх, Реас, Сигиц, Сила, Сонирилл, Суимвл, Филл, Ферм. Только два из них, а именно Василий и Гавриил, традиционны для православной крестьянской среды, вписываются в рамки народной центрально-российской культуры XIX в. и поэтому встречаются в метрических книгах Вешняковской и Кусковской церквей29. Именно между ними происходит своего рода конкуренция, в которой имеют значение важность каждого из святых для православной религии, популярность каждого из имен в данной местности, наличие в семье удачливых и богатых родственников с тем же именем и т.п. В данном конкретном случае большее почитание православной и всей христианской церковью Архангела Гавриила, принесшего благую весть Деве Марии, уравновешивается большей популярностью имени Василий в Выхине (2е место в списке имен против 22го для имени Гавриил). В итоге из 118 мальчиков, родившихся в течение 10 дней, предшествующих 26 марта, 27 (22,9%) получили имя Василий, и 28 (23,7%) - имя Гавриил.

Популярность имени может быть лучше всего оценена частотой его использования. Вспомним, что в 1815-1918 гг. прихожане Вешняковской и Кусковской церквей из всего списка имен святых использовали только 68 мужских и 63 женских для наречения своих детей; половина имен из этого «короткого» списка встречается в метрических книгах спорадически, менее 10 раз за все сто с лишним лет наблюдений. В то же время, как видно из таблицы в Приложении, 15 наиболее часто встречающихся мужских имен были даны 86% мальчиков, родившихся в указанный период; аналогичный показатель для новорожденных девочек равен 78%. При этом число дней памяти святого в году является важным, но не единственным определяющим фактором популярности имени. Из того же Приложения мы видим, к примеру, что мужское имя Николай, которому в календаре соответствуют лишь 6 дней памяти в году, является третьим по частоте использования. В отношении женских имен на первый взгляд кажется, что популярность имени прямо зависит от количества дней памяти, хотя определенных выводов делать не следует из-за относительно небольшого количества святых женского пола в православном календаре. Заметим только, что места с 6-го по 10-е в списке наиболее распространенных женских имен занимают имена тех святых, у которых всего один день памяти в году.

Третий фактор выбора имени - большее почитание одних святых по сравнению с другими - лучше всего виден при анализе распределения одного и того же имени по месяцам года. Практически для каждого имени, даже если оно имеет несколько дней памяти в году, случаи наречения имени концентрируются вокруг одного дня памяти, предположительно того святого, который наиболее почитаем в православной церкви вообще или, может быть, в данной местности в частности (в табл.5 эти случаи выделены курсивом). Лучше всего это видно на примере мужских имен, потому что концентрация женских, за исключением Марии и Анны, вполне объяснима. Почти половина списка наиболее распространенных женских имен дана в честь святых, память которых празднуется всего один раз в году. Мужские же имена позволяют нам из нескольких православных святых, носящих одно и то же имя, определить наиболее почитаемого (см. Рис. 1 и табл. 6).

Рисунок 1. Распределение некоторых популярных имен в России по неделям года (за весь период 1815-1918 гг.)

Таблица 6. Мужские имена, имеющие выраженный пик помесячных распределений, в зависимости от важности святого для православной церкви

Имя

Дней памяти в году

Концентрация имени вокруг дня памяти

Другие дни памяти в году

Православные святые, почитаемые в эти дни

Алексей

5

17 марта (Алексея - Божия человека) http://www.davs.ru/Life/

12 февраля 20 мая 5 октября

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси (XIV в.)

Hfe661.htm

23 ноября

Александр Невский, в схиме Алексий

Сергей

4

25 сентября (преподобного Сергия Радонежского) http://www.davs.ru/Life/lifel602.htm

20 марта

Преподобный Сергий, в обители святого Саввы (Иерусалим) убиенный

5 июля

Обретение мощей преп. Сергия Радонежского

7 октября

Римский мученик Сергий

Дмитрий

8

26 октября (великомученика Димитрия Солунского) http://www.davs.ru/Life/life4593.htm

11 февраля

Преподобный Димитрий, вологодский чудотворец

15 мая 3 июня

Благоверный царевич Димитрий, убитый в Угличе

9 августа

Римский мученик Димитрий

11 сентября

Святой мученик князь Димитрий, правитель Скепсии

21 сентября

Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (XVIII в.)

15 ноября

Мученик Димитрий Дабудский (IV в.)

Наречение имени в честь родственников, было, вероятнее всего, наименее важным фактором выбора имени и наиболее трудным для проверки. К примеру, проверим связь имени новорожденной девочки с именем ее матери или крестной матери для тех рождений, которые действительно отстоят по времени очень далеко от дня памяти соответствующей святой.30 Оказывается, подобная связь имеется: из девяти Екатерин, родившихся вне «периода влияния» соответствующей святой, у пятерых мать носила то же имя, а у одной - крестная мать. Из четырех Татьян, рождение которых нельзя связать по времени с празднованием дня памяти, три предположительно названы в честь своих матерей, а из четырех Наталий - все четыре. Мы не проверяем, были ли у новорожденных другие родственницы с теми же именами, но при относительно большом размере крестьянской семьи и наличии у каждого младенца двойного «комплекта» родственников - по отцовской и материнской линии, - можно предположить, что дети иногда назывались и в честь других членов семьи.

Выбор имени: изменения на протяжении XIX века

Перечисленные выше три основных фактора, определяющие выбор имени, а именно культурные традиции, роль святого и местная популярность имени («мода на имя») на протяжении изучаемого нами периода оказывали неодинаковое влияние на принятие решения. Первые два, скорее всего, мало изменялись во времени. Едва ли имена, вроде Игафракс или Сонирилл (см. пример на с. 10), могли быть при каком бы то ни было стечении обстоятельств приняты в крестьянской среде, какими бы достойными почитания ни были святые, их носящие. Также маловероятно, что список, приведенный в месяцесловах, мог сильно расшириться в изучаемый нами период за счет добавления в него новых имен. В синодальный31 период истории православной церкви (1721-1917) были канонизированы всего лишь 11 православных святых, и еще двое - на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Канонизация этих святых могла скорее добавить дополнительный день памяти уже имевшемуся в списке имени, чем расширить сам список.

Почитание одного святого по сравнению с другими также едва ли могло возрасти или уменьшиться, поскольку речь шла о человеке давно умершем, который не мог своими деяниями и чудесами изменить отношение к себе. Единственным исключением мог стать рост местной популярности имени из-за перенесения мощей или возведения новой церкви в честь соответствующего святого.

Следовательно, только изменение популярности имени, в отрыве от образа того святого, в память которого оно давалось, могло повлиять на выбор имени для новорожденного и на изменение «рейтинга» отдельных имен на протяжении изучаемого периода.

Табл. 7 отражает основные тенденции изменения популярности различных имен на протяжении изучаемого периода. Как мы видим из таблицы, все приведенные в ней имена можно разделить на 4 группы:

1) Имена, популярность которых не изменилась на протяжении всего периода. Мужские имена Иван и Василий, женские - Анна и Мария всегда были в первых строчках списка имен, наиболее часто даваемых детям в Выхинской вотчине;

2) Имена, которые всегда были в списке часто используемых, но популярность их значительно возросла на протяжении XIX века. Это относится, прежде всего, к мужским именам Николай и Александр. Женское имя Александра также переместилось в списке популярных имен с 17-19 места в начале периода наблюдений на 3-4 в конце его;

3) Имена, совершенно не бывшие в употреблении у жителей Выхинской вотчины в начале периода, но к концу его завоевавшие высокие рейтинги в списке имен (Виктор, Борис; Клавдия, Антонина);

4) Имена, которые, будучи достаточно популярны в начале периода наблюдения, исчезли из употребления к концу его; это, как правило, традиционные крестьянские имена (Матвей, Евфимия).

Таблица 7. Изменение рейтингов имен в Выхинской вотчине в зависимости от периода

мужские имена

Период

Иван

Василий

Николай

Александр

Виктор

Борис

Матвей

1815-1824

1

2

14

18

-

-

14

1825-1834

1

2

4

21

-

-

19

1835-1844

1

2

7

17

-

 

20

1845-1854

1

2

9

12

-

-

22

1855-1864

2

1

8

9

-

-

20

1865-1875

2

1

4

7

-

-

23

1876-1885

3

1

4

2

-

25

25

1886-1897

1

2

3

6

-

25

 

1898-1907

1

2

3

8

28

19

-

1908-1918

2

3

1

6

12

16

-

женские имена

Период

Анна

Мария

Александра

Елена

Клавдия

Антонина

Евфимия

1815-1824

2

3

17

24

-

-

11

1825-1834

3

2

19

24

-

-

22

1835-1844

I

4

15

18

-

-

16

1845-1854

1

2

11

21

-

-

20

1855-1864

3

1

4

14

-

-

15

1865-1875

2

1

7

11

-

-

25

1876-1885

2

1

7

11

21

-

-

1886-1897

2

1

6

14

23

-

29

1898-1907

2

1

3

15

7

21

-

1908-1918

2

1

4

13

3

5

-

Наибольшее влияние на изменение популярности тех или иных имен могли оказать следующие факторы: изменение социального состава Выхинской вотчины; возросшая во второй половине XIX века территориальная мобильность населения вотчины; исторические события, такие, как отмена крепостного права в 1861 году или коронация нового государя.

Так, например, объяснение возросшей популярности имен Николай, Александр и Александра, возможно, следует поискать в российской истории. Начиная с 1801 года и до революции 1917 года, все 5 русских царей носили имя Николай либо Александр; при этом один из них, а именно Александр II «Освободитель» (правил с 1855 по 1881 г.) имел особое значение для русских крестьян как царь, отменивший крепостное право реформой 1861 года.

Что касается социального состава родителей всех новорожденных, записанных в метрические книги Вешняковской и Кусковской церквей, он, на первый взгляд, не очень сильно изменился на протяжении XIX века (табл. 8). Но если до реформы доминирующая социальная группа - крестьяне - более чем на 90% состояла из жителей Выхинской вотчины, то после 1861 г. этот показатель снизился до 85%. То есть, каждая шестая запись о родившихся относилась к детям крестьян из других уездов и губерний, со своими традициями и предпочтениями в выборе имени для новорожденных. Даже преобладание жителей вотчины среди всех родителей еще не говорит о том, что практика наречения имени мало изменилась. Отмена крепостного права облегчила территориальные перемещения крестьян, отход на заработки в близлежащую Москву или на железную дорогу, проходившую рядом с вотчиной, откуда они могли приносить моду на новые, «городские» имена - Клавдия, Антонина, Виктор, Борис из табл. 7. Также носителями новых идей при выборе имени для новорожденных могли стать солдаты - довольно мобильная социальная группа. Как мы видим, их доля в населении Выхинской вотчины возросла втрое во второй половине изучаемого периода.

Таблица 8. Социальный состав родителей новорожденных, зарегистрированных в метрических книгах Вешняковской и Кусковской церквей, 1815-1918 гг.

Социальная группа

1815-1861

1862-1918

N

%

N

%

Крестьяне

3684

97,3

5798

94,2

Солдаты

56

1,5

284

4,6

Мещане

45

1,2

73

1,2

Купцы

8

0,2

11

0,2

Ремесленники

1

0,0

4

0,1

Итого

3785

100

6155

100

«Святой Владимир Ильич»: послереволюционная практика

Изучение наречения имени в исторической перспективе дает уникальную возможность для оценки влияния революции 1917 года и последующего отделения церкви от государства на преемственность традиций и роль церкви в жизни населения, особенно крестьянского. Обнаруженная нами в дореволюционный период сильная связь между днем рождения и «днем ангела» позволяет измерить скорость, с которой новая жизнь ломала традиционный крестьянский уклад и вытесняла религию из повседневной жизни. Церковный календарь, по которому жила Россия, был отменен декретом от 24 января 1918 года, и после отделения церкви от государства регистрацией рождений стали заниматься вновь созданные органы ЗАГС; тем не менее, мы продолжаем наблюдать влияние религиозных традиций на выбор имен для новорожденных в Выхинской вотчине. Вместе с тем, наблюдается и нечто новое в практике наречения имен: популярность тех или иных имен претерпевает изменения, особенно заметно обновляется список наиболее часто встречающихся женских имен; появляются новые имена, можно сказать, рожденные революцией, но исчезают из обихода довольно быстро.

После 1917 года институциональные изменения касаются, помимо всего прочего, отстранения церкви от регистрации демографических событий. Декрет СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» знаменовал начало процесса, приведшего впоследствии к отделению церкви от государства (декрет от 20 января 1918 года) и принятию Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (16 сентября 1918 года). После этой даты функция регистрации демографических событий формально перешла к органам ЗАГС, хотя, вероятно, церковная регистрация крещений, браков и отпеваний продолжалась еще некоторое время: последняя запись в метрических книгах Вешняковской церкви датирована 2 ноября. К сожалению, становление новой системы учета естественного движения населения было непростым, поэтому качество информации в первые годы после создания органов ЗАГС оставляет желать лучшего. В период от 1918 года до начала Великой Отечественной войны формуляры ЗАГС менялись, по меньшей мере, 4 раза; служащие были плохо подготовлены а иногда, особенно в начале периода и особенно в сельской местности, почти неграмотны. Тем не менее, эти недостатки системы учета не помешали распространить наше исследование наречения имени на послереволюционный период, используя данные из 2177 свидетельств о рождении, выданных Выхинским сельским Советом с конца 1918 по 1940 г. включительно.

Прежде всего, бросается в глаза изменение предпочтений в именах после 1918 года (см. табл. 9)32.

Таблица 9. Изменение рейтингов имен в Выхинской вотчине после 1918 г.

Мужские имена

Рейтинги

Женские имена

Рейтинги

после 1918 года

до 1918 года

после 1918 года

До 1918 года

Николай

1

3

Валентина

1

35-36

Владимир

2

21

Клавдия

2

16-17

Михаил

3

5

Анна

3

2

Сергей

4

8

Мария

4

1

Виктор

5

28

Вера

5

20

Александр

6

7

Галина

6

44-46

Василий

7

2

Зинаида

7

28

Алексей

8

6

Антонина

8

27

Евгений

9

36-38

Александра

9

5

Анатолий

10

30-31

Нина

10-11

42-43

Иван

11

1

Лидия

10-11

37-39

Петр

12

4

Екатерина

12

7

Юрий (Георгий)

13

15-16

Людмила

13-14

56-63

Павел

14

10

Надежда

13-14

25

Валентин

15

43-47

Любовь

15

33-34

Список наиболее популярных мужских имен изменился не очень существенно. По-прежнему в начале списка находятся Николай, Михаил, Алексей, Василий - имена, которые и до 1918 года крестьяне давали многим новорожденным мальчикам. Имя Владимир становится вторым по популярности, не сумев, тем не менее, отнять пальму первенства у Николая. Не наблюдаем ли мы здесь то же влияние личности Ленина на выбор имени для новорожденных мальчиков после 1918 года, как влияли на этот выбор личности царей в дореволюционный период? Список женских имен практически полностью обновился: все имена из первой десятки, за исключением Анны, Марии и Александры, до 1918 года крайне редко выбирались жителями Выхинской вотчины для наречения новорожденным девочкам.

Однако наблюдаемые изменения в частоте выбора имен практически не повлияли на соблюдение православного обычая связывать выбор имени с датой рождения. Имя Владимир, хотя и стало после 1918 года появляться в записях актов о рождении в несколько раз чаще, по-прежнему концентрируется вокруг дня памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю, см. рис.2).

Рисунок 2. Сезонность наречения имени Владимир (дни памяти - 22 мая, 15 июля и 4 октября)

Другие примеры также демонстрируют устойчивость религиозных традиций при выборе имени после революции (см. рис.3). Частота их наречения достигает максимума в те же месяцы, что и до 1918 года, хотя амплитуда снижается вследствие более частого выбора этого имени в другие месяцы по сравнению с дореволюционным периодом.

Рисунок 3. Сезонность наречения некоторых мужских и женских имен до и после 1918 года

Что касается наречения новорожденным внецерковных, «революционных» имен, эта практика не получила широкого распространения в населении Выхина. Такие имена, как Рэм (Революция, Электрификация, Механизация), Владлен (Владимир Ленин) или Ким (Коммунистический Интернационал Молодежи) встречаются в актах ЗАГС Выхинского сельсовета не более 10 раз за весь послереволюционный период, главным образом в 1920е годы. И выбирали их для своих новорожденных детей вовсе не выхинские крестьяне, а рабочие и служащие, которых становилось все больше среди местных жителей.

Заключение

Наше исследование показывает, что даже самое простое наблюдение за выбором имени для новорожденных дает нам интересную информацию для размышлений по поводу природы религиозного поведения, непрерывности традиций, процесса секуляризации и т.д. Обычаи и правила русской православной церкви существенно отличаются от тех, что мы наблюдаем в других ветвях христианства. С одной стороны, несколько дней памяти одного и того же святого в году, празднование памяти нескольких святых в один день, большое количество святых с одинаковым именем усложняют православный календарь. С другой стороны, дни памяти являются определяющими при выборе имени для новорожденного, оставляя при этом пространство для влияния других факторов, к примеру, почитаемости святого или моды на имена, которая особенно заметно проявилась в последней трети XIX века, привнеся в крестьянскую среду нетрадиционные имена, более типичные для городской культуры.

Имена, которые носили русские цари, правившие в XIX веке, также были весьма распространены в крестьянском населении. Мы наблюдаем впоследствии аналогичную ситуацию, когда имя Владимир, ставшее более или менее привычным в Выхине лишь в начале XX века, после революции приобрело вполне объяснимую популярность. При этом «царские» имена Николай и Александр не уступили своих позиций в списке 10 наиболее часто встречающихся имен новорожденных мальчиков. Революционные имена, появившись в определенный момент, исчезают, не оставив заметного следа в обычаях наречения имени в Выхине. Мода на имена меняется, но сезонность их распределения не исчезает, оставаясь по-прежнему связанной с церковным календарем.

Незначительные размеры нашей выборки, особенно ее части, относящейся к советскому периоду, не позволяют нам оценить географические ареалы распространения тех или иных имен, механизм действия моды на выбор имени, трансформации списка популярных имен в зависимости от этапов политического развития России и СССР. Расширение хронологических и региональных рамок исследования, при несложности сбора данных и методов их обработки, могло бы дать возможность для более тонкого анализа такого показательного социо-культурного феномена, как наречение имени в России.
P.S.

Двое из авторов статьи, родившиеся в России, названы в полном соответствии с каноническими правилами:

Александр: день рождения 20 мая, день памяти 26 мая; Ирина: день рождения 23 сентября, день памяти 1 октября.

Приложение

Распределение по месяцам года 15 наиболее распространенных мужских и женских имен в Выхинской вотчине, 1815-1918

Месяцы года

Всего

Дней памяти в году

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Мужские имена

Иван

139

42

48

29

96

130

35

81

71

43

51

30

795

60

Василий

119

98

79

103

1

3

101

14

 

1

5

115

639

16

Николай

10

18

18

82

70

2

23

 

2

16

89

67

397

6

Петр

33

1

1

 

20

156

3

48

19

26

10

48

365

30

Михаил

10

3

1

 

24

 

31

12

75

65

110

10

341

12

Алексей

5

82

128

 

45

1

2

9

8

17

1

 

298

5

Александр

1

9

13

13

6

8

17

139

3

15

38

4

266

24

Сергей

 

 

5

2

4

41

47

6

126

24

1

 

256

4

Федор

10

99

4

25

32

45

4

5

10

1

4

7

246

27

Павел

50

8

4

1

9

63

4

14

1

20

10

31

215

19

Дмитрий

 

6

 

 

19

1

 

5

17

107

4

 

159

8

Андрей

 

 

 

 

 

7

9

46

9

40

11

1

123

12

Семен

32

19

1

22

3

 

23

10

3

1

 

 

114

11

Григорий

70

1

2

 

1

 

1

1

4

 

11

2

93

18

Стефан

 

 

10

1

 

 

33

4

 

7

3

32

90

16

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4397

 

 

Всего родилось мальчиков в этот период

5088

 


Месяцы года

Всего

Дней памяти в году

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Женские имена

Мария

106

48

161

13

26

43

187

18

5

14

1

7

629

10

Анна

145

27

8

1

10

25

51

51

77

27

46

65

533

10

Евдокия

3

250

14

1

2

 

81

28

 

 

1

 

380

2

Пелагия

 

 

 

81

27

 

 

 

137

74

 

1

320

3

Александра

 

7

42

172

28

1

1

5

3

7

5

 

271

4

Татьяна

164

 

1

 

 

 

2

 

 

 

1

94

262

1

Екатерина

 

 

 

1

1

2

 

1

4

20

190

1

220

1

Наталия

 

 

 

 

1

1

9

203

 

1

2

 

217

1

Агриппина

 

 

 

 

18

187

 

 

 

 

 

 

205

1

Параскева

 

 

1

 

1

1

13

 

6

155

 

 

177

3

Анастасия

6

2

4

8

 

 

 

 

4

47

5

95

171

5

Дария

1

11

109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

121

1

Марфа

1

 

 

1

3

56

24

25

3

 

 

 

113

5

Елена

 

 

2

6

95

 

6

 

1

 

 

 

110

3

Ольга

 

1

 

 

3

40

58

 

 

 

 

 

102

1

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3831

 

 

Всего родилось девочек в этот период

4885

 


1 Замечание о совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, № 40, I860, с. 113.
2 J. Houdaille. Prenoms les plus frequents dans quelques communes d'apres les listes nominatives de 1836 // Population, 3, 1982, p. 663-669; J. Dupaquier et al., he temps de Jules : Les prenoms en France au XIXe siecle, Paris, Christian, 1986; P. Besnard. Pour une etude empirique du phdnomene de mode dans la consommation des biens symboliques: Le cas des prenoms // Archives europeennes de Sociologie, XX, 1979, p. 343-351.
3 См., например: D. Kaiser. Naming Cultures in Early Modern Russia // Harvard Ukrainian Stuides, 19, 1995, p. 271-291; С.Н.Булгаков, Философия имени, СПб: Наука, 1998; F. Conte. Traditions russes et prenoms bolcheviks // Revue des etudes slaves, 3, 1993, p. 439-457 et 2, 1994, p. 347-358; E. Gessat-Anstett. De la nomination. Enjeux familiaux et sociaux de l'attribution des prenoms en Russic // Cahiers du Monde russe, 3, 1999, p. 447-458.
4 Для более детального описания изучаемого населения и использованных источников см.: А.Авдеев, А.Блюм, И.Троицкая Сезонный фактор в демографии российского крестьянства в первой половине XIX века: брачность, рождаемость, младенческая смертность // Российский демографический журнал, 1, 2002, р. 36-45; A.Avdeev, A.Blum et I.Troitskaia. Etude sur le mariage paysan russe au 19eme siecle// Population, 6, 2004, p.833-876.
5 Календарь на 1860 високосный год. М., 1859, с.55-63.
6 О совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, № 21, 1860, с.73.
7 Правила заключались в троекратном погружении в воду и произнесении слов: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Если младенец не выживал, считалось, что он умер окрещенным; если же новорожденный оставался жив, «домашний» обряд крещения дополнялся впоследствии церковным обрядом, совершаемым священником. См.: Алфавитный указатель действующих и руководствепиых канонических постановлений, указов и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода, СПб, 1902, с. 197, № 879.
8 Т.А.Бернштам. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб, 2000, с.96.
9 Справочная книжка Московской губернии (описание уездов), составленная по официальным сведениям Управляющим Канцеляриею Московского губернатора А.П. Шрамченко. Москва, Губернская Типография. 1890. С. 36.
10 О совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, № 21, 1860, с.83.
11 О младенческой смертности в Выхинской вотчине см.: А.Авдеев, А.Блюм, И.Троицкая. Сезонный фактор в демографии российского крестьянства в первой половине XIX века: брачность, рождаемость, младенческая смертность // Российский демографический журнал, № 1, 2002, с. 43-45.
12 Полный круг духовных законов. Действия, обязанности и права лиц православного белого и монашествующего духовенства. М, 1881, с.401; А.С.Павлов. Номоканон при большом Требнике. М, 1897, с. 191.
13 Полный круг духовных законов, с.410.
14 Т.А. Бернштам. Указ. соч., с. 102.
15 Симеон Солунский, гл.59; цит. по: П.И. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. СПб, 1897, с. 198.
16 Хотя в литературе встречаются и указания на то, что право давать имя младешгу принадлежит священнику: см. Замечания о совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, 1860, № 40, с. J12. Вероятно, как это нередко бывает, некоторые обычаи становятся настолько распространенными и глубоко укоренившимися, что рассматриваются как непреложные правила. Сюда следует отнести, к примеру, запрет отцу находиться в церкви при крещении своего ребенка; о том, что это не более чем обычай, который можно нарушить, вспоминают в тех случаях, когда священнику приходится, по воле обстоятельств, крестить собственных детей.
17 Полный круг духовных законов, с.415.
18 См., например: Замечания о совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, 1860, № 40, с. 113; Полный круг духовных законов. Действия, обязанности и права лиц православного белого и монашествующего духовенства. М, 1881, с.398.
19 П.И.Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. СПб, 1897, с. 198.
20 Т.А. Бернштам, указ. соч., с.95.
21 Беседы к простому народу о святых таинствах. Беседа 1-я о таинстве святого крещения // Руководство для сельских пастырей,1865, № 7, с.220.
22 Например, Полный месяцеслов всех празднуемых святых, издаваемый Академией наук и Киевской лаврой; или Сословие имен по алфавиту, прилагаемое к большим синодальным Требникам.
23 Например: 6 февраля: Ксения (Аксинья) Полузимница. Какова Аксинья, такова и весна; 11 сентября: Феодора (Федора) Капустница. Лето кончается, осень начинается; 5 мая: Ирина (Арина) Рассадница. Высаживают огурцы и капустную рассаду, и т.п. Здесь и далее даты даны по юлианскому календарю (старый стиль).
24 См: П.И.Нечаев, указ. соч., с.198; Полный круг духовных законов, с.415.
25 П.И.Нечаев, указ. соч., с. 198.
26 Полный круг духовных законов, с.398.
27 Замечания о совершении таинства Крещения // Руководство для сельских пастырей, 1860, № 40, с.112.
28 Центральный исторический архив г.Москвы, фонд 51, опись 8, ед.хр. 324 (лл.6??-769); ед.хр. 582 (лл. 1211-1311).
29 Мы знаем из других источников, главным образом из литературных, что именами Ириней и Сила также называли детей в России, но они никогда не появлялись в метрических книгах Вешняковской и Кусковской церквей.
30 Провести подобный анализ для мужских имен представляется нам затруднительным, поскольку, как мы уже отмечали, практически все имена из списка имели по нескольку дней памяти в году.
31 Период, когда все дела церкви находились в ведении Святейшего Синода, созданного в 1721 году и просуществовавшего вплоть до революции 1917 года.
32 1918 год выбран в качестве границы, обозначающей переход от церковной регистрации к гражданской.

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.