… о переводе трудовой миграции «в русло оргнабора»
Константин Полторанин: Курс взят на либерализацию миграционного законодательства
Кыргызстан вплотную занялся переводом процессов трудовой миграции в Россию в русло оргнабора. Перспективы этого обсуждались и в ходе рабочей поездки в нашу республику руководителя пресс-службы Федеральной миграционной службы РФ Константина Полторанина.
- В чем заключалась цель вашего визита?
- Укрепить сотрудничество миграционных ведомств наших стран, изучить возможности для легального организованного приема работников по специальностям, востребованным в России, для отлаживания этого процесса. Многие актуальные вопросы были обсуждены во время бесед с руководством, ответственными сотрудниками вашего Министерства занятости, труда и миграции. Не менее важным считаю посещение двух учебных заведений, которые имеют хорошие возможности для отработки принципов оргнабора.
- Что это за объекты?
- 25-й лицей в Бишкеке и 4-й в Канте, оба строительного профиля. Во взаимодействии с центром по трудоустройству кыргызстанцев за рубежом, который, как мне сказали, недавно начал действовать в структуре упомянутого министерства, они уже готовятся к началу необходимой работы, налаживают контакты с российской стороной.
- Каковы основные требования, предъявляемые сегодня к трудовым мигрантам в России?
- Мы хотим видеть их знающими русский язык, имеющими представление о нашей культуре, законодательстве, обладающими конкретной специальностью, адаптированными к запросам российского рынка труда.
- А какие профессии сейчас наиболее востребованы в Российской Федерации?
- Прежде всего рабочие, и диапазон их весьма широк. Ниша была и остается очень просторной, в ней постоянно имеется немало вакансий. Их успешно могут заполнять и граждане Кыргызстана. Они и так уже довольно ощутимо представлены в некоторых сферах - прежде всего в жилищно-коммунальной, строительной.
- В чем суть оргнабора, о котором идет речь?
- Задача - чтобы житель вашей республики, отправляясь в Россию, уже заранее зная своего работодателя, особенности производства, где станет работать, был соответствующим образом подготовлен к этому. И, обладая официальным статусом пребывания, был также обеспечен основными социальными гарантиями. Взаимные обязательства гарантируют нормальный производственный процесс, а какие-то проблемы, возникни они, будут решаться строго в рамках закона. В таком подходе, согласитесь, заинтересованы обе стороны.
- Почему для посещения были выбраны именно эти два лицея?
- Их предложила кыргызстанская сторона, и вполне логично. Мы изучили базу, на которой можно в рамках оргнабора готовить специалистов различного профиля - сварщиков, маляров, штукатуров, водителей и других. Эти два учебных заведения, их материально-техническое и кадровое обеспечение вполне отвечают необходимым требованиям. Может быть, в Канте училище по оснащенности несколько и проигрывает бишкекскому, но кадры там также готовятся на уровне.
- Следует ли ожидать от российской стороны какую-то финансовую, техническую поддержку этим учебным заведениям?
- Конечно, мы будем ставить вопрос об оказании ее в рамках государственно-частного партнерства. Если российские работодатели нуждаются в квалифицированных работниках, то мы вправе рассчитывать и на какие-то вложения в подготовительный процесс.
Очевидно, стоит привлекать к этому и предпринимателей, занимающихся, к примеру, строительным бизнесом. Миграционное же ведомство России возьмет на себя решение всех вопросов, связанных с получением легального статуса по линии как оргнабора, так и известной федеральной госпрограммы содействия переселению соотечественников. Мы также примем активное участие в составлении перечня профессий, в которых особо нуждается сейчас Россия. Большие надежды возлагаем и на принятие нового закона, который позволит трудовым мигрантам работать по патенту у физических лиц.
- Расскажите подробнее об этой новации.
- Законопроект разработан специалистами Федеральной миграционной службы, вызывает одобрение у ряда депутатов. Он предоставляет право гражданам других государств трудиться в России в качестве, скажем, охранника, гувернантки, садовника и так далее у конкретного физического лица. Причем, как предусмотрено, в случае положительной характеристики со стороны последнего, официального подтверждения с его стороны мигрант сможет без всяких проблем продлевать сроки своего пребывания на территории Российской Федерации.
Но и в этом случае необходимо, чтобы и работодатель, и его будущий работник загодя нашли друг друга, выработали взаимные обязательства. И все эти вопросы желательно решать еще на стадии нахождения гражданина Кыргызстана у себя на родине. С тем, чтобы, подготовившись должным образом, выполнив все положенные формальности, он спокойно убыл к будущему месту работы в Россию.
- Как скоро закон может вступить в силу?
- Первое чтение, насколько мне известно, должно состояться в самое ближайшее время. Надеемся, что до апреля, то есть до начала очередного сезона массового прибытия трудовых мигрантов, он будет принят.
- Но, насколько известно, не во всех государственных и общественных структурах эта идея вызывает положительную реакцию.
- Увы, да. У нас, к примеру, профсоюзы активно возмущались, высказывая опасения, что подобным образом станет отниматься работа у самих российских граждан. Потому что, мол, такие гастарбайтеры поедут вне квоты, ежегодно устанавливаемой для приезжих. Но мы объясняем: речь идет о найме конкретных людей для выполнения у российского гражданина, скажем так, конкретных работ по дому. И государство, и тем более профсоюзы не вправе указывать такому работодателю, кого и на каких условиях ему брать себе для этих нужд. И не в их компетенции навязывать ему услуги уволенных вследствие кризиса юристов, финансистов, представителей других профессий, которые наиболее пострадали во время кризиса. Они в принципе могут найти себе работу и получше. А физический наниматель сам принимает решение, исходя из собственных возможностей и соображений.
К тому же опыт показывает: интеграция в обществе тех мигрантов, которые работают в семьях, проходит намного успешнее, нежели в других ситуациях и условиях.
- К сожалению, и в Московской мэрии встретили эту инициативу в штыки. А ведь именно в главном городе России сосредоточено очень большое количество гастарбайтеров, в том числе и из Кыргызстана.
- К подобным проявлениям надо относиться спокойно. Популистская риторика всегда будет сопровождать любое начинание. К тому же у многих вопросов есть и поверхностная, и скрытая стороны. Ведь среди людей, активно участвующих в таких процессах, попадаются и те, кто хочет получить с происходящего копейку в свой карман. И такие отнюдь не заинтересованы в последовательном разрешении проблем, поскольку когда существуют теневые стороны, легче обслуживать собственные интересы. Но мы-то как раз стремимся обеспечить прозрачность всех этих процессов, защищенность людей, вовлеченных в них.
- Что можно сказать насчет реализации госпрограммы содействия переселению соотечественников?
- В данном случае, напомню, в РФ уже определен ряд регионов, нацеленных на прием мигрантов, на их трудоустройство и постоянное проживание здесь. Предусмотрены и различные формы содействия. Перечень таких пилотных зон постоянно расширяется.
Что касается варианта с патентом, то там все намного проще. Человек не привязывается к конкретным российским областям. Если вы ценный кадр и в вас есть нужда у работодателя в России, он заключает с вами трудовой договор, обеспечивает жильем, социальными гарантиями, вы на определенный период обеспечиваетесь видом на жительство. И в перспективе можете при желании определиться и с получением российского гражданства.
- В конце минувшего года Кыргызстан ратифицировал разработанную в рамках СНГ Конвенцию о защите прав трудовых мигрантов и их близких. Этот документ серьезно усиливает правовую защиту гастарбайтеров. Когда его узаконит и Россия?
- Работа над этим уже вступила в завершающую стадию. Предусматриваются и дальнейшие шаги по обеспечению интересов данной категории людей. Курс взят на последовательную либерализацию нашего законодательства в миграционной сфере, на то, чтобы сделать Россию достаточно привлекательной для мигрантов. Для легальных мигрантов, конечно.
- В этой связи не предусмотрено ли расширить обязательные сроки, отводимые на регистрацию? Обеспечить ее в течение всего трех дней, как принято изначально, порой весьма проблематично.
- Как известно, теперь на учет можно становиться и в уведомительном порядке, отправляя заявление по почте. Иностранец, приезжающий в Россию, такой вопрос решает сразу, он получает регистрацию в гостинице. Ну а для того, кто прибывает к нам на работу, все необходимое должна, повторюсь, сделать принимающая сторона. И так оно и происходит, когда все осуществляется на официальной основе, тогда и пресловутых трех дней вполне достаточно. А вот когда гражданин другой страны едет в Россию, что называется, наобум, вот тогда и начинаются различные проблемы. И в таком случае не только трех, но и гораздо большего количества дней бывает недостаточно. Зато результат нередко оказывается однозначным - плачевным.
- Еще одна актуальная проблема - социальное обеспечение наших трудовых мигрантов.
- Я уже говорил, что решение этой задачи входит в круг обязанностей работодателя.
- А получение требуемых медицинских справок? Те, что выдаются в Кыргызстане, не признаются в России, а там, в свою очередь, обзавестись ими приезжему не так-то просто.
- Главный санитарный врач России недавно поддержал инициативу о введении обязательной страховки для иностранных граждан, работающих в РФ. И она предусматривает медицинское обследование для тех, кто не успел это сделать своевременно.
- Боюсь, что и здесь могут возникнуть заморочки. Как вы относитесь к такой вот инициативе, исходящей от Кыргызстана? Речь о возможности предоставления выезжающим на заработки в РФ необходимых врачебных освидетельствований некоторыми лечебными учреждениями нашей республики, получившими такое право от российского Минздрава.
- Вопрос не совсем к миграционной службе. Но, полагаю, здесь есть рациональное зерно. Данный шаг целесообразен и в качестве антикоррупционной меры - отпала бы необходимость добычи уже в самой России нужных справок "левым" путем. И в качестве профилактической: ведь, купив справку, приезжий может скрыть опасное инфекционное заболевание, представляя угрозу для окружающих.
- Возвращаясь к теме оргнабора... Будут ли квалификационные документы, полученные в таких вот базовых училищах Кыргызстана, действительны и на территории России?
- В том-то и вся соль, что да. То есть совместными усилиями мы сразу же решаем еще одну очень важную проблему, сертифицируя такие документы в соответствии с требованиями российской стороны. Кстати, подобным образом получить или усовершенствовать квалификацию сможет не только молодежь, но и люди более старших возрастов.
- Отработав принципы оргнабора на базе двух наших профлицеев, станете ли вы в дальнейшем расширять сеть таких "опорных пунктов"?
- Это диктуется логикой нашего сотрудничества с вашей республикой, накоплено уже немало полезного опыта.
- А с какими еще государствами СНГ отрабатывается такая практика?
- В частности с Таджикистаном. Но тут все еще пока находится на начальной стадии. В случае с Кыргызстаном мы можем и уже приступаем к непосредственной работе.
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 19 марта 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)