|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Экспорт образования: потребность растет, возможности
сокращаются
Почти двукратное падение численности населения в возрасте
получения третичного образования приведет к появлению значительных
«избыточных мощностей» в соответствующих учебных заведениях. В качестве
одного из источников развития, а для некоторых из них и выживания,
может рассматриваться экспорт образовательных услуг.
Несмотря на то, что показатели увеличения притока студентов
в Россию зафиксированы в ряде плановых и программных документов12,
анализ сегодняшней ситуации пока не позволяет рассматривать экспорт
образовательных услуг как сколько-нибудь действенный способ решения
проблем для системы в целом, хотя отдельные ВУЗы, вероятно, смогут
достичь определенных успехов.
Сегодня доля иностранных студентов в российских ВУЗах
составляет 1,3%, что по международным меркам не много. По этому
показателю Россия значительно уступает странам ОЭСР (медианное значение
доли иностранных студентов для стран ОЭСР - 8%) и находится на уровне
стран с низким уровнем экономического развития (рис. 13).
Рисунок 13. Доля иностранных студентов в общем числе
студентов (по группам стран)
Еще несколько лет назад этот показатель в России обеспечивался
за счет притока студентов из стран бывшего Советского Союза, но
сегодня доля студентов из этих стран существенно снизилась и составляет
немногим более половины (55%) иностранных студентов (рис. 14).
Рисунок 14. Структура иностранных студентов в РФ по
гражданству
Одно из главных препятствий для роста числа иностранных
студентов – трудности обучения на русском языке. Мы в этом смысле
не уникальны, достаточно сказать, что языковой барьер ограничивает
и Японию: при ее высокоразвитой системе высшего образования иностранные
студенты составляют лишь 2,5% общего числа студентов. Однако, в
отличие от Японии, до недавнего времени за пределами России существовала
обширная зона распространения русскоязычия. Сегодня же русский язык
в странах, которые входили в состав СССР, не так широко распространен,
как раньше, не изучается в школах в массовом порядке, и языковой
барьер, который не был проблемой для приезжавших учиться в Россию
еще 10-15 лет назад, теперь стал почти таким же серьезным препятствием,
как и для жителей «дальнего зарубежья».
Помимо языкового барьера имеются и признаки снижения
доверия к качеству российского высшего образования. Это нашло свое
отражение в ухудшении позиций ведущих российских вузов в мировых
рейтингах13. Снижение
доверия к российскому высшему образованию можно косвенно подтвердить
и следующим фактом. С 2005 года в Казахстане, по президентской грантовой
программе ежегодно три тысячи выпускников школ получают средства
на обучение в зарубежных вузах и оплату расходов на проживание.
Это сразу же привело к сокращению числа студентов из Казахстана
с 19 тысяч человек в 2004-2005 учебном году годах до 17 тысяч
в 2005-2006 учебном году, в том числе на очном отделении – с 14,5
тыс. человек до 12,5 тыс. человек. Получается, что молодые граждане
Казахстана, получив средства и, соответственно возможность выбора,
предпочли получить высшее образование не в России, а в других странах.
И это несмотря на то, что языковой барьер здесь практически отсутствует,
поскольку Казахстан до сих пор - в значительной степени русскоговорящая
страна.
К перечисленным выше причинам снижения притока иностранных
студентов в Россию необходимо добавить еще две.
Первая из них – стремительный рост стоимости обучения
в ВУЗах России, особенно ведущих. Сегодня средняя плата за обучение
в государственных ВУЗах России на треть выше, чем средняя плата
за обучение в государственных ВУЗах стран ОЭСР (заметим, что во
многих странах она вообще не взимается)14.
Это усугубляется ростом стоимости жизни в крупных городах, которые
и являются крупнейшими университетскими центрами.
Вторая причина – условия и безопасность проживания в
России для иностранцев. Достаточно сказать, что уже создано общество
защиты студентов-иностранцев, количество нападений на иностранцев
растет с каждым годом, причем число тяжких преступлений против них,
в том числе убийств, растет еще быстрее.
При незначительном росте числа иностранных студентов
в России, их доля в общем количестве учащихся российских ВУЗов в
течение последних 5 лет сокращается, и, учитывая все вышесказанное,
трудно ожидать, что эта тенденция кардинально поменяется в ближайшие
годы.
С другой стороны, доля студентов–россиян в ВУЗах стран
ОЭСР превышает сегодня 2% и за последние 5 лет постоянно росла с
темпом роста 10% в год. Общее число российских граждан, обучающихся
в ВУЗах стран ОЭСР, составляет 26,5 тысячи человек, в то время как
число иностранных студентов в России – 78 тысяч человек. Однако,
положительное «сальдо» экспорта образовательных услуг имеет тенденцию
к уменьшению и с ростом доходов россиян и стоимости образования
в нашей стране будет и дальше сокращаться.
Нельзя не сказать и о том, что один из главных вызовов,
вытекающих из нынешней и будущей российской демографической ситуации,
- неизбежный приток мигрантов, причем, в той или иной мере, выходцев
из социальной и культурной среды, отличной от той, в которой им
приходится жить и работать в России. Это в большей мере относится
к внешней миграции, однако некоторые сходные проблемы возникают
и в случае межрегиональной внутрироссийской миграции, особенно если
иметь в виду миграционные потоки из северокавказского региона.
Приток мигрантов ставит в повестку дня задачи их интеграции
в российское общество. В решение этих задач система образования
может внести очень большой вклад.
Показатель миграционного прироста по регионам Российской
Федерации, как и большинство социально-экономических показателей,
сильно дифференцирован, с новыми задачами столкнутся, в первую очередь,
системы образования наиболее экономически развитых регионов, на
которые и придется основной миграционный приток. Можно выделить
три типа таких задач.
На ступени среднего образования - обучение русскому
языку и приведение образования детей и подростков из семей мигрантов
в соответствие с требованиями образовательного стандарта. Эта задача
связана и с решением вопросов социализации детей приезжих, их последующего
включения в социально-экономическую жизнь общества.
На ступени профессионального образования, по мере исчерпания
неквалифицированных рабочих мест, которые сегодня занимают в основном
приезжие, и роста спроса на квалифицированный труд, встанет проблема
профессиональной подготовки взрослых по наиболее дефицитным рабочим
специальностям в сочетании с повышением уровня общего образования,
необходимого для профессиональной подготовки.
Третья задача не в полной мере образовательная и касается
не только и не столько мигрантов, но она также связана с меняющейся
демографической ситуацией. В последние годы обостряется проблема
этнической нетерпимости в подростковой и молодежной среде, наблюдается
рост преступлений, жертвами которых становятся приезжие, причем,
как уже отмечалось выше, количество тяжких преступлений растет опережающими
темпами. В этих условиях задача воспитания в российской школе толерантности,
развитие навыков жизни в полиэтническом и поликонфессиональном обществе
становится особенно актуальной.
Таким образом, перед образованием стоит новая и достаточно
сложная социально-экономическая задача - обеспечить адаптацию иммигрантов
и их детей, поднять уровень образования взрослых и обеспечить их
профессиональную подготовку.
12 Федеральная
целевая программа развития образования, Бюджетный доклад Министерства
образования, проект Концепции социально-экономического развития
России до 2020 года, Проект Государственной программы «Образование
как основа инновационной экономики (2009–2012 гг.)», «Современная
модель образования» и др.
13 Рейтинги можно
оспаривать, как это делает ректор МГУ В. Садовничий, и не безосновательно,
но они есть и потенциальные абитуриенты судят о российском высшем
образовании, в частности, и по ним.
14 Правда, стоимость
обучения в негосударственных ВУЗах России в два раза ниже, чем в
негосударственных ВУЗах стран ОЭСР, но основная часть российских
студентов и практически все иностранцы учатся именно в государственных
ВУЗах.
|