Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Система образования на качелях демографических волн

Российская система образования включает в себя дошкольное образование, общее среднее образование (начальное, основное и полное среднее), профессиональное образование (начальное, среднее и высшее), а также послевузовское образование и дополнительное образование.

По Международной стандартной классификации образования (ISCED-97) к среднему образованию, помимо собственно общего среднего образования, относится российское начальное профессиональное образование (НПО) и часть среднего профессионального образования (СПО) (первые два курса) в тех случаях, когда учащиеся поступают в учреждения СПО после получения основного среднего образования (low secondary education).

Российские программы среднего и высшего профессионального образования включаются в третичное образование (tertiary education type B и tertiary education type A, соответственно).

Послесреднему нетретичному образованию в России соответствует образование по программам начального профессионального образования после окончания полного среднего образования (upper secondary education).

Различные уровни образования тесно связаны с возрастом учащихся, а их число и соотношение очень сильно зависит от демографических процессов, которые оказывали, оказывают и будут оказывать сильное влияние на возрастной состав населения России, а значит и на численность всех групп детей, подростков и молодых людей – главных потребителей услуг системы образования всех уровней. На протяжении последних десятилетий число родившихся от года к году сильно менялось (рис. 1).

Рисунок 1. Число родившихся в России в 1978-2008 годах, тысяч

Соответственно испытывала и будет еще долго испытывать значительные колебания численность разных возрастных групп, происходящие на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 2).

Рисунок 2. Число детей, подростков и молодых людей возрасте от 3 до 25 лет

На рис. 2 хорошо видно, что число детей и молодых людей разных возрастных групп в рамках общей численности населения в возрасте массового участия в образовании менялась и будет меняться по-разному, отражая, в основном, различия в числе родившихся в разные годы.

Подобные изменения открывают новые возможности и одновременно порождают новые проблемы для системы образования. Рассмотрим их применительно к каждому уровню образования.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.