|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Система образования на качелях демографических волн
Российская система образования включает в себя дошкольное
образование, общее среднее образование (начальное, основное и полное
среднее), профессиональное образование (начальное, среднее и высшее),
а также послевузовское образование и дополнительное образование.
По Международной стандартной классификации образования
(ISCED-97) к среднему образованию, помимо собственно общего среднего
образования, относится российское начальное профессиональное образование
(НПО) и часть среднего профессионального образования (СПО) (первые
два курса) в тех случаях, когда учащиеся поступают в учреждения
СПО после получения основного среднего образования (low secondary
education).
Российские программы среднего и высшего профессионального
образования включаются в третичное образование (tertiary education
type B и tertiary education type A, соответственно).
Послесреднему нетретичному образованию в России соответствует
образование по программам начального профессионального образования
после окончания полного среднего образования (upper secondary education).
Различные уровни образования тесно
связаны с возрастом учащихся, а их число и соотношение очень сильно
зависит от демографических процессов, которые оказывали, оказывают
и будут оказывать сильное влияние на возрастной состав населения
России, а значит и на численность всех групп детей, подростков и
молодых людей – главных потребителей услуг системы образования всех
уровней. На протяжении последних десятилетий число родившихся от
года к году сильно менялось (рис. 1).
Рисунок 1. Число родившихся в России в 1978-2008 годах,
тысяч
Соответственно испытывала и будет еще долго испытывать
значительные колебания численность разных возрастных групп, происходящие
на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая
волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 2).
Рисунок 2. Число детей, подростков и молодых людей возрасте
от 3 до 25 лет
На рис. 2 хорошо видно, что число детей и молодых людей
разных возрастных групп в рамках общей численности населения в возрасте
массового участия в образовании менялась и будет меняться по-разному,
отражая, в основном, различия в числе родившихся в разные годы.
Подобные изменения открывают новые возможности и одновременно
порождают новые проблемы для системы образования. Рассмотрим их
применительно к каждому уровню образования.
|