|
|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Школьников меньше - школам не лучше
Число детей школьного возраста (7-17 лет) росло с начала
1980-х годов, достигло пика во второй половине 1990-х, а затем стало
сокращаться. Сокращение продлится еще некоторое время, а примерно
с середины будущего десятилетия начнется новый рост, правда, не
очень значительный (см. рис. 2). В нижней точке, вскоре после 2010
года, число детей и подростков школьного возраста опустится примерно
до 15 миллионов человек, что более чем на 11 миллионов (на 43%)
меньше, чем в 1996-1997 годах. Несмотря на последующий рост числа
детей и подростков, численность населения этой возрастной группы
не превысит 18 миллионов и в 2025 году (предыдущий минимум, достигнутый
в 1982 году, превышал 21 миллион человек).
Что означает описанная выше ожидаемая динамика числа
детей школьного возраста для системы общего среднего образования?
Уровень вовлеченности населения в среднее образование
в России приближается к максимальному: практически все кто может,
продолжают обучение после 9-го класса в общеобразовательной школе,
организациях начального или среднего профессионального образования.
Сегодня уровень такого участия составляет почти 97% (рис. 6) и является
одним из самых высоких в мире.
Рисунок 6. Охват полным средним образованием на старшей
ступени, %
Иными словами, число учащихся почти совпадает с числом
детей соответствующих возрастов и ресурсы пополнения системы школьного
образования за счет расширения охвата практически исчерпаны. Рассчитывать
в более или менее серьезной степени на прирост числа учащихся за
счет иммиграции нет оснований, поскольку в соответствии с любым
из вариантов прогнозов доля мигрантов школьных возрастов составит
менее одного процента от общей численности контингента этой ступени
образования.
Сейчас быстрое сокращение числа детей, а, стало быть,
и числа учащихся ведет к снижению, правда более медленному, таких
показателей эффективности использования ресурсов, как наполняемость
классов, среднее число учащихся в школе, число учеников, приходящихся
на одного преподавателя (рис. 7). За последние шесть лет число детей
и подростков в России снизилась на 29%, средний размер школы - на
21%, наполняемость классов – на 11% процентов, количество учащихся
на 1 преподавателя – на 16%.
Рисунок 7. Изменения числа детей школьного
возраста, среднего размера школы и соотношения «ученик/учитель»
в 2001-2007 годах
Сейчас по основным показателям, характеризующим эффективность
использования средств в образовании, Россия существенно отстает
от стран ОЭСР. Средний размер класса в РФ составил в 2006 году 18,4
человека, на одного преподавателя приходилось 9,9 ученика, в то
время как в среднем по ОЭСР эти показатели составляли 23,8 и 13,2,
соответственно. Возможно, это отставание отчасти определяется плотностью
расселения или долей сельского населения и неразвитой дорожной сетью,
но Россия уступает и странам со схожими условиями – Канаде, Австралии,
Бразилии.
Основным следствием демографических процессов для школы
станет продолжающееся снижение наполняемости классов, среднего числа
учащихся в школе, соотношения числа учащихся и преподавателей, а
в конечном счете, – снижение основных показателей эффективности
расходования ресурсов. В последние годы проводилась активная работа
по оптимизации сети учебных заведений, в результате перечисленные
показатели эффективности снижались медленнее, чем сокращался контингент
учащихся (рис. 7), и можно предположить, что ресурсы дальнейшего
сокращения количества школ и преподавателей в значительной мере
исчерпаны. Это ставит под сомнение, в частности, успешность решения
задачи укрупнения школ, поставленной в рамках реализации приоритетного
Национального проекта «Образование».
В то же время снижение контингентов в среднем образовании
при увеличении расходов на образование, которое запланировано Правительством
на ближайшие годы и более продолжительную перспективу5,
приведет к повышению расходов на одного учащегося. Сейчас уровень
государственного финансирования среднего образования в России недопустимо
низок. В 2005 году (последний год, за который имеются данные по
зарубежным странам) бюджетные расходы на одного учащегося средней
школы в РФ составляли 1,7 тысячи долларов (по паритету покупательной
способности), а в странах ОЭСР- 7,2 тысячи долларов. На сегодня
государственные расходы на одного учащегося в России выросли (в
сопоставимом исчислении) почти вдвое, но их уровень еще очень далек
от показателей развитых стран. Таким образом, дальнейшее снижение
числа школьников в условиях роста государственных расходов на образование
позволит России сократить отрыв от развитых стран по показателю
расходов на одного учащегося. Однако одновременное снижение таких
показателей, как средняя наполняемость класса и количество учащихся
на одного преподавателя, означает снижение эффективности расходов
и относительное увеличение потребности в ресурсах, что существенно
уменьшит эффект от повышения затрат на образование, запланированного
Правительством на ближайшие годы.
Помимо снижения эффективности расходования средств,
сокращение контингентов учащихся порождает проблемы, связанные с
преподавателями. Во-первых, еще более острой станет необходимость
разработки программ повышения квалификации учителей, работающих
в малых группах. Современная система подготовки учителей ориентирована
на обучение в полноценных классах (25 человек). Преподавание в малых
группах с числом учащихся от 7 до 15 человек открывает новые возможности,
но и требует иных методических и технологических подходов. Во-вторых,
усиливается проблема социальной защиты преподавателей, высвобождаемых
вследствие сокращения числа учащихся. Последнее может стать еще
одним препятствием для реализации программы обновления учительского
корпуса, которая стоит на повестке дня в числе первоочередных.
Переход на подушевое финансирование, в массовом масштабе
осуществляемый сегодня в среднем образовании, в условиях демографического
спада может стимулировать усиление конкуренции за выпускника 9-го
класса между учебными заведениями, реализующими различные образовательные
программы – общего среднего, начального и среднего профессионального
образования. Если прежде школы были готовы расстаться с частью учащихся
после девятого класса, и даже проводили отсев, то с переходом на
подушевое финансирование школы постараются максимально сохранить
контингенты, поскольку каждый оставшийся в школе ученик означает
дополнительные средства.
Сегодня после получения основного общего образования
более половины учащихся (56%) остается в школе, четверть (29%) поступает
в учреждения начального профессионального образования и около одной
шестой (15%) – в учреждения среднего профессионального образования,
то есть почти все продолжают образование. При этом около 70% учащихся
– те, кто остаются в школе или идут в средние профессиональные учебные
заведения, - ориентированы на продолжение. В конечном счете, треть
выпускников девятого класса сегодня уходят из школы в ПТУ. В значительном
большинстве эти подростки подготовлены хуже, чем остальные, учиться
не хотят или не считают нужным, часто принадлежат к малообеспеченным
и/или социально неблагополучным группам. Если их удерживать в школе,
то они ухудшат среднюю подготовку учащихся, а это вынудит учителя
ориентироваться на более низкий уровень подготовки, что скажется
на результатах обучения всех учеников. Чтобы убедиться в этом, достаточно
сравнить результаты сдачи ЕГЭ выпускниками общеобразовательных школ
и ПТУ. Ситуацию может еще больше обострить введение с 2007-2008
учебного года обязательного 11-летнего образования6.
В настоящее время рассматриваются модели реформирования
системы начального профессионального образования, которые предполагают,
что полное среднее образование все будут получать в школе, а в ПТУ
– только профессиональную подготовку.
Таким образом, можно говорить о нескольких группах вызовов,
с которыми сталкивается среднее образование в результате продолжающегося
снижения численности населения школьных возрастов:
- снижение наполняемости классов и необходимость в связи с этим
разработки новых технологий обучения малых групп и массового обучения
учителей этим технологиям;
- возрастание социальной напряженности в связи с масштабным высвобождением
педагогов;
- связанная с предыдущим проблема торможения обновления преподавательского
корпуса, актуальность которой признана первостепенной;
- снижение качества образования в старшей школе в результате стремления
руководителей учебных заведений компенсировать снижение контингентов
учащихся удержанием в школе тех, кто сегодня не хочет или не может
осваивать общеобразовательные программы.
В то же время, как видно на рис. 2, этап спада числа
детей школьного возраста в основном уже пройден, его сокращение
скоро прекратится и даже сменится некоторым повышением, что смягчит
остроту перечисленных вызовов. Рост числа детей школьных возрастов,
который начнется после 2013 года, открывает возможность повышения
эффективности расходов на образование и расширяет свободу маневра
при дальнейшем реформировании школьного образования.
5 «Актуальные задачи
современной модели образования» (Приложение к письму Минобрнауки
от 8 мая 2008 г. № 03-946«О рекомендациях по проведению августовских
педсовещаний», http://www.mon.gov.ru/main/4837),
Программа социально-экономического развития России до 2020 г.. (http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome
/economy/macroeconomy/administmanagementdirect/doc1185283411781)
6 Федеральный закон
№ 194 от 21 июля 2007 года «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
установлением обязательности общего образования».
|