Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Школьников меньше - школам не лучше

Число детей школьного возраста (7-17 лет) росло с начала 1980-х годов, достигло пика во второй половине 1990-х, а затем стало сокращаться. Сокращение продлится еще некоторое время, а примерно с середины будущего десятилетия начнется новый рост, правда, не очень значительный (см. рис. 2). В нижней точке, вскоре после 2010 года, число детей и подростков школьного возраста опустится примерно до 15 миллионов человек, что более чем на 11 миллионов (на 43%) меньше, чем в 1996-1997 годах. Несмотря на последующий рост числа детей и подростков, численность населения этой возрастной группы не превысит 18 миллионов и в 2025 году (предыдущий минимум, достигнутый в 1982 году, превышал 21 миллион человек).

Что означает описанная выше ожидаемая динамика числа детей школьного возраста для системы общего среднего образования?

Уровень вовлеченности населения в среднее образование в России приближается к максимальному: практически все кто может, продолжают обучение после 9-го класса в общеобразовательной школе, организациях начального или среднего профессионального образования. Сегодня уровень такого участия составляет почти 97% (рис. 6) и является одним из самых высоких в мире.

Рисунок 6. Охват полным средним образованием на старшей ступени, %

Иными словами, число учащихся почти совпадает с числом детей соответствующих возрастов и ресурсы пополнения системы школьного образования за счет расширения охвата практически исчерпаны. Рассчитывать в более или менее серьезной степени на прирост числа учащихся за счет иммиграции нет оснований, поскольку в соответствии с любым из вариантов прогнозов доля мигрантов школьных возрастов составит менее одного процента от общей численности контингента этой ступени образования.

Сейчас быстрое сокращение числа детей, а, стало быть, и числа учащихся ведет к снижению, правда более медленному, таких показателей эффективности использования ресурсов, как наполняемость классов, среднее число учащихся в школе, число учеников, приходящихся на одного преподавателя (рис. 7). За последние шесть лет число детей и подростков в России снизилась на 29%, средний размер школы - на 21%, наполняемость классов – на 11% процентов, количество учащихся на 1 преподавателя – на 16%.

Рисунок 7. Изменения числа детей   школьного возраста, среднего размера школы и соотношения «ученик/учитель» в 2001-2007 годах

Сейчас по основным показателям, характеризующим эффективность использования средств в образовании, Россия существенно отстает от стран ОЭСР. Средний размер класса в РФ составил в 2006 году 18,4 человека, на одного преподавателя приходилось 9,9 ученика, в то время как в среднем по ОЭСР эти показатели составляли 23,8 и 13,2, соответственно. Возможно, это отставание отчасти определяется плотностью расселения или долей сельского населения и неразвитой дорожной сетью, но Россия уступает и странам со схожими условиями – Канаде, Австралии, Бразилии.

Основным следствием демографических процессов для школы станет продолжающееся снижение наполняемости классов, среднего числа учащихся в школе, соотношения числа учащихся и преподавателей, а в конечном счете, – снижение основных показателей эффективности расходования ресурсов. В последние годы проводилась активная работа по оптимизации сети учебных заведений, в результате перечисленные показатели эффективности снижались медленнее, чем сокращался контингент учащихся (рис. 7), и можно предположить, что ресурсы дальнейшего сокращения количества школ и преподавателей в значительной мере исчерпаны. Это ставит под сомнение, в частности, успешность решения задачи укрупнения школ, поставленной в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование».

В то же время снижение контингентов в среднем образовании при увеличении расходов на образование, которое запланировано Правительством на ближайшие годы и более продолжительную перспективу5, приведет к повышению расходов на одного учащегося. Сейчас уровень государственного финансирования среднего образования в России недопустимо низок. В 2005 году (последний год, за который имеются данные по зарубежным странам) бюджетные расходы на одного учащегося средней школы в РФ составляли 1,7 тысячи долларов (по паритету покупательной способности), а в странах ОЭСР- 7,2 тысячи долларов. На сегодня государственные расходы на одного учащегося в России выросли (в сопоставимом исчислении) почти вдвое, но их уровень еще очень далек от показателей развитых стран. Таким образом, дальнейшее снижение числа школьников в условиях роста государственных расходов на образование позволит России сократить отрыв от развитых стран по показателю расходов на одного учащегося. Однако одновременное снижение таких показателей, как средняя наполняемость класса и количество учащихся на одного преподавателя, означает снижение эффективности расходов и относительное увеличение потребности в ресурсах, что существенно уменьшит эффект от повышения затрат на образование, запланированного Правительством на ближайшие годы.

Помимо снижения эффективности расходования средств, сокращение контингентов учащихся порождает проблемы, связанные с преподавателями. Во-первых, еще более острой станет необходимость разработки программ повышения квалификации учителей, работающих в малых группах. Современная система подготовки учителей ориентирована на обучение в полноценных классах (25 человек). Преподавание в малых группах с числом учащихся от 7 до 15 человек открывает новые возможности, но и требует иных методических и технологических подходов. Во-вторых, усиливается проблема социальной защиты преподавателей, высвобождаемых вследствие сокращения числа учащихся. Последнее может стать еще одним препятствием для реализации программы обновления учительского корпуса, которая стоит на повестке дня в числе первоочередных.

Переход на подушевое финансирование, в массовом масштабе осуществляемый сегодня в среднем образовании, в условиях демографического спада может стимулировать усиление конкуренции за выпускника 9-го класса между учебными заведениями, реализующими различные образовательные программы – общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Если прежде школы были готовы расстаться с частью учащихся после девятого класса, и даже проводили отсев, то с переходом на подушевое финансирование школы постараются максимально сохранить контингенты, поскольку каждый оставшийся в школе ученик означает дополнительные средства.

Сегодня после получения основного общего образования более половины учащихся (56%) остается в школе, четверть (29%) поступает в учреждения начального профессионального образования и около одной шестой (15%) – в учреждения среднего профессионального образования, то есть почти все продолжают образование. При этом около 70% учащихся – те, кто остаются в школе или идут в средние профессиональные учебные заведения, - ориентированы на продолжение. В конечном счете, треть выпускников девятого класса сегодня уходят из школы в ПТУ. В значительном большинстве эти подростки подготовлены хуже, чем остальные, учиться не хотят или не считают нужным, часто принадлежат к малообеспеченным и/или социально неблагополучным группам. Если их удерживать в школе, то они ухудшат среднюю подготовку учащихся, а это вынудит учителя ориентироваться на более низкий уровень подготовки, что скажется на результатах обучения всех учеников. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить результаты сдачи ЕГЭ выпускниками общеобразовательных школ и ПТУ. Ситуацию может еще больше обострить введение с 2007-2008 учебного года обязательного 11-летнего образования6.

В настоящее время рассматриваются модели реформирования системы начального профессионального образования, которые предполагают, что полное среднее образование все будут получать в школе, а в ПТУ – только профессиональную подготовку.

Таким образом, можно говорить о нескольких группах вызовов, с которыми сталкивается среднее образование в результате продолжающегося снижения численности населения школьных возрастов:

  • снижение наполняемости классов и необходимость в связи с этим разработки новых технологий обучения малых групп и массового обучения учителей этим технологиям;
  • возрастание социальной напряженности в связи с масштабным высвобождением педагогов;
  • связанная с предыдущим проблема торможения обновления преподавательского корпуса, актуальность которой признана первостепенной;
  • снижение качества образования в старшей школе в результате стремления руководителей учебных заведений компенсировать снижение контингентов учащихся удержанием в школе тех, кто сегодня не хочет или не может осваивать общеобразовательные программы.

В то же время, как видно на рис. 2, этап спада числа детей школьного возраста в основном уже пройден, его сокращение скоро прекратится и даже сменится некоторым повышением, что смягчит остроту перечисленных вызовов. Рост числа детей школьных возрастов, который начнется после 2013 года, открывает возможность повышения эффективности расходов на образование и расширяет свободу маневра при дальнейшем реформировании школьного образования.


5 «Актуальные задачи современной модели образования» (Приложение к письму Минобрнауки от 8 мая 2008 г. № 03-946«О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний», http://www.mon.gov.ru/main/4837), Программа социально-экономического развития России до 2020 г.. (http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome
/economy/macroeconomy/administmanagementdirect/doc1185283411781
)
6 Федеральный закон № 194 от 21 июля 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.