|
|
Новая
миграционная политика: первые итоги |
|
Над темой номера
работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
Полного единодушия в оценке новой миграционной политики
нет
Работодатели встретили происшедшие перемены с энтузиазмом.
Большинство из них (59%) полагают, что ситуация с правовым оформлением
мигрантов улучшилась. Ухудшение отметила лишь малая толика работодателей
(4%) и столько же не почувствовали изменений (рис. 11).
Рисунок 11. Оценка нового миграционного законодательства
Оценки мигрантов гораздо осторожнее, хотя и здесь баланс
позитивных и негативных оценок складывается с решительным перевесом
в пользу первых. Новые правила поддержали 38% мигрантов против 7%,
отметивших ухудшение ситуации.
И в том, и в другом случае смущает огромный сектор респондентов,
не имеющих определенного мнения, который охватывает целую треть
и работодателей, и мигрантов. У мигрантов к указанному сектору примыкает
большая доля тех, кто не ощутил перемен (21%), так что высказавшиеся
в пользу нового порядка в итоге оказались в меньшинстве. При этом
мигранты, прибывшие до перемен и после них, удивительно единодушны
в своих оценках (рис. 12). Очевидно, что-то мешает мигрантам оценить
по достоинству преимущества нового порядка.
Рисунок 12. Как, по Вашему мнению, изменилась ситуация
с регистрацией и получением разрешений на работу после введения
нового миграционного законодательства? (%)
Накануне принятия новых законов Константин Ромодановский
на заседании Госдумы 15 марта 2006 года заявил: «Позиция миграционной
службы — помочь нелегалам легализоваться. На это и будет направлен
закон»11. Таким
образом, одной из главных целей современной миграционной политики
было создание условий для легализации мигрантов. Этой цели соответствовала
и огромная квота для мигрантов из безвизовых стран, установленная
на 2007 год и равная 6 млн. человек, явно с запасом. Несмотря на
это, данные работодателями и агентствами занятости оценки эффекта
новой политики, с точки зрения легализации мигрантов, также характеризуются
высокой степенью неопределенности (рис. 13). Та же третья часть
работодателей и до половины агентств затруднились ответить на вопрос
«Улучшилась ли ситуация с легализацией мигрантов?», хотя негативных
оценок и здесь очень мало.
Рисунок 13. Улучшилась ли ситуация с легализацией мигрантов?
(%)
Полученные распределения оценок, представленные на рис.
12 и 13, непонятны. Ведь произошедшие перемены радикальны, их трудно
было не заметить и отнестись к ним равнодушно. О причинах можно
лишь догадываться. Отчасти, их надо искать в системе найма мигрантов
и их взаимоотношениях с работодателями.
Что касается работодателей, одна из причин, возможно,
заключается в следующем. Многие работодатели (в нашем обследовании
это 23%) проводят оформление иностранных работников с помощью посреднической
фирмы. Естественно, в этом случае они не вникают в процедуру оформления.
Такие работодатели, а, следовательно, и мигранты, которых оформляют
без их участия, могут и не иметь ясного представления ни о старых,
ни о новых порядках, их как бы не заботит, какое действует законодательство.
Мигрантам не позволяет в полной мере оценить преимущества
новшеств имеющее место распространение подневольного труда, когда
работодатель отбирает и держит у себя паспорт мигранта, естественно,
не оформляя его на работу официально. Мигрант при этом может быть,
а может не быть зарегистрированным. В любом случае, он сам не имеет
доступа к процедуре официального трудоустройства, а значит, не может
ее оценить. Часто мигранты имеют с такими работодателями устойчивые
отношения, не пытаясь что-то изменить. В нашем обследовании теневых
трудовых мигрантов наверняка меньше, чем в реальности, так как их
в большинстве случаев работодатель оберегает от чужого глаза, чтобы
избежать штрафа, поэтому они практически не доступны для опросов,
но все же определенное их количество попало в обследование. Косвенно
это видно из сравнения следующих данных. Так, в 37,5% случаев работодатели
сами отправили уведомление о постановке на учет, а значит, сами
оформляли регистрацию мигрантов. В то же время по месту работы были
поставлены на учет всего 20% мигрантов (данные по всему массиву
респондентов-мигрантов). Следовательно, почти половина работодателей,
взявших на себя функцию оформителя регистрации, тем не менее, не
захотели делать это по адресу предприятия. С этими данными коррелирует
доля работодателей, не сообщивших в миграционную службу о найме
иностранного работника, то есть уклонившихся от налогов.
Таким образом, о единодушном одобрении нового законодательства
главными участниками процесса — работодателями и мигрантами — говорить
пока не приходится. За приведенными же оценками скрывается много
острых вопросов, на которые важно получить ответ.
11 http://viperson.ru/wind.php?ID=389789&soch=1
|