|
|
Новая
миграционная политика: первые итоги |
|
Над темой номера
работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
Все мигранты - разные
Хотя на новое законодательство активно откликнулись
все мигранты независимо от пола, возраста, образования и национальности,
некоторые, иногда существенные, различия прослеживаются.
Пол. Женщины, как и можно было
ожидать, более законопослушны по сравнению с мужчинами, но различия
не слишком велики (рис. 6). Более существенны они в регистрации:
не встали на учет 16,3% мужчин против 6% женщин; соответственно,
доля зарегистрированных женщин заметно выше. Что касается разрешений
на работу — ситуация противоположная: мужчины превосходят женщин
как по доле не оформивших разрешения, так и по доле получивших.
Возможно, мужчины чаще, чем женщины, сначала ищут работу, а уже
затем становятся на учет и сразу же оформляют трудовую карту. Зато
женщины сильно опережают мужчин в намерениях, как бы компенсируя
этим недобор тех, кто уже имеет трудовую карту.
Рисунок 6. Правовое положение мигрантов: по полу, %
(прибывшие после 15 января 2007 года)
Возраст. В ходе мониторинга опрашивались
мигранты в возрасте от 18 до 50 лет. Сильнее других стремятся соблюдать
требования закона мигранты в возрастных группах 26-35 и 36-45 лет.
Между этими группами практически нет отличий (рис.7). Обе фланговые
группы — самые молодые (18-25 лет) и самые старшие (более 45 лет)
— гораздо менее склонны действовать по правилам. Самые молодые и
самые старшие по возрасту мигранты в 2 и более раз превосходят 26-45-летних
по доле незарегистрированных и не получивших разрешение на работу.
Не встали на учет округленно 22% молодых и 27% старших, в то время
как в группах от 26 до 45 лет это только 9-11%. Не оформили разрешение
на работу 40% молодых и 32% старших против 18-19% в средних группах.
Возрастная дифференциация поведения аналогична и при регистрации,
и при оформлении разрешений на работу.
Рисунок 7. Правовое положение мигрантов: по возрасту,
%
(прибывшие после 15 января 2007 года)
Образование. Наиболее законопослушными
оказались мигранты со средним специальным образованием (рис. 8).
Среди них процент не вставших на учет и не имеющих трудовой карты
в 2 раза ниже среднего. Несколько уступают им мигранты с высшим
образованием. Но в целом уровень правового оформления падает со
снижением уровня образования. Особенно резко это проявляется при
оформлении разрешений на работу. Каждый третий мигрант со средним
полным образованием и каждый второй с образованием ниже этого не
имеют разрешений на работу. На миграционный учет встало менее половины
(46,5%) мигрантов с неполным средним и начальным образованием, а
разрешения на работу они предпочитали чаще не оформлять (48,8%),
чем оформлять (37,2%). Однако доля лиц с таким низким образованием
среди трудовых мигрантов относительно невысока (13%), иначе они
бы могли сильно снизить эффект нового миграционного законодательства.
Рисунок 8. Правовое положение мигрантов: по образованию,
%
(прибывшие после 15 января 2007 года)
Национальность также оказывает ощутимое
воздействие на правовое положение мигрантов. В целом, подавляющее
большинство мигрантов всех национальностей вошло в правовое поле.
Исключение составили азербайджанцы, которые резко выделяются стремлением
уклониться и от регистрации, и от оформления разрешений на работу
(рис. 9). Лишь половина азербайджанцев встала на учет (51,9%) и
получила трудовые карты (48%). Это очень низкие показатели на фоне
других. У следующих за азербайджанцами армян охвачено правовым оформлением
две трети мигрантов, хотя и это пониженный уровень на общем фоне.
Киргизы, русские и украинцы зарегистрировались практически все.
Уровень регистрации таджиков чуть ниже, чем у «лидеров», но выше
среднего. В отличие от таджиков, среди узбеков много не вставших
на учет - каждый четвертый.
Рисунок 9. Правовое положение мигрантов: по национальности,
%
(прибывшие после 15 января 2007 года)
Примечание: отобраны этнические группы с численностью
респондентов более 20 человек. В совокупности эти группы охватывают
88,6% респондентов. В скобках указано число респондентов в группе.
Соответственно дифференцированы и показатели, касающиеся
разрешений на работу. Больше всего не имеющих разрешений среди азербайджанцев
и армян (по 32%), узбеков (29%), таджиков (19%). В этих же группах
мало тех, кто намеревался пройти рассматриваемую процедуру, то есть
доля работающих без разрешений среди них так и останется высокой.
Особенно тревожит и требует поиска дополнительных решений низкий
уровень легализации узбеков и таджиков — самых массовых групп трудовых
мигрантов в России.
Причина диссонирующего поведения азербайджанцев, возможно,
кроется в специфике их трудовой деятельности в России. Для азербайджанцев
характерна очень высокая занятость в торговле. По данным ФМС России,
в этой отрасли занято 35,1% азербайджанцев против 12,7% трудовых
мигрантов из СНГ в среднем. Как известно, с 1 апреля 2007 года Россия
запретила иностранцам торговать на рынках6.
Надо думать, последствия этого решения для азербайджанцев были наиболее
болезненными. Поскольку мониторинг проводился по прошествии всего
нескольких месяцев после постановления о рынках, вполне вероятно,
что азербайджанцы, лишившиеся привычной деятельности, находились
в растерянности, продолжать ли им работу в России или нет, и поэтому
не торопились вставать на учет.
Как видим, индивидуальные характеристики трудовых мигрантов
довольно сильно сказываются на их правовом поведении и должны учитываться
в миграционной политике. Однако чтобы избежать опасной избирательности
и скороспелых волюнтаристских решений, необходимо продолжение мониторинга,
в том числе специально нацеленного на группы риска.
6 Постановление
Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на
2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими
субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли
на территории Российской Федерации».
|