Доля подростков, впервые попробовавших наркотики под влиянием членов семьи, увеличилась в два с половиной раза
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" предусматривает проведение социальных, медицинских, аналитических исследований. В конце декабря 2008 года Госнаркоконтроль сообщил об итогах мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков на территории России. В рамках мониторинга задачи ставились многообразные, в том числе те, которые непосредственно касаются школьников: оценка уровня потребления наркотиков подростками и молодежью; выявление и исследование причин наркотизации молодежи, механизмов приобщения к потреблению наркотиков.
Итак, что же выявил мониторинг? Какие произошли изменения? Что осталось неизменным?
В ходе мониторинга был проведен массовый опрос населения в возрасте от 11 до 40 лет (по отдельным возрастным группам) методом подробного личного интервью. С представителями групп риска (подростки и молодежь в возрасте 11-17 лет) проводились групповые дискуссии, а также опрос методом анонимного анкетирования об особенностях употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Всего были опрошены 8800 человек в 80 субъектах Российской Федерации. Характеристики пола, возраста, учебных заведений и места проживания (город/село) повторяли структуру населения в субъекте, в результате чего опрошенные фактически представляют модель населения России в возрасте 11-40 лет.
Социально-демографический портрет потребителей наркотиков не изменился по сравнению с предыдущими годами. Если смотреть по отдельным характеристикам, то большинство потребителей - представители мужского пола: их доля - 71%. По возрасту потребители наркотиков распределились так. Хуже всего обстоит дело с молодежью 20-24 лет - 29%. На более старшую возрастную группу 25-29 лет приходится 24%. Дети и подростки 11-14 лет занимают сегмент примерно в 8-10%, подростки и молодежь 15-19 лет - до 15%.
Социально-психологические характеристики потребителей наркотиков в сравнении с аналогичными характеристиками населения Российской Федерации в возрастной категории 11- 40 лет отличаются сниженным социальным оптимизмом - среди них значительно больше людей:
- считающих себя в той или иной степени несчастливыми;
- низко оценивающих свое физическое и психическое здоровье;
- не имеющих жизненных планов на будущее - ни на ближайшие год-два, ни на перспективу 10-15 лет.
Зачем подросток обращается к наркотикам? Механизм начала потребления наркотиков как бы двусоставный: тут соединяются желание человека прийти к комфортному состоянию (самоощущению) и возможность попробовать наркотик, не прилагая серьезных усилий на его поиск и приобретение. Типичная модель первого потребления наркотиков выстраивается так: сначала пробы табака, вслед за ними пробы алкоголя, а затем приобщение к "третьему виду" психоактивных веществ - наркотикам. Попробовать наркотик подростку чаще всего предлагают те, с кем он непосредственно и постоянно общается. В 82% случаев решение о пробе наркотиков принималось под влиянием других лиц, а именно:
- близких друзей - 32,6%;
- приятелей, знакомых - 28,6%;
- соучеников - 8,8%;
- членов семьи (!!!) - 5,2%.
В среднем по России первая проба наркотиков пришлась на возраст 17,1 года. Как правило, проба наркотиков происходила значительно позже пробы сигарет (в среднем 15,5 года) и алкоголя (в среднем 16,6 года).
Наиболее часто первая проба наркотиков происходила:
в гостях у друзей, в неформальной компании - 40,6%; у себя дома - 18,3%; в клубах, на дискотеках - 10,7%; в учебных заведениях - 9,3%; за городом во время отдыха - 7,3%; во дворе, на улице - 3,9%.
Потребление наркотиков наиболее часто происходит:
в гостях у друзей - 20,6%; у себя дома - 18,5%; на улице, во дворе, в подъезде - 16,3%; на природе, за городом - 15,4%; в клубах, на дискотеках - 12,5%; в учебном заведении - 3,4%.
Что именно пробуют подростки? В структуре незаконного потребления наркотиков наиболее распространены препараты конопли (47,1% из 100% случаев потребления), что соответствует тенденциям прошлых лет. Затем по степени распространенности следуют сильнодействующие медицинские препараты - 22,1%; галлюциногены - 10,4%; синтетические стимуляторы - 7,8%; опиаты - 6,3%; препараты бытовой химии - 4,9%; растительные стимуляторы - 1,4%.
Откуда подростки и молодежь получают наркотики, где их берут? Большинство либо покупают наркотические вещества (44,2% из 100% случаев потребления), либо "угощаются" (36,4%). На остальные способы получения наркотиков приходится около 10%, в том числе изготавливают наркотики сами - 3, 6%; в обмен на услуги различного рода - 3,4%; берут в долг - 2,6%. Категорически отказались дать ответ о способе получения наркотиков почти 10% отвечавших ребят, что довольно явно свидетельствует о социальной нежелательности содержания ответа. Специалистам, да уже и широким кругам населения давно известен жестокий механизм: поначалу подросток "угощается" и его с готовностью "угощают", а потом он вынужден ради дозы "угощать" других ребят.
Уровень потребления наркотиков в среднем по России оценивается в 7,1% от численности населения в возрастной категории 11-40 лет. Выше среднего по стране (в процентах от численности населения в указанной возрастной категории) уровень потребления наркотиков оценивается в Центральном (8,3%), Приволжском (7,9%) и Северо-Западном (7,7%) федеральных округах. Ниже среднего по России оценивается уровень потребления наркотиков в Сибирском (6,1%) и Южном (4,5%) федеральных округах.
Проведенное в рамках социологических исследований изучение информированности подростков и молодежи Российской Федерации о формах и методах антинаркотической профилактики показывает, что о них имеют представление не менее 50% опрошенных. Увы, получается так, что вторая половина попросту ничего об этом не знают. Но те из ребят, кто знает, как они сами считают, какая профилактическая работа может быть действенной? Наиболее высоко, по мнению опрошенных, оценивается эффективность метода личного общения - в 58,9% случаев. Далее следуют методы, использующие телевидение: антинаркотическая реклама - 48,1%, тематические программы или фильмы - 46,5%. Затем были названы выступления специалистов в средствах массовой информации (37,8%), специальные музыкальные мероприятия (36,5%), специальные спортивные мероприятия (35,7%), выступления известных людей (33,4%).
Мониторинг выявил постепенное изменение модели первого потребления наркотика: по сравнению с предыдущими годами первое потребление чаще происходит по месту жительства (с 4,6% до 18,3%), при этом решение о пробе наркотиков чаще стало приниматься под влиянием членов семьи (с 2,2% до 5,8%). В исследовании специально отмечено, что решение о пробе наркотиков под влиянием членов семьи чаще принималось представителями возрастной группы 11-14 лет. Это потрясающе и не укладывается в голове, но таковы признания самих ребят.
Первое потребление наркотика несколько реже стало происходить в клубах или на дискотеках (с 15,7% до 11,7%), а также в учебных заведениях: здесь снижение заметное - с 16,3% до 9,5%.
Сергей КАМЕНСКИЙ. «Первое сентября», 14 февраля 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)