|
|
Города
и горожане |

|
Над темой номера
работала
Татьяна БЕЛКИНА
|
Горожане образованнее сельчан
Несмотря на известные проблемы городов, они обладают
перед сельской местностью большим и не особо оспариваемым преимуществом
- лучшей развитостью сети образовательных учреждений, возможностью
для людей получать и повышать уровень образования.
Данные переписей населения свидетельствуют о неуклонном
росте уровня образования населения Российской Федерации. К 2002 г.
число лиц с высшим образованием достигло 160 на 1000 человек 15
лет и старше против 113 в 1989 г., 77 в 1979 г. и 50 в
1970 г., со средним профессиональным – соответственно, 271
против 192, 127 и 835.
Число лиц с более низкими уровнями образования, напротив, сокращалось.
За 1989-2002 гг. удельный вес населения в возрасте 15 лет и
старше, не имеющего начального образования, снизился с 6,5% до 1%,
а с начальным образованием – с 12,9% до 7,7%.
Уровень образования населения рос и в городе, и на селе
(рис. 17), хотя у горожан он и сейчас заметно выше, чем у сельских
жителей. Это связано с различиями структуры рабочих мест и характера
хозяйственной деятельности, а также с особенностями инфраструктуры
образования в городе и на селе. На селе до сих пор значительна доля
населения с образованием не выше начального – 16,7% против 6,0%
в городе, - и невысока доля специалистов с уровнем образования ни
ниже среднего профессионального – 30,1% против 52,5% в городе. Доля
лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше увеличилась
к 2002 г. в городском населении до 19,2% (на 41% по сравнению
с переписью 1989 г.), а в сельском – до 7,2% (на 57%).
Рисунок 17. Уровень образования городского и сельского
населения России, людей с соответствующим уровнем образования на
1000 человек 15 лет и старше
Источник: Население России за 100 лет (1897-1997). Стат.
сб. / Госкомстат России. - М., 1998. – 224 с.; Образование.
- М., ИИЦ "Статистика России", 2004. - (Итоги Всероссийской
переписи населения 2002 года. В 14 томах /Федеральная служба государственной
статистики, Т. 3. Кн. 1). - С. 943.
Рост общего уровня образования населения происходит
как за счет повышения уровня образования молодых поколений, так
и по причине постепенного вымирания поколений с низким уровнем образования.
При переписи 1989 года поколения 70 лет и старше
были представлены родившимися до 1920 года и среди них даже
в городах 69% имели уровень образования не выше начального. В 2002 году
возрастная группа 70 лет и старше была представлена родившимися
до 1933 года, среди которых доля горожан с начальным образованием
и без него сократилась до 36%.
После перехода к обязательному среднему общему образованию
в 1970-х годах доля лиц с более низкими уровнями образования
среди молодежи приблизилась к нулю. По данным переписи 2002 года,
удельный вес горожан 25-49 лет с образованием не выше начального
сократился до долей процента. Среди младших поколений, еще не в
полной мере завершивших свое обучение, эта доля была несколько выше:
среди горожан 18-24 лет она превысила 1%, 15-17 лет - 6,8%.
Доля горожан со средним профессиональным и более высоким
уровнем образования наиболее высока среди людей 35-39 лет – 67,8%
(в том числе 25,9% с высшим образованием). Среди 50-летних горожан
эта доля составляла около 59%, а среди 60-летних она опускалась
ниже половины (48% среди людей 60-64 лет, 42% в возрасте 65-69 лет),
тогда как среди молодежи, еще в большинстве своем продолжающей обучение,
она достигала почти 58%.
Существенные различия наблюдаются в образовательном
составе мужского и женского населения. До переписи 1989 года
уровень образования мужчин был по всем основным показателям выше,
чем у женщин. Многие женщины старших возрастов не имели даже начального
образования, а доля завершивших профессиональное образование была
минимальной. Согласно данным переписи 2002 года, относительная
численность лиц с высшим образованием среди женщин была выше, чем
среди мужчин во всех возрастах моложе 50 лет, а с образованием не
ниже среднего профессионального – во всех возрастах моложе 60 лет
(рис. 18).

Рисунок 18. Уровень образования городского населения
России по возрасту и полу, людей с соответствующим уровнем образования
на 1000 человек соответствующего возраста, 2002 год
Источник: Образование. - М., ИИЦ "Статистика России",
2004. - (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14
томах /Федеральная служба государственной статистики, Т. 3.
Кн. 1). - С. 943.
По данным текущего учета на конец 2006 года, дошкольные
образовательные учреждения посещали 4,7 млн. детей, или 58,3% от
общей численности населения соответствующего возраста6.
В городах – центрах субъектов федерации охват детей дошкольными
образовательными учреждениями колебался в широких пределах: от 7,2%
в столице Чеченской Республики г. Грозном до 92,4% в Великом
Новгороде, при этом медианное значение составляло 67,6%7.
В последние годы ситуация с детскими садами в городских поселениях
стала напоминать дореформенную, когда число воспитанников дошкольных
образовательных учреждений превышало число мест в них, а чтобы устроить
ребенка в садик, требовалось заблаговременно занять очередь. Современный
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждений лишь отчасти
вызван подъемом числа рождений, наблюдающимся с конца 1990-х годов.
Главное же - разрушение инфраструктуры дошкольного образования в
1990-е годы, когда здания и земельные участки многих ведомственных
детских садов были проданы и сейчас используются по другому назначению,
а кадровый потенциал значительно сократился из-за низкой заработной
платы и сокращения рабочих мест. На начало 2007 года 1238 тыс.
детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения8.
По данным переписи населения 2002 года, дошкольным
воспитанием было охвачено 60% от общего числа детей 3-6 лет. Доля
посещающих дошкольные учреждения возрастает от 63,7% среди детей
3 лет до 70,3% в возрасте 5 лет. В возрасте 6 лет, когда по закону
возможно начинать обучение в общеобразовательных учреждениях, удельный
вес посещающих дошкольные учреждения сокращается до 47,0%, а доля
обучающихся в общеобразовательных учреждениях достигает 35,3%. В
возрасте 7-9 лет подавляющая часть детей обучается в общеобразовательных
учреждениях. Незначительная часть детей – десятые доли процентов
в возрасте 8-9 лет – продолжают посещать дошкольные учреждения (как
правило, для детей с недостатками физического ли умственного развития.)
или не посещают ни общеобразовательные, ни дошкольные учреждения.
Обучение по программам общего начального образования заканчивается,
как правило, в возрасте 9 лет.
Охват детей 3-9 лет программами дошкольного воспитания
и начального общего образования в России практически не различается
по полу, но имеет отличия в зависимости от типа населенных мест
(рис. 19). Городские дети в большей степени охвачены системой дошкольной
воспитания (от 73,3% детей 3-х лет до 80,9% детей в возрасте 5 лет),
в сельской местности дети чаще остаются дома – доля посещающих дошкольные
учреждения составляет от 43,4% в возрасте 3-х лет до 48,4% в возрасте
5 лет.

Рисунок 19. Охват детей в возрасте 3-9 лет, проживающих
в городских и сельских поселениях России, образовательными программами,
на 1000 детей соответствующего возраста, 2002 год
Источник: Образование. - М., ИИЦ "Статистика России",
2004. - (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14
томах /Федеральная служба государственной статистики, Т.3. Кн.
1). - С. 943.
Число детей и подростков 7-15 лет, не обучающихся в
образовательных учреждениях, невелико и в последние годы заметно
сократилось (с 40,6 тыс. человек в 2003 году до 28,0 тыс. человек
в 2005 году). Основные причины – болезни, состояние здоровья
(более половины), а также выбытие из образовательных учреждений
по разным причинам. В большей степени это характерно для мальчиков,
проживающих в сельской местности9.
Существенные отличия наблюдаются в охвате различными
образовательными программами городского и сельского населения, поскольку
учреждения профессионального обучения, прежде всего, по программам
высшего образования располагаются преимущественно в городских поселениях.
При этом степень охвата молодежи России в целом общеобразовательными
программами среднего основного и полного образования практически
одинакова и в городе, и на селе (рис. 20). Молодежь в возрасте 17-21
год в наибольшей степени вовлечена в высшее профессиональное образование
– в соответствующих образовательных учреждениях обучается почти
каждый третий. В старших возрастных группах доля нигде не учащихся
быстро становится преобладающей – среди 20-24-летних таких в среднем
830 на 1000 человек, в группе 25-29 лет – 927. Многие из них уже
достигли самого высокого образовательного ценза, но некоторая часть
завершила свое образование, не достигнув даже низшего образовательного
ценза (основного среднего образования).

Рисунок 20. Охват населения 10 лет и старше образовательными
программами в городских и сельских поселениях, на 1000 людей соответствующего
возраста, 2002 год
Источник: Население России. 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый
ежегодный демографический доклад. ИНП РАН, Центр демографии и
экологии человека. - М., «Наука», 2006. с. 115
5 Российский статистический
ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. (М., 2007. с. 222)
6 Российский статистический
ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. (М., 2007. (с. 825)
7 Регионы России.
Основные социально-экономические показатели городов. 2007: Стат.
сб. / Росстат. (М., 2007. (с. 381)
8 Российский статистический
ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. ( М., 2007. (с.825)
9 Образование в Российской
Федерации: 2006. Стат. ежегодник. (М.: ГУ-ВШЭ. М., 2006. с.282)
|