|
|
Есть
ли в России кадры для инвестиционного
роста? |
Над темой номера
работали:
|
|
|
Ольга
КОЛЕСНИКОВА
|
Екатерина
СОКОЛОВА
|
Как регионам конкурировать за людей
Рост потребностей в социальной инфраструктуре. Одним
из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной
борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания,
и, в первую очередь, строительство современного жилья. При оценке
потребностей в новом жилищном строительстве, мы исходили из того,
что норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет
к 2020 году если не 40 м2 на человека (как в Западной
Европе), то хотя бы 30 м2 (вместо нынешних 18 м2).
В соответствии с этими оценками3, общий жилой фонд Российской Федерации
должен составить к 2020 году 4356 млн. м2 - за 12 лет
должно быть построено около 1375,3 млн. м2 жилья. Если
исходить из задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному
собранию в 2007 году ("требуется предусмотреть рост жилищного
строительства как минимум до 100-130 млн. м2 в год"),
соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за
13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн. м2 жилья.
Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка
50 млн. м2 в год, отставая более чем в два раза от заданных
параметров. В десятке регионов, лидирующих по объему запланированных
инвестиций, до 2020 года должно быть введено 222,6 млн. м2
жилья (табл. 2). Темпы строительства в Ямало-Ненецком АО должны
будут в 1,3 раза превышать мировой стандарт, а в Республике Саха
(Якутия), Ленинградской и Томской областях - соответствовать ему
(0,9-1 м2 на человека в год). Для своевременной реализации
инвестиционных проектов и создания необходимых условий для жизни
работников указанные регионы (Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Ленинградская
и Томская области) должны добиться темпов жилищного строительства,
в 2-3 раза опережающих средние показатели по России.
Таблица 2. Объемы и темпы жилищного строительства в
регионах - лидерах по запланированному объему привлекаемых инвестиций
|
Объем инвестиций
(млн. долл.)
|
Объем жилья, которое нужно достроить
(млн. м2)
|
Плановые темпы ввода жилья
(м2 на чел. в год)
|
Республика Саха (Якутия)
|
1470221,7
|
15,2
|
1,0
|
Сахалинская область
|
1056857,1
|
4,0
|
0,6
|
Красноярский край
|
895887,9
|
26,2
|
0,7
|
Ленинградская область
|
882852,1
|
24,5
|
0,9
|
Свердловская область
|
810041,5
|
43,0
|
0,7
|
Ямало-Ненецкий АО
|
774395,8
|
11,7
|
1,3
|
Иркутская область
|
507506,4
|
25,0
|
0,8
|
Томская область
|
492875,0
|
12,2
|
0,9
|
Московская область
|
457421,4
|
59,7
|
0,6
|
Мурманская область
|
443750,0
|
1,1
|
0,1
|
Значительны различия между регионами и по необходимым
темпам жилищного строительства (рис. 12). Для обеспечения реализации
инвестиционных проектов в девяти регионах РФ эти темпы должны превышать
мировой стандарт (1 м2 на человека в год).
Рисунок 12. Темпы жилищного строительства, необходимые
для создания социальной инфраструктуры на территориях реализации
инвестиционных проектов (м2 на человека в год)
В целом по стране для обеспечения жильем потенциальных
работников заявленных крупных инвестиционных проектов, необходимо
построить более 1 млрд. м2, что, по минимальным оценкам,
потребует инвестиций более, чем в $ 0,8 трлн. Затраты на создание
современной социальной инфраструктуры в районах нового освоения,
необходимой для реализации заявленных инвестиционных проектов, и
модернизация социальных учреждений в Европейской России могут достигнуть
в период с 2008 по 2020 год $0,5 трлн. Для того чтобы обеспечить
конкурентоспособную социальную среду, критично необходимую для успешной
реализации инвестиционных проектов, темпы жилищного строительства
и создания учреждений социальной сферы должны возрасти как минимум
в два раза.
Современная эпоха "бума инвестиционных проектов"
отличается от этапа советской индустриализации Сибири и Дальнего
Востока острым дефицитом трудовых ресурсов. Тогда бурный демографический
прирост сочетался с активным социальным стимулированием работников
("северные надбавки" к зарплате, обеспечение жильем, оплачиваемый
проезд в отпуск и т.д.), что позволяло привлекать квалифицированные
кадры в районы нового освоения. Сегодня, наоборот, наблюдается демографическая
убыль населения и устойчивая тенденция к концентрации жителей в
районах, благоприятных для проживания. Среди регионов, где в ближайшие
10 лет планируется развернуть масштабные инвестиционные проекты,
наибольшие трудности в обеспечении персоналом будут наблюдаться
в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской
областях, Красноярском, Хабаровском, Камчатском и Пермском краях.
Кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая
станет основным ограничителем социально-экономического развития
в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя
сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность
труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии
станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для
нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под
потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные
миграционные пакеты и т.д. Эффективность этой деятельности существенно
возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства.
Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникнуть
новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные
уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, но и на качественное
улучшение ситуации на региональных рынках труда.
3При расчетах численности населения суммировалась прогнозная численность
жителей России в 2020 году (по материалам статистического сборника
"Предположительная численность населения до 2025 года")
и потребность в новых трудовых ресурсах (вместе с семьями), необходимых
для осуществления инвестиционных проектов.
|