|
|
Есть
ли в России кадры для инвестиционного
роста? |
Над темой номера
работали:
|
|
|
Ольга
КОЛЕСНИКОВА
|
Екатерина
СОКОЛОВА
|
Пути решения кадрового вопроса: регионы на распутье
Насколько реально привлечь необходимое количество трудовых
ресурсов в анализируемый пул инвестиционных проектов можно оценить,
сопоставив:
- прирост числа создаваемых рабочих мест на фоне текущей
динамики численности трудовых ресурсов в субъекте РФ;
- число безработных в субъекте РФ и возможность их
привлечения к работе на вновь создаваемых предприятиях;
- миграционные тренды и привлекательность регионов
для трудовых мигрантов.
Сравнительный анализ трех этих тенденций распределил
регионы России по прогнозируемой глубине кадрового кризиса. Наиболее
сложная ситуация сложится в регионах, которые должны будут пережить
скачкообразное увеличение спроса на трудовые ресурсы. В табл. 1
представлено 15 регионов РФ, лидирующих по проектируемому приросту
занятых. Эти регионы в кратчайшие сроки должны реализовать политику
привлечения трудовых ресурсов.
Таблица 1. Возможность восполнить кадровый дефицит за
счет безработных и мигрантов
|
Планируемый прирост занятых 2020/2006 (%)
|
Дефицит рабочих рук (число новых рабочих мест, тысяч)
|
Число безра-ботных (тысяч)
|
Возможность заполнения безработными потенциальных рабочих
мест) (%)
|
Коэффициент миграционного прироста (чел. на 10000 жит.)
|
Республика Адыгея
|
36,4
|
56,2
|
8,8
|
15,7
|
12,3
|
Ленинградская область
|
31
|
227,2
|
10,1
|
4,5
|
76,3
|
Калужская область
|
24,8
|
119
|
5,3
|
4,4
|
32,8
|
Амурская область
|
23
|
97,5
|
18,5
|
19
|
-36,8
|
Еврейская АО
|
18,9
|
15,5
|
1,4
|
9,3
|
-9,6
|
Республика Саха (Якутия)
|
16,8
|
78,7
|
9,4
|
11,9
|
-46,4
|
Камчатский край
|
15,9
|
29
|
8,8
|
30,6
|
-57,9
|
Костромская область
|
14,9
|
48,4
|
6,3
|
13,1
|
-7,1
|
Нижегородская область
|
12,2
|
209,3
|
18,2
|
8,7
|
11,5
|
Воронежская область
|
10,9
|
115,8
|
21
|
18,1
|
15,3
|
Сахалинская область
|
10,6
|
29,1
|
6,8
|
23,3
|
-57,8
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
10,5
|
16
|
5,8
|
36,2
|
-67,2
|
Липецкая область
|
10,3
|
56,8
|
4,8
|
8,5
|
19
|
Республика Карелия
|
9,4
|
33
|
13,5
|
41
|
5,9
|
Пермский край
|
9,1
|
121,8
|
20
|
16,9
|
-9,1
|
Пути снижения кадрового дефицита. Опыт
зарубежных стран показывает,что проблема кадрового дефицита может
решаться следующими путями: повышение рождаемости, снижение смертности,
увеличение производительности труда, вовлечение безработных, привлечение
мигрантов из других стран.
Повышение рождаемости. Даже если существующие
в России программы стимулирования рождаемости будут результативны,
эффект от их реализации проявится через 20-30 лет, когда рожденные
сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. Значит, этот механизм
не позволяет "перепрыгнуть через кадровую яму", хотя является
необходимым заделом на будущее.
Снижение смертности. Ежегодно в России умирает
около 2,1-2,3 млн. человек, при этом коэффициент смертности в 1,5
раза превышает коэффициент рождаемости. Между тем, основной акцент
в демографической политике направлен не на снижение смертности,
а на повышение рождаемости. Приоритет повышения продолжительности
жизни до 75 лет заявлен в государственной политике, однако эффекты
от деятельности в этом направлении также проявятся в долгосрочной
перспективе.
Увеличение производительности труда. Модернизация
производств высокозатратна и дает, как правило, лишь отсроченный
эффект. Внедрение трудосберегающих технологий теоретически снижает
потребность в трудовых ресурсах, но на практике происходит перераспределение
занятых между отраслями: из промышленности люди перетекают в сектор
услуг при общем сохранении или даже увеличении числа занятых. Долгосрочным
конкурентным преимуществом новых инвестиционных проектов может стать
внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства
(линии высокой степени автоматизации, мобильные формы занятости
и т.д.).
Вовлечение безработных теоретически может несколько
уменьшить остроту проблемы дефицита рабочих кадров в Камчатском
крае, республиках Карелия и Карачаево-Черкесия, Сахалинской области
(где безработные могут занять от 20% до 40% новых рабочих мест -
табл. 1). В остальных кадродефицитных регионах за счет безработных
можно будет "закрыть" в лучшем случае 5-15% новых рабочих
мест. На практике этот процент будет еще ниже в силу невозможности
стопроцентного вовлечения безработных в трудовой процесс.
Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый
сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до
2050 года 40 млн. мигрантов, США - до 100 млн.). В России этот процесс
до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость.
Миграционные потоки последних лет могут быть использованы в качестве
индикатора современной привлекательности российских регионов для
приезжих. По итогам 2006 года, наиболее притягательными были Московская
область (миграционный прирост составил 105,5 чел./10 000 жителей),
Ленинградская область (76,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (72,7),
Белгородская область (72), Краснодарский край (52,2). Рассматриваемые
первые 15 регионов, в которых проблема кадрового дефицита будет
наиболее критичной (см. табл. 1), по их привлекательности для приезжих
можно разбить на три группы:
- регионы, где кадровый дефицит можно восполнить, закрепив
сложившиеся тенденции миграционного прироста: Ленинградская, Калужская,
Воронежская, Нижегородская, Липецкая области, Республика Адыгея;
- регионы, где нужно прилагать активные усилия, чтобы
увеличить миграционный приток: Республика Карелия, Костромская
область;
- субъекты РФ, многие годы переживающие значительный
миграционный отток: Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский
край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская
область, Пермский край. Развернуть эти потоки в обратную сторону
равносильно "повороту северных рек". Чтобы опять привлечь
сюда людей, вероятно, необходимо будет кратно увеличить затраты
государства и корпораций на финансовое стимулирование и социальное
обеспечение работников.
|