Rambler's Top100

№ 349 - 350
13 - 26 октября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Есть ли в России кадры для инвестиционного роста?

Каким будет кадровый дефицит?

«Новая индустриализация»: регионы и отрасли

Где будут создаваться новые рабочие места

Пути решения кадрового вопроса: регионы на распутье

Кто готов войти на рынок труда

Кого и сколько готовит российская система образования

Как регионам конкурировать за людей

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Дейнека. Текстильщицы. Alexander Deyneka. At a textile-mill. (1927) Есть ли в России кадры для инвестиционного
роста?

Над темой номера
работали:

Ольга КОЛЕСНИКОВА

Ольга
КОЛЕСНИКОВА

Екатерина
СОКОЛОВА

Кого и сколько готовит российская система образования

Анализ состояния кадровых ресурсов в целом по России дает только примерное представление о тенденциях на рынке предложения трудовых ресурсов. Общероссийский рынок труда формируется и существует в виде совокупности региональных и отраслевых рынков труда, которые имеют свою специфику, их состояние определяется многими факторами: структурой и уровнем развития экономики, мобильностью населения, развитостью инфраструктуры и т.п.

Выпускники и студенты вузов

Из 1,3 миллиона выпускников вузов порядка 40% - юристы или экономисты (рис. 9). По прогнозу Минобрнауки, в ближайшее время число юристов и экономистов, которых и без того слишком много, будет расти. В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности поступили 231,1 тысячи человек (станут выпускниками в 2009 году), что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5% годом ранее (данные Росстата).

По оценке главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, не всякий вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста. Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными знаниями, а учебные планы строятся с учетом современных тенденций развития экономики, МГУ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ. Остальным институтам не свойственны в полной мере названные характеристики, они недостаточно ориентированы на практическую работу, и работодателям значительно сложнее адаптировать их выпускников.

Рисунок 9. Число выпускников вузов по специальностям
(тысяч человек)

В вузах, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, число бюджетных мест по экономическим специальностям и управлению в 2008 году сократится на 8,4%, по гуманитарным специальностям, в том числе юридическим, - на 7,7%.

Одновременно будет увеличено количество бюджетных мест по специальностям, связанным с информатикой и вычислительной техникой, что отвечает тенденциям рынка, - специалисты IT-сферы являются одними из самых востребованных в течение последних пяти лет.

Пока разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов в IT-отрасли небольшой, однако, по прогнозу ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, Россия в ближайшие годы столкнется с нехваткой специалистов в области высоких технологий.

С 2004 по 2006 год число выпускников вузов по специальностям информатика и вычислительная техника увеличилось с 17,5 тысячи до 20,5 тысячи человек.

Существенную долю выпусков вузов по-прежнему составляют педагоги (11,4%) и гуманитарии (14,6%).

Вузы страны готовят достаточно большой контингент инженеров по всем специальностям. Однако подавляющая их часть не идет по окончании учебы на производство по ряду причин:

  • короткий период планирования. Молодежь в краткий срок может получить больший доход в иных отраслях экономики, чем в материальном производстве (кроме нефтегазового сектора);
  • отсутствие у части молодых людей необходимых мотиваций и потребность в "легких" деньгах, которые сложно получить, работая на инженерных специальностях;
  • удаленность новых производств от места жительства.

В стране относительно слабо поставлена система стажировок, а также передача практических знаний, опыта от старого поколения новому.

Металлургия

В наследие от Советского Союза России досталось несколько десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов. Сейчас их около 40 и среди них нет частных высших учебных заведений. После кризиса середины 1990-х годов, в конце 1990-х - начале 2000-х годов студенты опять потянулись в индустриальные вузы, численность студентов буквально за несколько лет выросла более чем в 1,5 раза. Достигнув к середине 2000-х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась. Таким образом, в конце 2000-х в России вузы ежегодно будут заканчивать 5 тысяч инженеров-металлургов -важнейший кадровый источник растущей металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии в России занято около 1,2 миллиона человек, из которых высшее образование имеют около 100 тысяч человек. Инженеров-металлургов, как правило, готовят вузы, расположенные в регионах с крупными металлургическими комбинатами (Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск).

Строительство железных дорог

В России в настоящее время функционируют 8 головных вузов и 22 их филиала, готовящие инженеров-путейцев по строительству железных дорог и путевому хозяйству. Головные вузы находятся в каждом федеральном округе (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Хабаровск) - в городах, где расположены наиболее крупные отделения железных дорог.

Подобно другим техническим вузам многие "транспортные" вузы переориентировались, открыв новые непрофильные направления и введя платное обучение. К примеру, Ростовский государственный университет путей сообщения имеет сейчас 10,1 тысячи студентов, при этом на непрофильных факультетах учится более 3 тысяч студентов. Специальность "строительство железных дорог и путевое хозяйство" получают всего около 800 человек, из которых около половины обучается заочно и платно. Качество образования соответственно низкое, хотя прибыль у вуза высокая. А рынок труда в итоге получает недоученных "специалистов".

Аналогичная ситуация и в Сибирском университете путей сообщения, где более половины студентов учатся не по профилю вуза.

Всего в России по специальности "строительство железных дорог и путевое хозяйство" обучаются около 10 тысяч человек, из которых половина учится заочно и еще 40% на платных отделениях. Соответственно, на рынок труда ежегодно поступает с очного отделения около 1 тысячи инженеров-путейцев. И такая ситуация сохраняется в течение последних 5-7 лет.

Автомобилестроение

В России 24 вуза готовят специалистов в области автомобилестроения. По специальности "автомобилестроение и тракторостроение" обучается около 8 тысяч студентов. Их число за последние годы выросло незначительно за счет увеличения количества студентов заочной формы обучения, на которых приходится около 40% от всех будущих инженеров-автомобилестроителей.

Основная часть получает образование на платной основе. Ежегодный выпуск составляет около 1,5 тысяч человек.

Ведущие центры подготовки кадров - Московский государственный индустриальный университет (около 1,6 тысячи студентов) и Московский государственный технический университет "МАМИ" (1,4 тысячи студентов). Вузы, имеющие автомобилестроительные специальности, расположены практически в каждом городе России, имеющем крупное автосборочное предприятие (Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ижевск, Курган, Набережные Челны, исключение составляет Тольятти), а также центрах тракторостроения (Волгоград, Липецк, Челябинск и др.). В отличие от московских вузов число студентов в вузах этих городов стабильно, хотя в ряде случаев существующие специальности закрываются. Распространенный тезис о том, что отечественный автопром нежизнеспособен, соответствует реальности, учитывая тенденции в подготовке технических кадров отрасли.

Электроэнергетика

В настоящее время очные отделения вузов, призванных обслуживать такую сложную отрасль, как электроэнергетика и энергетическое машиностроение, заканчивает около 5-6 тысяч инженеров в год, что явно недостаточно как для современной России, так и для реализации будущих масштабных проектов. Характерно, что в России практически прекращен выпуск инженеров-гидроэнергетиков, так как на рубеже тысячелетий новые гидроэлектростанции не строились. В российских вузах также практически отсутствует подготовка инженеров по специальности "нетрадиционные и возобновляемые источники энергии".

С 1998 по 2003 годы произошло практически удвоение числа студентов по специальностям "электрические станции", "электроэнергетические системы и сети", "тепловые электрические станции", "промышленная теплоэнергетика", однако основной рост пришелся на заочников и экстернов, тогда как увеличение числа студентов очной формы обучения составило не более 30%.

Нанотехнологии

Руководство страны определило развитие нанотехнологий одним из приоритетных направлений, по своей значимости равным национальным проектам. Для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии создана госкорпорация "Роснанотех". На ее финансирование предполагается выделить около 7 миллиардов долларов. Однако в России пока нет дипломированных специалистов в этой области.

Специальность как таковая появилась только в 2003 году и с того времени стала преподаваться в ряде вузов. В 2006 году на специальностях "нанотехнологии", "нанотехнологии в электронике" и "наноматериалы" училось порядка 770 человек в 19 вузах страны. Лидером по числу студентов является Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова (около 110 студентов), который в этом году первым в России выпускает дипломированных "нанотехнологов". Характерно, что на Юге России наблюдается наибольшая концентрация вузов, дающих образование по указанным специальностям (в Ставрополе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Нальчике). В Москве четыре "нановуза" готовят пока 230 студентов в год.

Рисунок 10. Прием студентов в вузы по специализации учебных заведений,
тысяч человек

Лидер среди федеральных округов РФ по числу студентов, получающих высшее образование, - Центральный федеральный округ, в 2006/07 учебном году там учились 2,3 миллиона студентов вузов, что составляет 31,5% от общего числа студентов по России.

Далее после ЦФО следует Приволжский федеральный округ с 1,46 миллиона студентов, Южный федеральный округ - 964,7 тысячи человек, Сибирский - 938,9 тысячи, Северо-Западный - 742,3 тысячи, Уральский - 586,3 тысячи.

Все федеральные округа из года в год увеличивают число студентов вузов в среднем на 3,5%, за исключением Дальневосточного округа, где высшее образование в 2006/07 учебном году получали 318,4 тысячи студентов против 319,5 тысячи годом ранее.

В Центральном федеральном округе лидеры по числу студентов государственных и негосударственных вузов - Москва (1,28 миллиона человек), Московская (165 тысяч) и Воронежская области (128,3 тысячи студентов).

В Северо-Западном федеральном округе по этому показателю лидирует Санкт-Петербург (439,5 тысячи студентов), за которым с большим отрывом следуют Вологодская (50,6 тысячи), Архангельская (48,1 тысячи) и Калининградская области (40,5 тысячи).

В ЮФО больше всего студентов вузов в Ростовской области (220,1 тысячи), Краснодарском крае (176,3 тысячи), Ставропольском крае (136,4 тысячи) и Дагестане (118,9 тысячи).

В Приволжском федеральном округе основная часть студентов приходится на Татарстан (228 тысяч человек), Нижегородскую область (192,4 тысячи), Самарскую область (177,5 тысячи) и Башкирию (161,5 тысячи).

В Уральском федеральном округе вузы сконцентрированы в промышленных регионах - в Свердловской области учится 211,1 тысячи студентов, в Челябинской -171,1 тысячи.

В Сибирском федеральном округе по числу студентов вузов лидируют Новосибирская область (170,9 тысячи), Красноярский край и Иркутская область (по 130,6 тысячи).

В самом малочисленном по числу студентов Дальневосточном федеральном округе основная часть специалистов с высшим образованием готовится в Приморском крае -101,9 тысячи человек.

Рисунок 11. Лидеры среди регионов по количеству студентов вузов в 2006/07 учебном году, тысяч человек

Что касается среднего специального образования, то основная часть специалистов такого уровня (25%) готовится в Приволжском федеральном округе - 633,8 тысячи человек. Всего в РФ, по данным на 2006/07 учебный год, около 2,5 миллиона человек получали среднее специальное образование.

При этом абсолютно по всем федеральным округам численность студентов ПТУ из года в год сокращается, и такая тенденция наблюдается с 2003 года. В целом по РФ их число снизилось в 2006 году на 3%.

Таким образом, можно констатировать, что центрами сосредоточения новых кадров в РФ являются Центральный и Приволжский федеральные округа: в ЦФО учится треть российских студентов вузов и 22% студентов средних специальных учебных заведений, в ПФО - 20% и 25% соответственно.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.