|
|
Есть
ли в России кадры для инвестиционного
роста? |
Над темой номера
работали:
|
|
|
Ольга
КОЛЕСНИКОВА
|
Екатерина
СОКОЛОВА
|
Кого и сколько готовит российская система образования
Анализ состояния кадровых ресурсов в целом по России
дает только примерное представление о тенденциях на рынке предложения
трудовых ресурсов. Общероссийский рынок труда формируется и существует
в виде совокупности региональных и отраслевых рынков труда, которые
имеют свою специфику, их состояние определяется многими факторами:
структурой и уровнем развития экономики, мобильностью населения,
развитостью инфраструктуры и т.п.
Выпускники и студенты вузов
Из 1,3 миллиона выпускников вузов порядка 40% - юристы
или экономисты (рис. 9). По прогнозу Минобрнауки, в ближайшее время
число юристов и экономистов, которых и без того слишком много, будет
расти. В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности
поступили 231,1 тысячи человек (станут выпускниками в 2009 году),
что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5%
годом ранее (данные Росстата).
По оценке главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, не всякий
вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста.
Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными
знаниями, а учебные планы строятся с учетом современных тенденций
развития экономики, МГУ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ. Остальным институтам
не свойственны в полной мере названные характеристики, они недостаточно
ориентированы на практическую работу, и работодателям значительно
сложнее адаптировать их выпускников.
Рисунок 9. Число выпускников вузов по специальностям
(тысяч человек)
В вузах, находящихся в ведении Федерального агентства
по образованию, число бюджетных мест по экономическим специальностям
и управлению в 2008 году сократится на 8,4%, по гуманитарным специальностям,
в том числе юридическим, - на 7,7%.
Одновременно будет увеличено количество бюджетных мест
по специальностям, связанным с информатикой и вычислительной техникой,
что отвечает тенденциям рынка, - специалисты IT-сферы являются одними
из самых востребованных в течение последних пяти лет.
Пока разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых
специалистов в IT-отрасли небольшой, однако, по прогнозу ректора
Московского государственного университета Виктора Садовничего, Россия
в ближайшие годы столкнется с нехваткой специалистов в области высоких
технологий.
С 2004 по 2006 год число выпускников вузов по специальностям
информатика и вычислительная техника увеличилось с 17,5 тысячи до
20,5 тысячи человек.
Существенную долю выпусков вузов по-прежнему составляют
педагоги (11,4%) и гуманитарии (14,6%).
Вузы страны готовят достаточно большой контингент инженеров
по всем специальностям. Однако подавляющая их часть не идет по окончании
учебы на производство по ряду причин:
- короткий период планирования. Молодежь в краткий срок может
получить больший доход в иных отраслях экономики, чем в материальном
производстве (кроме нефтегазового сектора);
- отсутствие у части молодых людей необходимых мотиваций и потребность
в "легких" деньгах, которые сложно получить, работая
на инженерных специальностях;
- удаленность новых производств от места жительства.
В стране относительно слабо поставлена система стажировок,
а также передача практических знаний, опыта от старого поколения
новому.
Металлургия
В наследие от Советского Союза России досталось несколько
десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов.
Сейчас их около 40 и среди них нет частных высших учебных заведений.
После кризиса середины 1990-х годов, в конце 1990-х - начале 2000-х
годов студенты опять потянулись в индустриальные вузы, численность
студентов буквально за несколько лет выросла более чем в 1,5 раза.
Достигнув к середине 2000-х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась.
Таким образом, в конце 2000-х в России вузы ежегодно будут заканчивать
5 тысяч инженеров-металлургов -важнейший кадровый источник растущей
металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии
в России занято около 1,2 миллиона человек, из которых высшее образование
имеют около 100 тысяч человек. Инженеров-металлургов, как правило,
готовят вузы, расположенные в регионах с крупными металлургическими
комбинатами (Новокузнецк, Липецк, Магнитогорск).
Строительство железных дорог
В России в настоящее время функционируют 8 головных
вузов и 22 их филиала, готовящие инженеров-путейцев по строительству
железных дорог и путевому хозяйству. Головные вузы находятся в каждом
федеральном округе (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону,
Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Хабаровск) - в городах, где
расположены наиболее крупные отделения железных дорог.
Подобно другим техническим вузам многие "транспортные"
вузы переориентировались, открыв новые непрофильные направления
и введя платное обучение. К примеру, Ростовский государственный
университет путей сообщения имеет сейчас 10,1 тысячи студентов,
при этом на непрофильных факультетах учится более 3 тысяч студентов.
Специальность "строительство железных дорог и путевое хозяйство"
получают всего около 800 человек, из которых около половины обучается
заочно и платно. Качество образования соответственно низкое, хотя
прибыль у вуза высокая. А рынок труда в итоге получает недоученных
"специалистов".
Аналогичная ситуация и в Сибирском университете путей
сообщения, где более половины студентов учатся не по профилю вуза.
Всего в России по специальности "строительство
железных дорог и путевое хозяйство" обучаются около 10 тысяч
человек, из которых половина учится заочно и еще 40% на платных
отделениях. Соответственно, на рынок труда ежегодно поступает с
очного отделения около 1 тысячи инженеров-путейцев. И такая ситуация
сохраняется в течение последних 5-7 лет.
Автомобилестроение
В России 24 вуза готовят специалистов в области автомобилестроения.
По специальности "автомобилестроение и тракторостроение"
обучается около 8 тысяч студентов. Их число за последние годы выросло
незначительно за счет увеличения количества студентов заочной формы
обучения, на которых приходится около 40% от всех будущих инженеров-автомобилестроителей.
Основная часть получает образование на платной основе.
Ежегодный выпуск составляет около 1,5 тысяч человек.
Ведущие центры подготовки кадров - Московский государственный
индустриальный университет (около 1,6 тысячи студентов) и Московский
государственный технический университет "МАМИ" (1,4 тысячи
студентов). Вузы, имеющие автомобилестроительные специальности,
расположены практически в каждом городе России, имеющем крупное
автосборочное предприятие (Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ульяновск,
Ижевск, Курган, Набережные Челны, исключение составляет Тольятти),
а также центрах тракторостроения (Волгоград, Липецк, Челябинск и
др.). В отличие от московских вузов число студентов в вузах этих
городов стабильно, хотя в ряде случаев существующие специальности
закрываются. Распространенный тезис о том, что отечественный автопром
нежизнеспособен, соответствует реальности, учитывая тенденции в
подготовке технических кадров отрасли.
Электроэнергетика
В настоящее время очные отделения вузов, призванных
обслуживать такую сложную отрасль, как электроэнергетика и энергетическое
машиностроение, заканчивает около 5-6 тысяч инженеров в год, что
явно недостаточно как для современной России, так и для реализации
будущих масштабных проектов. Характерно, что в России практически
прекращен выпуск инженеров-гидроэнергетиков, так как на рубеже тысячелетий
новые гидроэлектростанции не строились. В российских вузах также
практически отсутствует подготовка инженеров по специальности "нетрадиционные
и возобновляемые источники энергии".
С 1998 по 2003 годы произошло практически удвоение числа
студентов по специальностям "электрические станции", "электроэнергетические
системы и сети", "тепловые электрические станции",
"промышленная теплоэнергетика", однако основной рост пришелся
на заочников и экстернов, тогда как увеличение числа студентов очной
формы обучения составило не более 30%.
Нанотехнологии
Руководство страны определило развитие нанотехнологий
одним из приоритетных направлений, по своей значимости равным национальным
проектам. Для содействия реализации государственной политики в сфере
нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры, реализации
проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии создана
госкорпорация "Роснанотех". На ее финансирование предполагается
выделить около 7 миллиардов долларов. Однако в России пока нет дипломированных
специалистов в этой области.
Специальность как таковая появилась только в 2003 году
и с того времени стала преподаваться в ряде вузов. В 2006 году на
специальностях "нанотехнологии", "нанотехнологии
в электронике" и "наноматериалы" училось порядка
770 человек в 19 вузах страны. Лидером по числу студентов является
Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова
(около 110 студентов), который в этом году первым в России выпускает
дипломированных "нанотехнологов". Характерно, что на Юге
России наблюдается наибольшая концентрация вузов, дающих образование
по указанным специальностям (в Ставрополе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону,
Таганроге, Нальчике). В Москве четыре "нановуза" готовят
пока 230 студентов в год.
Рисунок 10. Прием студентов в вузы по специализации
учебных заведений,
тысяч человек
Лидер среди федеральных округов РФ по числу студентов,
получающих высшее образование, - Центральный федеральный округ,
в 2006/07 учебном году там учились 2,3 миллиона студентов вузов,
что составляет 31,5% от общего числа студентов по России.
Далее после ЦФО следует Приволжский федеральный округ
с 1,46 миллиона студентов, Южный федеральный округ - 964,7 тысячи
человек, Сибирский - 938,9 тысячи, Северо-Западный - 742,3 тысячи,
Уральский - 586,3 тысячи.
Все федеральные округа из года в год увеличивают число
студентов вузов в среднем на 3,5%, за исключением Дальневосточного
округа, где высшее образование в 2006/07 учебном году получали 318,4
тысячи студентов против 319,5 тысячи годом ранее.
В Центральном федеральном округе лидеры по числу студентов
государственных и негосударственных вузов - Москва (1,28 миллиона
человек), Московская (165 тысяч) и Воронежская области (128,3 тысячи
студентов).
В Северо-Западном федеральном округе по этому показателю
лидирует Санкт-Петербург (439,5 тысячи студентов), за которым с
большим отрывом следуют Вологодская (50,6 тысячи), Архангельская
(48,1 тысячи) и Калининградская области (40,5 тысячи).
В ЮФО больше всего студентов вузов в Ростовской области
(220,1 тысячи), Краснодарском крае (176,3 тысячи), Ставропольском
крае (136,4 тысячи) и Дагестане (118,9 тысячи).
В Приволжском федеральном округе основная часть студентов
приходится на Татарстан (228 тысяч человек), Нижегородскую область
(192,4 тысячи), Самарскую область (177,5 тысячи) и Башкирию (161,5
тысячи).
В Уральском федеральном округе вузы сконцентрированы
в промышленных регионах - в Свердловской области учится 211,1 тысячи
студентов, в Челябинской -171,1 тысячи.
В Сибирском федеральном округе по числу студентов вузов
лидируют Новосибирская область (170,9 тысячи), Красноярский край
и Иркутская область (по 130,6 тысячи).
В самом малочисленном по числу студентов Дальневосточном
федеральном округе основная часть специалистов с высшим образованием
готовится в Приморском крае -101,9 тысячи человек.
Рисунок 11. Лидеры среди регионов по количеству студентов
вузов в 2006/07 учебном году, тысяч человек
Что касается среднего специального образования, то основная
часть специалистов такого уровня (25%) готовится в Приволжском федеральном
округе - 633,8 тысячи человек. Всего в РФ, по данным на 2006/07
учебный год, около 2,5 миллиона человек получали среднее специальное
образование.
При этом абсолютно по всем федеральным округам численность
студентов ПТУ из года в год сокращается, и такая тенденция наблюдается
с 2003 года. В целом по РФ их число снизилось в 2006 году на 3%.
Таким образом, можно констатировать, что центрами сосредоточения
новых кадров в РФ являются Центральный и Приволжский федеральные
округа: в ЦФО учится треть российских студентов вузов и 22% студентов
средних специальных учебных заведений, в ПФО - 20% и 25% соответственно.
|