Rambler's Top100

№ 345 - 346
15 - 28 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как молодежь видит будущее?

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Какими молодые люди хотели бы видеть своих детей

Какой должна быть молодежная политика

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Sandro Botticelli. Portrait of a Young Man (1480-1485) Как молодежь видит будущее?

Над темой номера
работала

Виктория САКЕВИЧ

Виктория САКЕВИЧ

Какой должна быть молодежная политика

По мнению авторов исследования, несмотря на то, что в настоящее время большинство стран принимают меры по финансовой поддержке молодежи, ее редко рассматривают как ресурс будущего. Общество чаще склонно видеть в молодежи либо жертву (которую надо защищать), либо угрозу (от которой надо защищаться). Эти два конфликтные образа имеют своим следствием все более узкое понимание целей и задач молодежной политики, которая, на самом деле, должна быть нацелена не на то, чтобы продлевать молодость путем навязывания молодым людям разного рода готовых суждений и ограничений, а на то, чтобы сделать молодежь рычагом перемен.

Нужна новая концепция молодежной политики. Молодость важна для нас сегодня тем, что она представляет собой сейчас, а не тем, что молодые люди заменят нас, став взрослыми, говоря более прозаически, тем, что наши пенсии будут зависеть от их труда. При всем разнообразии молодежи, ее всегда объединяет потребность составить свое мнение о мире, который теперь строится, и важно хотеть и уметь выслушать ее. Для этого необходимо соблюдать четыре обязательных условия: предоставление автономии, вовлеченность молодежи в общественную жизнь, равновесие интересов и наличие коллективного проекта.

Автономность. На протяжении ХХ века люди освобождались от отношений личной зависимости (патернализма на работе, в семье). Обследование показало, что и в начале XXI века молодежь выражает сильную потребность в автономии. Выступать за автономию не значит оставить молодых людей без поддержки, наоборот, они нуждаются в поддержке, но такой, которая учитывает их собственные планы и интересы. Когда общество поддерживает семью с целью помочь молодежи (как в Италии), а не персонально молодого человека, это приводит только к нарастанию межпоколенной напряженности.

Положительным примером может служить гарантия образовательного капитала со стороны государства - давать его всем новорожденным, чтобы, когда они подрастут, они могли использовать его на свое образование или на жилье (как в Великобритании). Другой пример - молодежные кредиты (как в Скандинавии), которые используются, как правило, на получение образования.

Участие. Вопреки распространенному заблуждению, молодежь не отказывается от своих обязательств перед обществом. По данным обследования, молодежь, хоть и выразила недоверие традиционным общественным институтам, проявляет интерес к общественно-политической жизни, хочет быть вовлеченной в неё. Просто появляются новые формы участия молодежи в общественной жизни (различные ассоциации, гуманитарные организации, группы по защите местных интересов и т.д.), и их надо приветствовать. Необходимо поддерживать мотивацию молодежи к участию в процессе принятия решений, сохраняя при этом демографический баланс между поколениями и уточняя права и обязанности молодежи.

Равновесие. Потребность в автономии дает о себе знать во всех областях социальной активности. Молодые люди хотят иметь интересную работу, в благоприятных условиях, с гарантией некоторой стабильности. А на практике им часто предоставляется лишь временная работа, частичная занятость и т.п. Молодежь четко выражает потребность в равновесии между частной и профессиональной жизнью, а это требует переосмысления всей системы взаимодействия организации досуга, социальной среды и производства. Нужна "гибкость", которая учитывала бы трудности, с которыми сталкиваются индивид или семья, а не только корпоративные интересы. Нужны более гибкие рабочие графики, более гибкие условия выхода (или возвращения) на рынок труда. Надо расширять возможности сочетать работу с родительскими обязанностями, с продолжением образования, с интересным проведением досуга, с уходом за престарелыми родственниками.

Коллективный проект. Трех названных ориентиров молодежной политики недостаточно, если нет четвертого - коллективного проекта, создающего общие рамки и служащего движущей силой индивидуальных проектов. Оптимизм молодых скандинавов и американцев можно в значительно мере связать с наличием мифа об "общем проекте". Молодежь этих стран верит не только в свое светлое будущее, но и в светлое будущее своей страны. Наоборот, во Франции только один из шести молодых людей чувствует свою принадлежность обществу, в котором живет, отсюда - пессимистические взгляды на будущее. Однако создание "коллективного проекта" настолько же важно, насколько и трудно выполнимо.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.