|
|
Как
молодежь видит будущее? |
Над темой номера
работала
|
|
Виктория САКЕВИЧ
|
Какой должна быть молодежная политика
По мнению авторов исследования, несмотря на то, что
в настоящее время большинство стран принимают меры по финансовой
поддержке молодежи, ее редко рассматривают как ресурс будущего.
Общество чаще склонно видеть в молодежи либо жертву (которую надо
защищать), либо угрозу (от которой надо защищаться). Эти два конфликтные
образа имеют своим следствием все более узкое понимание целей и
задач молодежной политики, которая, на самом деле, должна быть нацелена
не на то, чтобы продлевать молодость путем навязывания молодым людям
разного рода готовых суждений и ограничений, а на то, чтобы сделать
молодежь рычагом перемен.
Нужна новая концепция молодежной политики. Молодость
важна для нас сегодня тем, что она представляет собой сейчас, а
не тем, что молодые люди заменят нас, став взрослыми, говоря более
прозаически, тем, что наши пенсии будут зависеть от их труда. При
всем разнообразии молодежи, ее всегда объединяет потребность составить
свое мнение о мире, который теперь строится, и важно хотеть и уметь
выслушать ее. Для этого необходимо соблюдать четыре обязательных
условия: предоставление автономии, вовлеченность молодежи в общественную
жизнь, равновесие интересов и наличие коллективного проекта.
Автономность. На протяжении ХХ века люди
освобождались от отношений личной зависимости (патернализма на работе,
в семье). Обследование показало, что и в начале XXI века молодежь
выражает сильную потребность в автономии. Выступать за автономию
не значит оставить молодых людей без поддержки, наоборот, они нуждаются
в поддержке, но такой, которая учитывает их собственные планы и
интересы. Когда общество поддерживает семью с целью помочь молодежи
(как в Италии), а не персонально молодого человека, это приводит
только к нарастанию межпоколенной напряженности.
Положительным примером может служить гарантия образовательного
капитала со стороны государства - давать его всем новорожденным,
чтобы, когда они подрастут, они могли использовать его на свое образование
или на жилье (как в Великобритании). Другой пример - молодежные
кредиты (как в Скандинавии), которые используются, как правило,
на получение образования.
Участие. Вопреки распространенному заблуждению,
молодежь не отказывается от своих обязательств перед обществом.
По данным обследования, молодежь, хоть и выразила недоверие традиционным
общественным институтам, проявляет интерес к общественно-политической
жизни, хочет быть вовлеченной в неё. Просто появляются новые формы
участия молодежи в общественной жизни (различные ассоциации, гуманитарные
организации, группы по защите местных интересов и т.д.), и их надо
приветствовать. Необходимо поддерживать мотивацию молодежи к участию
в процессе принятия решений, сохраняя при этом демографический баланс
между поколениями и уточняя права и обязанности молодежи.
Равновесие. Потребность в автономии дает
о себе знать во всех областях социальной активности. Молодые люди
хотят иметь интересную работу, в благоприятных условиях, с гарантией
некоторой стабильности. А на практике им часто предоставляется лишь
временная работа, частичная занятость и т.п. Молодежь четко выражает
потребность в равновесии между частной и профессиональной жизнью,
а это требует переосмысления всей системы взаимодействия организации
досуга, социальной среды и производства. Нужна "гибкость",
которая учитывала бы трудности, с которыми сталкиваются индивид
или семья, а не только корпоративные интересы. Нужны более гибкие
рабочие графики, более гибкие условия выхода (или возвращения) на
рынок труда. Надо расширять возможности сочетать работу с родительскими
обязанностями, с продолжением образования, с интересным проведением
досуга, с уходом за престарелыми родственниками.
Коллективный проект. Трех названных ориентиров
молодежной политики недостаточно, если нет четвертого - коллективного
проекта, создающего общие рамки и служащего движущей силой индивидуальных
проектов. Оптимизм молодых скандинавов и американцев можно в значительно
мере связать с наличием мифа об "общем проекте". Молодежь
этих стран верит не только в свое светлое будущее, но и в светлое
будущее своей страны. Наоборот, во Франции только один из шести
молодых людей чувствует свою принадлежность обществу, в котором
живет, отсюда - пессимистические взгляды на будущее. Однако создание
"коллективного проекта" настолько же важно, насколько
и трудно выполнимо.
|