|
|
Как
молодежь видит будущее? |
Над темой номера
работала
|
|
Виктория САКЕВИЧ
|
В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную
ценность
Обследование показало, что для молодых людей семья остается
главным общественным институтом. Среди множества факторов, придающих
смысл жизни, формирующих индивидуальность, приносящих удовлетворение
в разных ситуациях, семья в большинстве случаев занимает первое,
иногда - второе место (табл. 4).
Таблица 4. Наиболее важные с точки зрения молодежи факторы
формирования личности
|
Семья
|
Друзья
|
Обра-зова-ние
|
Про-фес-сия
|
Язык
|
Семей-ное поло-жение
|
Сексу-альная ориен-тация
|
Граж-дан-ство
|
Воз-раст
|
Окру-жение
|
Рели-гия
|
Европей-ская иден-тичность
|
Этни-ческая прина-длеж-ность
|
Дания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8
|
7
|
6
|
9
|
11
|
12
|
10
|
13
|
Эстония
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
6
|
8
|
9
|
11
|
13
|
12
|
10
|
Франция
|
1
|
2
|
5
|
3
|
6
|
4
|
7
|
9
|
8
|
11
|
13
|
10
|
12
|
Финляндия
|
2
|
1
|
5
|
3
|
6
|
4
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
11
|
13
|
Германия
|
2
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
7
|
13
|
11
|
12
|
Италия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
8
|
5
|
9
|
7
|
11
|
12
|
10
|
13
|
Норвегия
|
1
|
2
|
5
|
4
|
6
|
3
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
11
|
Польша
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
6
|
9
|
12
|
11
|
8
|
10
|
13
|
Россия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
6
|
5
|
8
|
10
|
9
|
13
|
11
|
12
|
Испания
|
2
|
1
|
3
|
4
|
5
|
9
|
8
|
6
|
7
|
10
|
13
|
11
|
12
|
Швеция
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
13
|
12
|
11
|
Великобритания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
6
|
8
|
5
|
9
|
11
|
10
|
13
|
12
|
США
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
5
|
|
12
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Пояснение: Цифры соответствуют месту в ранжированном ряду
факторов по убыванию значимости (для данной страны).
Большинство респондентов во всех странах дают положительные
ответы на вопросы, так или иначе связывающие их мироощущение и их
представление о будущем с семьей и родительством. В то же время,
как видно из табл. 5, существуют довольно заметные различия между
странами - в данном случае, раскраска таблицы указывает на эти различия.
В Японии, некоторых западноевропейских странах семейные ориентации
несколько слабее, чем в Восточной Европе, США или Китае.
Таблица 5. Взгляды молодежи на семью
|
Семья – фактор индив-идуальной идентичности
|
Семья – основа общества
|
Семья придает смысл жизни
|
Хорошая жизнь – значит иметь семью
|
Плани-рование на ближайшие 15 лет: иметь
ребенка
|
Важно иметь уровень благосос-тояния не ниже,
чем у моих родителей
|
Важно иметь уровень благосос-тояния выше,
чем у моих родителей
|
Готов платить пенсию старшим поко-лениям
|
Европа
|
68
|
47
|
77
|
65
|
67
|
31
|
21
|
23
|
Италия
|
70
|
50
|
77
|
64
|
67
|
26
|
24
|
25
|
Великобритания
|
66
|
47
|
78
|
64
|
61
|
25
|
19
|
27
|
Япония
|
50
|
34
|
65
|
36
|
48
|
7
|
7
|
15
|
Испания
|
69
|
44
|
79
|
60
|
66
|
22
|
20
|
21
|
Финляндия
|
69
|
39
|
75
|
62
|
70
|
25
|
15
|
34
|
Швеция
|
63
|
33
|
80
|
67
|
67
|
25
|
12
|
27
|
Норвегия
|
59
|
35
|
76
|
69
|
70
|
17
|
7
|
41
|
Германия
|
70
|
54
|
78
|
60
|
65
|
43
|
16
|
25
|
Франция
|
60
|
35
|
72
|
72
|
72
|
23
|
16
|
11
|
Тайвань
|
50
|
65
|
76
|
48
|
40
|
42
|
35
|
27
|
Дания
|
66
|
34
|
78
|
72
|
72
|
18
|
12
|
35
|
Польша
|
79
|
54
|
81
|
72
|
70
|
54
|
44
|
24
|
Индия
|
80
|
52
|
78
|
57
|
23
|
51
|
48
|
50
|
Россия
|
73
|
59
|
81
|
71
|
63
|
68
|
66
|
56
|
США
|
75
|
62
|
83
|
72
|
63
|
37
|
31
|
32
|
Эстония
|
79
|
67
|
86
|
78
|
64
|
41
|
43
|
36
|
Китай
|
73
|
76
|
88
|
72
|
59
|
46
|
42
|
63
|
Пояснение: процент согласившихся с предложенным утверждением
(тех, кто дал 6-7 баллов по 7-балльной шкале). Показатели, отклоняющиеся
от средних для Европы на 5 пунктов и более в большую сторону,
выделены оранжевым цветом, в меньшую сторону - желтым,
Основываясь на анализе полученных ответов, авторы исследования
выделили несколько групп стран с разными типами взглядов на семью.
Первая группа - самая "семейно настроенная",
это - Россия, Индия, Китай, Эстония. Молодежь этих стран оценивает
социальную роль семьи очень высоко. Семья здесь считается важной
референтной группой для оценки социального статуса и достижений
человека.
США - тоже "семейная" страна, хотя она и ближе
к среднеевропейскому типу. Но американская молодежь в гораздо большей
степени, чем европейская, склонна полагать, что семья - это основа
общества. Это единственная страна среди участвовавших в обследовании,
где молодежь проявила большую приверженность семье, чем старшее
поколение. По мнению авторов исследования, это в значительной степени
связано с проводимой в США политикой поддержки семейных ценностей.
"Повышая число браков и снижая число разводов, эта политика
ориентирована на интересы детей и общества целом. Число согласных
с тем, что семья - это основа общества, … говорит о том, что она
одобряется американскими молодыми людьми разных политических взглядов,
а использование сходной риторики консервативными и христианскими
политиками может объяснить, почему она получает большую поддержку
в Америке, чем среди европейской молодежи"4.
Германия, Швеция, Норвегия, Франция и Дания формируют
третью группу: многие молодые люди в этих странах отвергает идею,
что семья - важный фактор их идентичности, и не считает, что семья
- основа общества. Также они не рассматривают родительскую семью
в качестве отправной точки своего успеха.
Четвертая группа объединяет "не семейные"
страны Европы, с показателями, близкими к среднеевропейским: Италия,
Великобритания, Испания и Финляндия.
В последнюю группу входит Япония, все ее показатели
в табл. 5 ниже среднеевропейских. Похоже, японская молодежь настроена
довольно индифферентно по отношению к роли семьи - как на индивидуальном,
так и на общественном уровне.
Обследование выявило интересную зависимость. Молодежи
из стран, где высоко ценится этика упорного труда и материальный
успех, чаще соответствует "семейная" модель взглядов.
Авторы исследования отмечают связь между отношением респондентов
к гендерному равенству и небрачным половым связям. В этом вопросе
молодые западноевропейцы единодушны: они высоко ценят гендерное
равенство и в то же время считают, что сексуальная жизнь возможна
не только в браке. Индийцы и китайцы, напротив, не слишком поддерживают
равенство полов, чаще полагая при этом, что сексуальные отношения
допустимы только в браке. Американцы, тайваньцы, поляки, эстонцы
и россияне, оценивая важность гендерного равенства, занимают промежуточное
положение между европейцами и китайцами. Когда же речь заходит о
допустимости небрачной половой жизни, поляки, эстонцы и россияне
мало отличаются от западноевропейцев, но американцы проявляют большую
сдержанность. Обобщая эту часть наблюдений, авторы приходят к выводу,
что "страны, в большей мере исповедующие такие ценности, как
этика усердной работы, материальный успех, семья как основа социального
статуса, имеют более традиционные взгляды на гендерные отношения.
Соответственно, и молодых респондентов можно разделить на традиционалистов
и модернистов"5.
4
Young people facing the future, p. 167.
5Young
people facing the future, p. 96.
|