Повышения пенсионного возраста до 62,5 года не избежать
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал в конце прошлой недели предлагаемую правительством реформу пенсионной системы, в частности, введение специального взноса в размере 3% от зарплаты и пересмотр шкалы единого социального налога (ЕСН). Эксперты Международного валютного фонда также убеждены: единственным реальным выходом из кризиса будет увеличение пенсионного возраста.
В развитых странах средняя пенсия составляет не меньше 40% от средней зарплаты. В России этот показатель (он называется коэффициентом замещения) составляет, по разным оценкам, 20–24%. Более того, он постоянно уменьшается. По расчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, если ничего не менять в нынешней пенсионной системе, то к 2026 году коэффициент замещения упадет до 17%, затем начнет плавно повышаться, но все же к 2050 году достигнет лишь 20–22%. Предложения правительства по увеличению налогов ничего не изменят, уверены эксперты.
Наша страна начала переходить от советской системы (работающие граждане платят налоги, из которых выплачиваются пенсии старикам) к новой (граждане большую часть своей пенсии самостоятельно копят на счете в пенсионном фонде) как раз в то время, когда другие страны стали от нее отказываться. Как показала практика, молодые граждане, предоставленные сами себе, не придают значения накоплениям на старость, которая наступит еще не скоро. Из-за этого в Великобритании в течение четверти века рост пенсий отстает от роста зарплат. Лондон сейчас готовит реформу с обязательным переводом части зарплаты на пенсионные счета.
Норвегия в аналогичной ситуации поступила по-другому: она соединила свой нефтяной стабилизационный фонд с пенсионным. России норвежский путь не подходит, доказывается в докладе эксперта МВФ Дэвида Хаунера, опубликованном в конце прошлой недели. Население РФ составляет 140 млн. человек против 5 млн. в Норвегии, так что нефтяного богатства на всех не хватит. По оценкам МВФ, при текущем состоянии дел наши фонды национального благосостояния и будущих поколений будут израсходованы к 2029 году. Если с их помощью поддерживать коэффициент замещения на уровне хотя бы 30%, то национальная «копилка» опустеет к 2021–2024 годам.
Идеи же Минфина в том, чтобы ввести дополнительный пенсионный взнос из зарплаты (3%) и изменить шкалу ЕСН (если зарплата превысит 135% средней по стране, то она будет облагаться по единой ставке 26 или даже 29%). «Что касается предлагаемых новаций в части дополнительного страхового пенсионного взноса в размере 3% с «молодых», как это было предложено министром финансов в рамках обсуждения финансового плана на 15 лет, то, по всей видимости, это станет дополнительным налогом на производительные силы, молодых людей, основу нашей экономики», – заявил первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев.
По оценке Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), повышение ставки ЕСН до 29% (пусть даже с освобождением маленьких зарплат от этого налога) привело бы к увеличению налоговой нагрузки на ряд отраслей обрабатывающей промышленности, образования, здравоохранения и сельского хозяйства на 10–20%. Для добывающих отраслей и финансового сектора нагрузка бы снизилась на 5–7%. «Тем самым планируемая реформа повышает риск замедления развития обрабатывающего сектора и сохранения сырьевой специализации экономики», – заключают в ИКСИ. По расчетам Дэвида Хаунера из МВФ, чтобы закрыть пенсионный дефицит за счет ЕСН, его придется поднять на 15 процентных пунктов. Однако такое увеличение налога на рабочую силу приведет к ее сокращению – работодателю будет невыгодно держать столь дорогих работников. Впрочем, другие эксперты полагают, что бизнес просто уйдет в тень.
Где же в таком случае выход из пенсионного кризиса? «Следует прибегнуть к постепенному повышению пенсионного возраста», – считает эксперт МВФ. Впрочем, точно такую же рекомендацию уже не первый год дают и Всемирный банк, и многие российские эксперты. Сейчас в Корее, США и Германии планка выхода на пенсию составляет 65 лет для обоих полов, в Норвегии – 67. Наш Минфин сейчас продумывает вариант, при котором, начиная с 2015 года, планка будет ежегодно повышаться на полгода, пока пенсионный возраст для российских мужчин и женщин не достигнет 62,5 года.
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ. «Новые известия», 25 августа 2008 года
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева: «Платить пенсии нужно за счет богатых»
Эксперт по социальным вопросам рассказала, почему не хватает денег на стариков при пухнущем от нефтедолларов бюджете
Минфин внес скандальное предложение: обложить 3% пенсионным налогом всех работающих граждан моложе 1968 года рождения. Вице-премьер Алексей Кудрин объяснил это тем, что в ближайшие десятилетия доходы от продажи нефти будут падать. Следовательно, денег на то, чтобы содержать будущих пенсионеров, не хватит. Плюс к тому нас ждет демографический спад. В Минфине подсчитали, что через десять - двадцать лет пенсионеров будет чуть ли не больше, чем работников. Что же делать?
Предложение Кудрина - заставлять людей уже сейчас копить себе на старость. Для этого еще в 2003 году была запущена Пенсионная реформа, разделяющая пенсии на три части: базовую, страховую и накопительную. Пока успехами реформа похвастаться не может: граждане неохотно выбирают управляющие компании, и львиная доля пенсионных накоплений лежит во Внешэкономбанке мертвым грузом. А добило реформу ограничение: из накопительной программы вычеркнули всех, кто родился до 1968 года.
Депутат Оксана Дмитриева - член думского Комитета по бюджету и налогам - в интервью «Комсомольской правде» оценила новшество Минфина и предложила свой вариант пенсионной реформы.
Что можно скопить за 20 лет?
- Минфин предлагает ввести обязательные пенсионные накопления для тех, кому не исполнилось 40 лет, в размере 3% оклада. Это поможет накопить на старость?
- Никому это не поможет. Разве что Внешэкономбанку и частным управляющим компаниям, которые получат еще больше денег в управление. Ведь посчитайте: доходность по управлению пенсионными накоплениями у ВЭБа за прошлый год составила 5,98%, у негосударственных пенсионных фондов - в среднем 6,44%. А инфляция - почти 12%.
- Может быть, все-таки через пару лет доходность вырастет?
- Чтобы люди при выходе на пенсию получали достойный эквивалент зарплаты, накопления должны прирастать такими же темпами, какими у нас сейчас по стране оклады растут. А это 26% в год. Такую доходность не даст никто. А значит, деньги, которые мы откладываем, обесцениваются.
- Как так вышло? У России огромный бюджет, мы купаемся в нефтедолларах. А старикам не хватает...
- Все дело в пенсионной системе. Сейчас с зарплаты каждого работника в России работодатель платит единый социальный налог - 20%. Он собирается в Пенсионном фонде, за счет этих денег и платятся пенсии. Когда началась пенсионная реформа, часть этого налога стали отправлять на накопительные счета, которыми управляет Внешэкономбанк. Так что, по большому счету, тот факт, что теперь больше денег из этого 20% ЕСН будет идти на выплаты сегодняшним старикам и меньше будет тратиться на бесполезные накопления, - в какой-то мере это даже хорошо.
Но я считаю, нужно сделать следующий шаг: отменить обязательную накопительную систему. Накопления должны быть только добровольными. Если гражданин готов рискнуть, сыграть на рынки и отложить деньги на старость - пожалуйста.
- Но ведь, с другой стороны, у нас сейчас зарплаты стали большие. Почему собираемого ЕСН не хватает?
- Дело в том, что ЕСН - регрессивный налог.
То есть чем больше зарплата (налогооблагаемая база), тем меньше ставка налога. И особо хочу отметить: единый соцналог не платится с вознаграждений, которые получают члены советов директоров крупных компаний, не платятся с бонусов. Соответственно основная нагрузка ложится на плечи тех, кому платят до 628 тысяч рублей в год (такова планка регрессии). Получается, что богатые не принимают участия в финансировании пенсий.
Гонорар Чубайса от налогов освобожден!
- Но регрессивная шкала ЕСН принималась для того, чтобы бизнес хоть какие-то налоги платил. Подними им сейчас налоги - они же в тень уйдут!
- Не уйдут. И не нужно так уж поднимать налоги - достаточно ввести плоскую шкалу. Где у нас самые большие зарплаты? В компаниях, к которым причастно государство: Газпром, «Роснефть», РЖД. Чиновники, заседающие в различных секторах, немало получают. Я думаю, они в тень точно не уйдут. Вот, например, после расформирования РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс получил 27 миллионов долларов премии, а члены правления - по 11 миллионов. Между прочим, с этих денег ЕСН для стариков не взимается. Спрятать такие огромные деньги Чубайс не сможет. Зато, если со всех этих гонораров собрать 20% ЕСН, можно профинансировать какую-нибудь социальную программу, на которую нам вечно денег не хватает. А Чубайс, думаю, не обеднеет, если он вместо 27 миллионов получит 20 на руки.
- Допустим, мы поменяем налоговую систему и накормим стариков. А дальше-то что? Кто будет кормить, когда на пенсию выйдут нынешние 40-летние?
- Вот нам все говорят сейчас про демографию. А на самом деле, по моим подсчетам, в 2015 году будет прекрасная демографическая ситуация. И лишь к 2050 году у нас на одного старика будет один работающий. Сейчас эта пропорция - один к двум.
Копить на 2050 год имеет смысл только в том случае, если деньги не потеряют в цене, они будут стоить столько же. Если нет, то и копить незачем. И потом, знаете, в 1917 году люди тоже много чего планировали. И в 1998 году перед дефолтом планировали, откладывали...
Бабушка - конкурент материнского капитала
- Хорошо, накопительная система - это плохо. А как тогда надо? У вас есть предложения конкретные?
- Во-первых, нужно отменить накопительные пенсии. Все от 20-процентного Единого соцналога надо направлять на выплаты нынешним пенсионерам. Во-вторых, на пенсии нужно тратить деньги фонда национального благосостояния. Пенсионному фонду нужно запретить инвестировать свободные средства. Все деньги сразу же должны идти пенсионерам - с конвейера! Тогда мы сможем выйти на минимальный уровень пенсии в 40% от зарплаты.
В-третьих, государство должно взять на себя пенсии, которые платятся инвалидам. И платить их не за счет ЕСН, а за счет нефтедолларов.
В-четвертых, отменить регрессивную шкалу ЕСН и распространить налог на гонорары, премии и бонусы. А льготы по налогу давать только малому бизнесу и инновационным предприятиям. Причем не просто списывать с них меньше денег, а компенсировать льготу за счет бюджета.
- А пенсионный возраст не нужно повышать?
- Да, у нас пенсионный возраст низкий. Но и продолжительность жизни тоже низкая. На Западе, кстати, оперируют таким понятием, как «чистое пенсионное обеспечение». То есть сколько денег получает пенсионер за все время нахождения на пенсии. У нас это около 3,9 среднегодового оклада. В Мексике получают 5 окладов, В США - 6,5-7 среднегодовых зарплат. А в Люксембурге - и вовсе 18-19. Там человек за годы пенсии получает на руки миллион долларов.
- Но там ведь и выходят на пенсию позже...
- Да. Например, в Германии пенсионный возраст - 65 лет. Но большинство работников уходят раньше. И получают 70-90% от полагающейся пенсии. А остальное им компенсируют предприятия. Бизнесменам выгоднее выплатить пенсионное пособие пожилому работнику и взять на его место молодого и пока еще малооплачиваемого. Так что только формально у них пенсионный возраст выше.
Есть еще один момент. А где взять рабочие места для старшего поколения? И что будет с демографией? Ведь у нас в стране бабушки - это и детский сад, и ясли, и поликлиника, и няня, и домохозяйка, и пионерский лагерь. Если бабушки будут работать, молодые женщины перестанут рожать.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Оксана Генриховна ДМИТРИЕВА родилась в Ленинграде. Окончила факультет кибернетики Ленинградского финансово-экономического института им. Вознесенского. Доктор экономических наук.
С 1993 по 1998 год - депутат Госдумы, с апреля по октябрь 1998 года - министр труда и социального развития в правительстве РФ.
В 1999 году вновь избрана депутатом Госдумы. В настоящее время - член думского Комитета по бюджету и налогам.
***
ДРУГОЕ МНЕНИЕ Сергей СМИРНОВ, директор института социальной политики Высшей школы экономики: «Платите налоги - и все у вас будет в порядке!»
- Накопительная система - «пряник для молодежи», стимул работать и зарабатывать больше. Зачем ее отменять? Государство послало четкий сигнал: трудитесь, платите налоги - и тогда у вас будет хорошее пенсионное обеспечение. Другое дело, что Внешэкономбанк не дает хорошей доходности. Ну так действуйте активнее, выбирайте управляющие компании, инвестируйте!
У нас же большинство - «молчуны». И категорически не нужно тратить деньги нефтегазовых наших фондов на пенсии. Для этого, в конце концов, можно найти другие источники в бюджете. Хотя, конечно, пенсии повышать нужно.
А что касается реформы шкалы Единого соцналога, то я согласен с тем, что менять что-то нужно. Изменения давно назрели: когда мы принимали эту шкалу, были совсем другие цены и другой уровень зарплат.
Андрей ЛАВРОВ. «Комсомольская правда», 26 августа 2008 года
Минорная музыка от Минфина
За пенсионную реформу заплатят молодые и небогатые
Минфин выступил с инициативой о повышении с 2010 года пенсионного возраста на 2,5 года и введение 3% дополнительного подоходного налога на граждан младше 40 лет.
Застарелые проблемы и падение мировых цен на нефть подталкивают власть к непопулярным мерам.
Новые налоги
В юбилей дефолта должно было произойти что-нибудь неприятное, и это случилось. 18 августа вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин представил проект бюджетной стратегии Минфина до 2023 года. В частности, министр озвучил предложения Минфина по реформе пенсионной системы. Вроде бы пенсионная система не епархия Минфина. Теоретически пенсии платит Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Причем пенсионные средства через счета Минфина не проходят. Об этом знает любой бухгалтер: для налогов — один счет, для пенсий — другой.
На практике же дефицит ПФР в 2006-2008 годах покрывался средствами из находящихся под управлением Минфина внебюджетных фондов. И уж совсем некорректно с точки зрения финансов выглядят имевшие место в 2006 и 2007 годах прямые выплаты в ПФР из бюджета. Как говорится, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Видимо, поэтому Минфин теперь занялся вопросами пенсионной реформы.
Музыка от Минфина получилась довольно минорной. "Дополнительный взнос в пенсионную систему в размере 3% налогооблагаемой зарплаты поможет гражданам моложе 1967 года рождения накопить достойные пенсии", — считает Алексей Кудрин. "С 2010 года предполагается взимать 3% от налогооблагаемой зарплаты как страховой взнос каждого гражданина. Этот взнос предлагается брать до достижения зарплаты 1,1 млн. рублей в год. Предложенная мера позволит финансировать текущие пенсии, а также обеспечить повышение накопительной части пенсии будущих пенсионеров", — уточнил министр финансов.
Кроме того, в Минфине предлагают постепенно увеличить пенсионный возраст. Увеличение может начаться с 2010 или с 2015 года и будет идти по полгода за год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60 — 62,5 года для женщин. Причем Минфин не исключает и вариант введения одинакового возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин: 62,5 года.
Разумеется, Минфин хочет уйти от практики прямых бюджетных выплат в ПФР. Аля этого планируется использовать средства резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ). Минфин предлагает фиксировать размер резервного фонда не 10% ВВП, как сейчас, а 6%, увеличив ресурсы ФНБ и сделав его главной базой финансирования дефицита пенсионной системы. Предполагается, что примерно до 2027 года за счет использования доходов и средств ФНБ на финансирование пенсионной системы будет выделяться 0,6% ВВП. Тогда на пенсию начнут выходить граждане, родившиеся после 1967 года и успевшие, по мнению Минфина, сформировать значительную накопительную пенсию. К этому моменту средства суверенных фондов, возможно, уже закончатся.
Легко ли быть молодым
Предложение Минфина ужесточает озвученный Минздравсоцразвития план реформы пенсионной системы. Как известно, этот план не предусматривал повышения пенсионного возраста. Зато в нем говорилось про повышение единого социального налога (ЕСН) с нынешних 26% до 34%. В противовес этому план Минфина сохраняет ЕСН на прежнем уровне (о возможном повышении ЕСН Минфин готов говорить не ранее 2020 года). Однако подоходный налог для молодых (младше 40 лет) граждан предлагается увеличить с нынешних 13% до 16%.
Это означает, что план Минздравсоцразвития переносит основную тяжесть пенсионной реформы на работодателей, фактически на бизнес. Ведь ЕСН наряду с НАС — это основные предпринимательские налоги.
Причем если схемы, скажем так, оптимизации НДС в предпринимательской практике распространены довольно широко, то от ЕСН уйти нельзя. Если на предприятии есть штатная единица с зарплатой N, то 26% от N, будь добр, отдай. Единственный, крайне рискованный, способ ухода — пресловутые конверты, когда в ведомости сотрудник расписывается за меньшую сумму, а в конверте получает большую. Риск здесь в том, что любой недовольный сотрудник может донести конверт до налоговой инспекции. Тогда нечестному предпринимателю мало не покажется: уголовное дело гарантировано.
Поэтому повышение ЕСН стало бы серьезнейшим ударом по бизнесу. Возможно, часть предпринимателей вернулась бы к практике теневых зарплат в конвертах. Но еще вероятнее, что бизнес просто поднял бы цены на продукцию, чтобы компенсировать новые издержки. Новый виток инфляции Минфин не устраивает. Да и неизбежное в случае повышения ЕСН замедление экономического роста — тоже. Поэтому план Минфина возлагает основную тяжесть пенсионной реформы на трудящихся. Причем на молодых — после 1967 года рождения — и небогатых — с зарплатой до 1,1 млн. руб. в год или до 92 тыс. руб. в месяц. Высокооплачиваемых, по мнению Минфина, реформа затронуть не должна. Под указанные Минфином критерии попадают около 35 млн. человек, или чуть около 74% от общего числа работающих. Их же коснется и предполагаемое повышение пенсионного возраста.
В Минздравсоцразвития планы Минфина по ущемлению социальных прав трудящихся (назовем вещи своими именами!) пока официально не комментируют. А неофициально говорят, что "идеи Алексея Кудрина — это обсуждаемые рабочие предложения Минфина, а окончательные варианты схемы пенсионной реформы правительство получит лишь к концу августа".
Ждать недолго. План Минздравсоцразвития уже в правительстве, а план Минфина будет внесен туда на текущей неделе. Так что заявление Алексея Кудрина от 19 августа можно рассматривать и как своеобразный пробный камень для замера уровня ярости в обществе. По результатам замеров Минфин свои планы наверняка подкорректирует, но, видимо, не очень сильно.
Русский крест
При существующих в России демографических проблемах к 2012—2015 году соотношение работающих и пенсионеров в России достигнет критической величины 1:1. А коэффициент замещения (отношение пенсии к средней зарплате) к этому времени станет равным 15%, если систему не реформировать. Сейчас в результате повышения пенсий в 2007 — 2008 годах коэффициент замещения составляет около 25%. АО этого около 10 лет он колебался в районе 20%. Но даже нынешние повышения на самом деле капля в море. Потому что, по расчетам международных организаций (ООН и ВОЗ), для достойной жизни в старости коэффициент замещения должен составлять не менее 60%.
В развитых странах коэффициент замещения составляет 80-85%. А в Туркмении, помнится, в 2005 году коэффициент замещения попытались обнулить, отменив пенсии вовсе. После этого власть там продержалась ровно год, потом рухнула. Россия, как известно, не Америка. Но и не Туркмения, однако. При существующем коэффициенте замещения средней пенсии в крупных городах порой не хватает на оплату коммунальных услуг. А 35% пенсионеров продолжают работать. В развитых странах 10% работающих пенсионеров считается критической величиной и поводом для срочного повышения уровня пенсий.
Поэтому реформировать пенсионную систему все равно необходимо. Дилемма между реформой за счет замедления темпов роста экономики (план Минздравсоцразвития) и реформой за счет трудящихся (план Минфина). В свое время Россия очень гордилась самым низким подоходным налогом в Европе — плоской шкалой в 13%. Для сравнения: во Франции он составляет 37,5%, в Германии — 41%. И коэффициент замещения там около 80%. Вот только темпы роста экономики составляют 2,5—3% в год, и те замедляются. В России, как известно, устойчивые 8% годового прироста ВВП.
Фактическое повышение подоходного налога до 16% лишь приблизит его к европейскому уровню. Зато, вероятно, позволит сохранить или, по крайней мере, не сильно снизить темпы роста экономики. Согласно плану Минфина не изменяется ЕСН но, к сожалению, не снижается и НАС. Видимо, при снижении мировых цен на нефть с $143 до $115 за баррель (на 19,6%) снижение НАС все-таки невозможно. Кстати, по оценкам экспертов, при средней цене нефти в $85 — 100 за баррель (именно таков наиболее пессимистический прогноз) "подушки" нефтяных доходов для сохранения приемлемого уровня социальных выплат хватит лишь до 2020 года.
Причем нефтяные доходы могут закончиться и раньше, поскольку направляются на более актуальные цели. Так на днях Россия объявила об увеличении военного бюджета на 2009 год сразу на 23%. Армия получит 1,27 трлн. руб. (около $50 млрд.). Или около 3,5% ВВП вместо 3%, запланированных ранее. В том, что недавно воевавшая страна повышает расходы на оборону, с экономической точки зрения нет ничего неправильного. Проблема в том, что доходов от нефти (которые падают) просто не хватит на оружие и пенсии одновременно.
Видимо, тяжесть реформы пенсионной системы ляжет все-таки на плечи простых людей. Власть, конечно, попытается максимально смягчить непопулярные меры. Но россиянам младше 40 лет надо готовиться работать дольше и платить больше.
Денис СУЛТАНОВ. «Московский комсомолец», 26 августа 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)