… о пенсионной реформе в контексте концепции бюджетной стратегии до 2023 года
Трудящиеся добавят пенсионерам
Нововведения Минфина позволят на время залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда. Этим их положительный эффект исчерпывается
Ведомство Алексея Кудрина подготовило концепцию бюджетной стратегии России до 2023 года, которая, в частности, содержит предложения по преобразованию пенсионной системы и ЕСН. Реформа - громко сказано: по сути, она ограничивается повышением налоговой нагрузки на граждан и предприятия. Так, Минфин предлагает с 2010 года проиндексировать шкалу ЕСН, повысив планку, после которой начинает действовать пониженная ставка, с 280 тыс. рублей до 1,1 млн. рублей в год. Это означает, что платить максимальные 26% компании будут с зарплат, не превышающих 91,6 тыс. рублей в месяц, а значит, почти со всех (средняя зарплата по России в первом полугодии 2008 года, по данным Росстата, - 16,2 тыс. рублей). С 2020 года предлагается повысить ставку ЕСН на 3 процентных пункта до 29%.
Но главная идея Минфина заключается в изменении структуры отчислений внутри ЕСН. Сейчас 6 из 26% зачисляются во внебюджетные фонды, еще 6% - в федеральный бюджет и 14% - в Пенсионный фонд (ПФР). При этом у граждан 1967 года рождения и старше все 14% идут на страховую часть пенсии, а у тех, кто моложе, 6% остаются на личных накопительных счетах, оставшиеся 8% - страховые. Так как "молодежи" становится все больше, денег пенсионерам не хватает. Поэтому Минфин предлагает перенаправить половину взносов, поступающих в накопительную часть (3 из 6%), на финансирование текущих пенсий.
Платить придется гражданам, родившимся в 1968 году и позже. Алексей Кудрин предлагает начиная с 2010 года отчислять с их зарплат 3%, возмещая ими те 3%, которые уйдут на содержание нынешних пенсионеров. Как поясняют в Минфине, это не налог, а страховой взнос, который идет на накопительные счета граждан и вернется вместе с пенсией, поэтому он и не увеличивает налоговую нагрузку на граждан. Платить его будут с части зарплаты, не превышающей 1,1 млн. рублей в год. Иными словами, небольшой долей располагаемых доходов молодым россиянам все-таки придется поделиться: сейчас на накопительный счет деньги отчисляет только работодатель, а исходя из предложения Минфина, это будут делать и предприятия, и граждане.
Деньги нужны для покрытия нарастающего дефицита ПФР - в прошлом году он составил 100 млрд. рублей, а к 2015 году он может вырасти до 1 трлн. рублей. Причина в том, что поступающие от предприятий взносы не покрывают размер текущих выплат.
"Алексей Кудрин - финансист, и он думает только о том, где взять деньги. Но без увязки с демографическими процессами дополнительные суммы, полученные за счет повышения налоговой нагрузки, позволят решить лишь среднесрочные задачи, - говорит директор Института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. - Так, например, сейчас вступают в работоспособный возраст дети, появившиеся после всплеска рождаемости, вызванного антиалкогольной кампанией 1985-1987 годов, - значит, можно рассчитывать на растущие отчисления. После этого был спад - значит, через какое-то время число работоспособного населения сократится, и не на что будет содержать нынешних пенсионеров. Эти процессы необходимо учитывать при реформировании пенсионной системы".
По мнению директора департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игоря Николаева, государство должно решиться на системные изменения. "Дефицит закономерен: страховые принципы, на которых основана наша пенсионная система, не работают. Идея страхования в том, что взносы платят все, а страховые случаи наступают у единиц. В ситуации же с пенсионной системой такой случай - то есть выход на пенсию - случается почти с каждым. Если бы страховщики заключали договор со всеми, кто, защищаясь от угона машины, предупреждал, что через неделю у него автомобиль похитят, они бы быстро обанкротились. То же самое грозит и ПФР, если мы не откажемся от действующих принципов", - убежден Игорь Николаев. Он ссылается на опыт Казахстана, где власти уже приняли такое решение. Пенсии, считает эксперт из "ФБК", должны состоять из трех частей. Первую - социальную - следует выплачивать в размере не менее 25% от средней зарплаты, ее источник - ЕСН. Вторую - накопительную - должны финансировать 50 на 50 работник и работодатель. И, наконец, добровольно-накопительная часть, формируемая только за счет взносов будущего пенсионера.
Ксения БАТАНОВА. «Финанс», 25 августа 2008 года
Налог "на молодость"
Как стабильно повышать пенсии и избежать дефицита бюджета
В ближайшие дни Минфин передаст в правительство проект бюджетной стратегии до 2023 года. В нем фактически сформулированы антикризисные меры для пенсионной системы. Этот документ уже активно обсуждается экспертами.
Недавно министр финансов Алексей Кудрин назвал два главных вызова на ближайшие 15 лет: снижение доходов бюджета от нефти и газа и дефицит средств в пенсионной системе ("РГ" писала об этом 18 августа 2008 года). Чтобы предотвратить первую угрозу, вице-премьер предложил подумать о повышении налогов, а не об их снижении, как того добивается бизнес, получив поддержку в Минэкономразвития. И выступил категорически против снижения налога на добавленную стоимость (НДС)
Антикризисные меры Минфина для пенсионной системы связаны с совершенствованием эффективной ставки единого социального налога (ЕСН). Его уплату предполагается частично разделить между работодателями и работниками. 3 процента ЕСН из 6, которые сегодня работодатели направляют на накопительные пенсионные счета, должны пойти на выплату действующих пенсий. А к 13 процентам подоходного налога предлагают добавить допвзнос в 3 процента на собственную пенсию. Правда, брать их предполагается только с работников после 1967 года рождения и с зарплатой до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год. Минфин также предлагает скорректировать регрессивную "зар платную" шкалу ЕСН. С 2010 года почти в 4 раза могут быть увеличены пороговые значения зарплат. Для работника, который получает до 1 миллиона 100 тысяч рублей в год, она составит 26 процентов. До 2 миллионов 300 тысяч рублей - 10 процентов, для получающих больше - 2 процента
По планам Минфина, уже в 2010 году средняя прибавка трудовой пенсии составит 940 рублей. И с этого времени пенсии должны ежегодно расти, чтобы, начиная с 2012 года, составлять не менее 30 процентов от средней зарплаты в экономике
Особняком стоит вопрос повышения пенсионного возраста. Как заявил во вторник в Госдуме Алексей Кудрин, в рамках стратегии Минфин этот вопрос не затрагивает. Но в перспективе "такой вопрос встанет": "Через 10-15 лет пенсия будет напрямую связана с пенсионным возрастом", - передало слова министра финансов РИА "Новости"
Тем временем предложения Минфина уже вызвали жаркую дискуссию. Минэкономразвития пока не собирается сдавать позиции по снижению НДС, дала понять на днях его глава Эльвира Набиуллина. Она рассчитывает, что такой шаг даст толчок вложениям в инновации. На проработку спорного вопроса правительство выделило министерствам месяц. А Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опасается, что введение "допвзноса" на "молодых" может стать дополнительным налогом на производительные силы.
КАК ВАМ ЭТО?
Михаил Дмитриев, руководитель Центра стратегических разработок: - Нравится это нам или нет, но пенсионный возраст в России со временем придется увеличивать. Это позволит поддерживать более высокой уровень пенсий. Правда, при условии, если, как обещает Минздравсоцразвития, средняя продолжительность жизни в стране будет устойчиво расти - в среднем до 75 лет, а смертность снижаться
В России при нынешнем уровне смертности и слабом росте продолжительности жизни эта мера пока непопулярна. Но ее и не надо пытаться реализовывать немедленно. А вот ввести стимулы для добровольного позднего выхода людей на пенсии ничто не мешает уже сейчас. То есть сделать так, чтобы накапливался размер недополученных человеком пенсионных денег за период отложенного выхода на заслуженный отдых, допустим, не в 60 лет, а в 63 года. А затем эти средства материализовались бы в надбавку к пенсии с индексацией по инфляции или по средней зарплате. Сейчас добровольный поздний выход на пенсию тоже не запрещен. Но работник много теряет: при оформлении пенсии в более позднем возрасте ее страховая часть пересчитывается в сторону увеличения, но вся недополученная базовая часть пенсии человеком теряется. Между тем люди должны увидеть реальную финансовую выгоду от добровольного более позднего выхода на пенсию. А государство, в свою очередь, сможет увеличивать средний размер пенсии и обеспечивать более благополучную старость. Предприятиям это также пойдет только на пользу. После 2007 года численность населения трудоспособных возрастов в России будет ежегодно снижаться почти на 1 миллион в год
Причем дополнительные расходы в данном случае выгодны государству - прирост средних пенсий по отношению к средним зарплатам будет гораздо более ощутимым, чем в отсутствие финансовых стимулов для более позднего выхода на пенсию
Что касается удержания коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате в стране) на уровне 30 процентов, то, на мой взгляд, предложенных Минфином мер недостаточно. Пока озвучены только две серьезные меры. Первая - повышение порога зарплат, до которого фонд оплаты труда облагается максимальным ЕСН в 26 процентов. Это правильная мера, поскольку интервал шкалы единого социального налога оставался неизменным с 2001 года, тогда как номинальные зарплаты в стране увеличились уже более чем в 5 раз. И увеличение "зарплатного потолка" до 1 миллиона 100 тысяч рублей - не более чем возврат к уровню налогообложения ЕСН, который был в стране в 2001 году. Но по пониженной ставке, потому что в то время она все равно была выше. Однако проблема в том, что только за счет шкалы регрессии ЕСН удержать коэффициент замещения на уровне 30 процентов не удастся: после 2010 года, по нашим оценкам, он снова начнет снижаться.
Не сильно повлияет на текущий размер пенсий и новый "молодежный" налог в 3 процента. В отдаленном будущем он, конечно, смог бы увеличить пенсии для будущих пенсионеров, но при условии, что не будут снижены накопительные взносы, которые сегодня поступают на их счета за счет ЕСН. Если же эти взносы будут снижены на 3%, фактически речь пойдет о частичном перераспределении части единого социального налога в пользу нынешних пенсионеров, и пенсии будущих пенсионеров от введения 3-процентного налога не вырастут.
Фонд национального благосостояния тоже поможет лишь отчасти. В нем пока слишком мало денег - меньше триллиона рублей. При этом возникает вопрос: на накопительные счета каких пенсионеров пойдут его средства? Если на счета будущего поколения пенсионеров - это увеличит пенсии тем, кто сегодня работает. Если на повышение пенсий сегодняшним пенсионерам, то он поможет стабилизировать ставку замещения текущей пенсии.
Но есть и другие резервы. За последнее десятилетие государство в процессе приватизации увеличило стоимость своих имущественных активов, объектов недвижимости. Далеко не все они необходимы с точки зрения стратегических и оборонных интересов. Поэтому такого рода ресурсы могут быть направлены на формирование пенсионных накоплений для работников младших и средних возрастов. За счет этих ресурсов должны формироваться пенсии и надбавки.
Экономика России входит в очень трудный период. Снижение доходов бюджета, который более чем на 60 процентов формировался за счет энергоносителей, неизбежно. В этих условиях НДС - самый большой и самый устойчивый к колебаниям нефтяных цен источник налоговых поступлений. НДС можно было снижать, когда мы стояли у самого начала благоприятного периода экономической конъюнктуры. Но на его закате необоснованное снижение НДС действительно крайне рискованный шаг.
Евсей Гурвич, руководитель экономической Экспертной группы:
- Федеральный бюджет страны действительно через какое-то время будет дефицитным. Это объясняется в основном снижением нефтегазовых доходов из-за ожидаемого уменьшения цен на нефть, медленного роста физического объема добычи и продолжающегося реального укрепления рубля. Динамика расходов во многом будет определяться решением наиболее болезненной проблемы бюджета - увеличением пенсионных выплат и их стабильной привязкой к средней зарплате. Бюджетная стратегия к решению пенсионного вопроса подходит комплексно, с использованием широкого круга мер. Повышаются социальные налоги, причем частично за счет работодателя, частично за счет работника. Реформирование ЕСН - абсолютно необходимая мера. Если оставить нынешнюю шкалу налога без изменений, то к 2023 году для пенсий, социального и медицинского страхования останутся минимальные ресурсы. Предлагаемые меры позволят изменить тенденцию: сократить разрыв между пенсиями и зарплатами вместо его увеличения в последние годы
Налог в три процента "на молодежь", а три процента - на работодателей? На мой взгляд, подобное софинансирование логично, так как сама молодежь будет получателями этих взносов. А половина, которую заплатят работодатели, пойдет на старших - тех граждан, которые родились до 1967 года и не участвуют в накопительной системе. Работодатели и работники будут платить несколько больше налогов, зато пенсионеры - получать большую пенсию
Важная роль в повышении пенсий отводится Фонду национального благосостояния, куда к тому же перемещается часть средств Резервного фонда
Но в конечном итоге проблему поддержки роста пенсий все предлагаемые меры решают до 2023 года. Дальше все равно придется повышать пенсионный возраст. И делать это необходимо заранее - например, начав постепенное повышение в 2015 году. Иначе за пределами 2023 года не хватит никаких ресурсов на поддержание пенсионных выплат. В перспективе важно решить еще одну задачу пенсионной системы: повысить доходность накопительных пенсий. Сегодня она ниже инфляции. Для этого необходимо вкладывать средства не только в государственные облигации, но и в акции, корпоративные облигации. Правильная идея - финансировать профессиональные досрочные пенсии не за счет всех налогоплательщиков, а за счет работодателей "вредных" отраслей. В них работодатели должны дополнительно страховать работников
Что касается НДС, то сейчас трогать этот наиболее безвредный для экономики налог нельзя. Во-первых, потому что фактически его бремя несут на себе потребители, поэтому, снизив НДС, мы стимулируем не столько ускорение роста экономики, сколько увеличение инфляции. Во-вторых, он в равной мере платится отечественными и зарубежными компаниями, то есть снижение НДС не повышает конкурентоспособность нашей продукции. В-третьих, снижение НДС (в отличие от снижения налога на прибыль) не стимулирует инвестиции, делая их более выгодными. Объективный экономический анализ показывает, что снижение НДС может несколько ускорить рост экономики лишь в одном случае: если одновременно серьезно снизить пенсии и другие социальные расходы. Не уверен, что кто-то возьмет на себя ответственность предложить такой вариант.
Татьяна ЗЫКОВА, Татьяна КОНИЩЕВА, Елена КУКОЛ, Татьяна ПАНИНА. «Российская газета», 25 августа 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)