Люди бесконечно изобретательны, придумывая способы отрицания смерти. Один из них - избегание мыслей о будущей пенсии. Кажется, если не думать о ней, старость никогда не наступит, а наши доходы всегда будут только расти. Эта детская вера в чудо, помноженная на присущую российскому национальному характеру надежду на авось, во многом объясняет неудачи российской пенсионной реформы.
От Советского Союза нам досталась распределительная пенсионная система, работающая по принципу солидарности поколений, главная проблема которой - стареющее население. Чтобы обеспечить ему достойную старость, экономически активному гражданину каждый год приходится все больше работать. Если в 1990 г. 1000 работающих кормила 270 пенсионеров, в 2009 г. им придется обеспечивать 330 стариков.
Идея пенсионной реформы была в том, чтобы переложить заботу о старости на плечи самих будущих пенсионеров и их работодателей. И в итоге ослабить зависимость пенсионного обеспечения от демографической ситуации в стране.
Для этого пенсию поделили на базовую (гарантированный государством минимум) и страховую, размер которой зависел бы от стажа и заработка будущего пенсионера. У граждан моложе 1967 г. р. предусмотрена еще и небольшая накопительная часть, которую через управляющие компании можно инвестировать, получая дополнительный доход.
В 2002-2004 гг. реформаторы добились своего: страховая часть пенсии достигла 60% и продолжала расти, при том что Пенсионный фонд работал с профицитом. Благоденствие закончилось в январе 2005 г., когда обозленные монетизацией льгот старики по всей стране перекрывали дороги. Чтобы компенсировать потери бывших льготников, только в 2005 г. пенсии индексировались дважды - на 14,6%, а затем на 9%.
Внеплановые индексации проводились и все последующие годы - то ради выборов, то ради праздника Победы, а то и вовсе без повода, чтобы порадовать стариков. Благодаря растущим ценам на нефть и доходам бюджета это вполне можно было себе позволить. В результате о страховой системе пришлось забыть. По расчетам Независимого института социальной политики, соотношение базовой и страховой частей пенсии сможет вернуться к состоянию 2004 г. не раньше 2012 г.
Тогда же финансовое благополучие Пенсионного фонда подкосило снижение единого социального налога (ЕСН).
В 2005 г. базовая ставка ЕСН была снижена сразу с 35,6% до 26% в расчете на выход зарплат из тени. Но надежды властей не оправдались: в 2005 г. работодатели заплатили в виде ЕСН всего 4,9% ВВП против 6,4% ВВП в дореформенном 2004 году.
Доходы от ЕСН до сих пор не могут покрыть растущие издержки Пенсионного фонда. Одна из причин - регрессивная шкала, работающая по принципу "чем выше зарплата, тем ниже налог". А поскольку зарплаты с 2005 г. росли, а шкала не индексировалась, все больше работодателей платят ЕСН по сниженным ставкам. Минфин подсчитал, что из-за этого эффективная ставка каждый год снижается: в 2005 г. она была 24,5%, а к 2009 г. уменьшится до 20,2%. Недостающие деньги правительство берет из стабфонда (теперь - из фонда национального благосостояния). В 2008 г. дефицит достигнет 1,4 трлн. руб., такая сумма из стабфонда пойдет на выплату базовой части пенсий.
Так пенсионная система вернулась к устаревшему распределительному принципу соцобеспечения - уязвимому и с точки зрения демографической ситуации, и с точки зрения экономической конъюнктуры.
Новый президент Дмитрий Медведев вроде бы не убегает от проблемы пенсий: по его поручению весь май чиновники профильных ведомств делали расчеты и выдвигали идеи. Но пока варианты направлены в основном на то, чтобы заткнуть имеющуюся дыру в пенсионном фонде - например, повысив ЕСН. Иными словами, речь идет лишь о некотором усовершенствовании распределительной системы. Но эффект от повышения налога перекроется прибавлением армии пенсионеров еще до окончания президентского срока. Да, высокие цены на нефть позволят прятаться от реальной реформы довольно долго. Зато, оставив потомкам полноценную пенсионную систему, руководители страны могли бы рассчитывать на то, что их будут вспоминать добрым словом. А это отличный способ победить смерть.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)