Rambler's Top100

№ 329 - 330
14 - 27 апреля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Русский язык на постсоветских просторах

Русский язык - советский язык?

Статус русского языка в большинстве стран не определен

Русскоязычие распространено не только там, где живут русские

Где есть потребность в изучении русского языка?

Нужно ли образование на русском языке?

Большинство жителей новых независимых государств никогда не бывали в России

Русскоязычные СМИ продолжают пользоваться популярностью

Отношение к русскому языку: три типа стран

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Илья Репин. Портрет Льва Толстого. Ilya Repin. Portrait of Leo Tolstoy  (1887) Русский язык на постсоветских просторах

Над темой номера работали:

Кирилл ГАВРИЛОВ Елена КОЗИЕВСКАЯ Елена ЯЦЕНКО

Кирилл
ГАВРИЛОВ

Елена
КОЗИЕВСКАЯ

Елена
ЯЦЕНКО

Нужно ли образование на русском языке?

Государственная политика в сфере образования на русском языке может быть рассмотрена в двух аспектах: получения образования на русском языке и изучения русского языка.

Существуют статистические показатели, характеризующие возможность получения образования на русском (доля обучающихся на русском языке). Если сравнить их с данными оценки доли населения, свободно владеющего русским языком в этих странах, а также доли русских (табл. 4), видно, что в некоторых странах уровень владения русским языком населения в целом соответствует возможности получения образования на русском языке. Речь идет, прежде всего, о странах, где уровень владения русским языком, с одной стороны, достаточно высокий, а с другой - самый низкий.

Таблица 4. Доля учащихся на русском языке в школах, владеющих русским языком и доля русских

 

Доля обучающихся на русском языке, %

Доля владеющих русским языком, %*

Доля русских, %

Белоруссия

75

77

11

Казахстан

41

63

30

Украина

25

65

17

Латвия

27

55

30

Эстония

24

35

26

Киргизия

23

38

12,5

Азербайджан

11

26

2

Грузия

5

27

1,5

Литва

4

20

5

Узбекистан

3

27**

5

Таджикистан

2

28

1

Армения

1

30

0,5

Молдавия

н/д

50

6

* По данным исследования «Положении русского языка в новых независимых государствах (страны СНГ и Балтии)».
** Данные 2006 года для взрослого населения.

© Фонд Наследие Евразии, НП «Евразийский монитор»

Так, в Белоруссии и Казахстане значительная часть населения свободно говорит по-русски. И именно в этих странах большая доля обучающихся на русском языке. Однако в Казахстане на русском языке обучается уже менее половины учащихся школ, что стало результатом значительного сужения сферы образования на русском языке.

Напротив, в Армении, Таджикистане, Грузии, Литве и Узбекистане доля населения, владеющего русским языком, сравнительно небольшая. На данный момент возможность получить образование на русском языке в этих странах практически отсутствует: здесь мало или вообще нет русских школ и доля обучающихся на русском минимальна. Такое положение вещей, скорее всего, приведет к резкому сокращению доли говорящих по-русски. В то время как в Армении, Таджикистане и Узбекистане существует высокая потребность в расширении возможности изучения русского языка в школах.

В других странах имеется противоречие между уровнем владения русским языком и возможностью получать образование на нем. Наиболее ярко это видно на примере Украины: здесь больше половины населения владеет русским языком, тогда как в настоящее время образование на русском получает лишь каждый четвертый учащийся школ. Это свидетельствует о том, что со временем уровень владения русским языком будет снижаться достаточно существенно.

Второй аспект государственной политики в сфере образования - вопросы изучения русского языка. Предположительно доля тех, кто выступает за расширение изучения русского языка, является индикатором неудовлетворенности имеющейся ситуацией (рис. 10).

© Фонд Наследие Евразии, НП «Евразийский монитор»

Рисунок 10. Оценка необходимости расширять изучение русского языка в школах

Анализ результатов позволяет разделить страны на три группы:

В первой группе стран (Азербайджан, Белоруссия, Литва) население в целом согласно с проводимой политикой в отношении изучения русского языка. В Белоруссии русский язык имеет статус государственного, и большинство детей обучаются на русском языке. Азербайджан и Литва на данном этапе предоставляют необходимые возможности для получения образования на русском языке, но, по-видимому, подобная ситуация имеет место и в отношении изучения русского языка вообще.

Условно к первой группе относится и Казахстан, где более половины опрошенных считают, что необходимо сохранить ситуацию с изучением русского языка в школах страны. В то же время, практически треть населения полагает, что изучение русского языка необходимо расширить.

Для второй группы стран (Грузия, Латвия, Молдавия, Украина и Эстония) характерна поляризованность мнений относительно политики в отношении русского языка. От 35% до 43% населения в этих странах согласны с тем, что возможность для изучения русского языка не следует ни сокращать, ни расширять. Приблизительно такая же доля населения выступает за расширение изучения русского языка в школах.

Третья группа стран (Армения и Таджикистан), население которых не согласно со сложившейся ситуацией, считает необходимым расширить возможности изучения русского языка в школах. К этой же группе относится и Киргизия, где, впрочем, ситуация не столь критична.

На рис. 10 отражены также результаты опроса в Узбекистане13. Тогда 80% респондентов указали на необходимость расширения изучения русского языка в школах. Иными словами, Узбекистан относится к третьей группе стран - наряду с Арменией, Киргизией и Таджикистаном.


13 Социологическое исследование «Россия и россияне глазами узбекистанцев». Фонд «Наследие Евразии», Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» (Узбекистан), 2006 год.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.