|
Русский
язык на постсоветских просторах |
Над темой номера работали:
|
|
|
|
Кирилл
ГАВРИЛОВ
|
Елена
КОЗИЕВСКАЯ
|
Елена
ЯЦЕНКО
|
Нужно ли образование на русском языке?
Государственная политика в сфере образования на русском
языке может быть рассмотрена в двух аспектах: получения образования
на русском языке и изучения русского языка.
Существуют статистические показатели, характеризующие
возможность получения образования на русском (доля обучающихся на
русском языке). Если сравнить их с данными оценки доли населения,
свободно владеющего русским языком в этих странах, а также доли
русских (табл. 4), видно, что в некоторых странах уровень владения
русским языком населения в целом соответствует возможности получения
образования на русском языке. Речь идет, прежде всего, о странах,
где уровень владения русским языком, с одной стороны, достаточно
высокий, а с другой - самый низкий.
Таблица 4. Доля учащихся на русском языке в школах,
владеющих русским языком и доля русских
|
Доля обучающихся на русском языке, %
|
Доля владеющих русским языком, %*
|
Доля русских, %
|
Белоруссия
|
75
|
77
|
11
|
Казахстан
|
41
|
63
|
30
|
Украина
|
25
|
65
|
17
|
Латвия
|
27
|
55
|
30
|
Эстония
|
24
|
35
|
26
|
Киргизия
|
23
|
38
|
12,5
|
Азербайджан
|
11
|
26
|
2
|
Грузия
|
5
|
27
|
1,5
|
Литва
|
4
|
20
|
5
|
Узбекистан
|
3
|
27**
|
5
|
Таджикистан
|
2
|
28
|
1
|
Армения
|
1
|
30
|
0,5
|
Молдавия
|
н/д
|
50
|
6
|
* По данным исследования «Положении русского языка в новых независимых
государствах (страны СНГ и Балтии)».
** Данные 2006 года для взрослого населения.
© Фонд Наследие Евразии, НП «Евразийский монитор»
Так, в Белоруссии и Казахстане значительная часть населения
свободно говорит по-русски. И именно в этих странах большая доля
обучающихся на русском языке. Однако в Казахстане на русском языке
обучается уже менее половины учащихся школ, что стало результатом
значительного сужения сферы образования на русском языке.
Напротив, в Армении, Таджикистане, Грузии, Литве и Узбекистане
доля населения, владеющего русским языком, сравнительно небольшая.
На данный момент возможность получить образование на русском языке
в этих странах практически отсутствует: здесь мало или вообще нет
русских школ и доля обучающихся на русском минимальна. Такое положение
вещей, скорее всего, приведет к резкому сокращению доли говорящих
по-русски. В то время как в Армении, Таджикистане и Узбекистане
существует высокая потребность в расширении возможности изучения
русского языка в школах.
В других странах имеется противоречие между уровнем
владения русским языком и возможностью получать образование на нем.
Наиболее ярко это видно на примере Украины: здесь больше половины
населения владеет русским языком, тогда как в настоящее время образование
на русском получает лишь каждый четвертый учащийся школ. Это свидетельствует
о том, что со временем уровень владения русским языком будет снижаться
достаточно существенно.
Второй аспект государственной политики в сфере образования
- вопросы изучения русского языка. Предположительно доля тех, кто
выступает за расширение изучения русского языка, является индикатором
неудовлетворенности имеющейся ситуацией (рис. 10).
© Фонд Наследие Евразии, НП «Евразийский монитор»
Рисунок 10. Оценка необходимости расширять изучение
русского языка в школах
Анализ результатов позволяет разделить страны на три
группы:
В первой группе стран (Азербайджан, Белоруссия, Литва)
население в целом согласно с проводимой политикой в отношении изучения
русского языка. В Белоруссии русский язык имеет статус государственного,
и большинство детей обучаются на русском языке. Азербайджан и Литва
на данном этапе предоставляют необходимые возможности для получения
образования на русском языке, но, по-видимому, подобная ситуация
имеет место и в отношении изучения русского языка вообще.
Условно к первой группе относится и Казахстан, где более
половины опрошенных считают, что необходимо сохранить ситуацию с
изучением русского языка в школах страны. В то же время, практически
треть населения полагает, что изучение русского языка необходимо
расширить.
Для второй группы стран (Грузия, Латвия, Молдавия, Украина
и Эстония) характерна поляризованность мнений относительно политики
в отношении русского языка. От 35% до 43% населения в этих странах
согласны с тем, что возможность для изучения русского языка не следует
ни сокращать, ни расширять. Приблизительно такая же доля населения
выступает за расширение изучения русского языка в школах.
Третья группа стран (Армения и Таджикистан), население
которых не согласно со сложившейся ситуацией, считает необходимым
расширить возможности изучения русского языка в школах. К этой же
группе относится и Киргизия, где, впрочем, ситуация не столь критична.
На рис. 10 отражены также результаты опроса в Узбекистане13.
Тогда 80% респондентов указали на необходимость расширения изучения
русского языка в школах. Иными словами, Узбекистан относится к третьей
группе стран - наряду с Арменией, Киргизией и Таджикистаном.
13 Социологическое
исследование «Россия и россияне глазами узбекистанцев». Фонд «Наследие
Евразии», Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» (Узбекистан),
2006 год.
|