Спиртных напитков в стране реализуется на 80% больше, чем производится
Ежегодно алкоголь становится причиной смерти 550-700 тысяч россиян. В стране только официально зарегистрировано 2 млн. алкоголиков. Более 80% детей в возрасте до 14 лет хотя бы раз пробовали спиртные напитки, а 65 тысяч из них уже лечатся от непреодолимого пристрастия к зеленому змию. Три из четырех убийств, зарегистрированных в 2006 году, были совершены в состоянии алкогольного опьянения. Нация спивается, и этот факт является угрозой национальной безопасности России.
Такой неутешительный вывод сделали участники круглого стола по законодательным проблемам противодействия алкоголизации населения, прошедшего вчера в Госдуме.
Депутаты предлагают ввести ограничение продажи спиртного, в том числе слабоалкогольных напитков, лицам не достигшим 21 года, запретить рекламу алкогольной продукции в СМИ, вернуть систему принудительного лечения алкоголизма и, наконец, ввести госмонополию на производство спирта, что, по мнению участников круглого стола, позволит заметно упростить регулирование рынка алкогольной продукции.
Ежегодно в России умирает около 2,2 млн. человек. Если исходить из озвученных на вчерашнем круглом столе цифр, то получается, что едва ли не каждая третья смерть так или иначе связана с употреблением алкоголя. Причины разные: болезни, такие как психические расстройства и цирроз печени, убийства и самоубийства, совершенные на почве алкогольного опьянения, ДТП со смертельными исходами, совершенные нетрезвыми водителями, отравление суррогатной алкогольной продукцией и т.п. Пьют в России много, предпочитая, как правило, крепкие напитки. Причем наши соотечественники не гнушаются употреблять настоящую отраву - денатураты, технический спирт, одеколон и т.д., что также в итоге приводит к летальному исходу.
Самогонщики
Некачественную суррогатную алкогольную продукцию заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Слепак сравнил с новой формой терроризма. По его словам, только за прошлый год опасные для жизни отравления алкоголем в столице получили около 10 тысяч человек.
По сведениям члена комитета по безопасности Госдумы Геннадия Гудкова, инициировавшего проведение круглого стола, количество реализуемых спиртных напитков в стране на 80% больше, чем их производство. И если в Москве объем контрафактной и суррогатной продукции составляет около 25%, то в регионах эта цифра возрастает до 40-50%. Как отметил замначальника департамента общественного порядка МВД Валентин Милехин, за прошлый год правоохранительными органами было изъято около 7 млн. литров левого алкоголя. И это при том, что, по экспертным оценкам, за год разного рода умельцами производится не менее 600 млн. литров только самогона. Бизнес процветает, поскольку, как отметил Милехин, никакой реальной ответственности за его производство с целью сбыта не существует. Все, что угрожает сегодня самогонщикам, - мелкие штрафы.
В этой связи участники круглого стола предложили ужесточить наказание за изготовление суррогатных алкогольных напитков и вернуть реальное наказание за реализацию самогона и тому подобной продукции.
Было также заявлено, что неуправляемость рынка алкогольной продукции, ведет к существенным потерям бюджета, в связи с чем необходимо как можно быстрее рассмотреть возможность возвращения государственной монополии на производство спирта.
Несовершеннолетние и алкоголь
Как отметил депутат Геннадий Гудков, сейчас в России около 720 тысяч детей-беспризорников, причем 95% - при живых родителях. И во многом виной тому - алкоголь. По официальным данным, сейчас на душу населения приходится потребление примерно 16 литров алкоголя. Однако если не учитывать младенцев, непьющих и стариков, то выходит по 30 литров на человека. К сведению, это почти в восемь раз больше, чем в США.
"Сейчас не существует государственной политики противодействия алкоголю, есть только желание освоить деньги", - заявил член общественной палаты РФ Олег Зыков. "Позор депутатов нынешнего созыва - непринятие закона о ювенальной юстиции, - заявил он. - Ведь алкоголизм, к сожалению, родом из детства, поэтому ключевое понятие здесь - семья. Детской субкультуре в семье навязывается "алкогольное мышление", ребенок не умеет сказать "нет" алкоголю". Зыков подчеркнул, что важно не столько принять закон, а добиться его реализации, с чем на сегодняшний момент существуют серьезные проблемы. "Законы не работают", - отметил он.
Заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Андрей Горский добавил, что, по его информации, производители слабоалкогольных спиртных напитков (крепость 3-4% и менее) намерены резко увеличить выпуск своей продукции. По закону их не запрещено продавать в школах. Более того, распространены напитки, которые «маскируются под детские безалкогольные», но содержат малую дозу алкоголя. Также на рынке растет доля различных энергетиков с высоким содержанием кофеина, который также вызывает привыкание и наносит удар по здоровью подростков.
По мнению участников круглого стола, следует запретить реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года, как происходит в большинстве развитых и развивающихся стран. Такую же границу нужно установить для продажи пива и слабоалкогольных напитков. Кроме того, необходимо запретить продажу слабоалкогольных, в том числе энергетических, напитков с содержанием этилового спирта у детских и оздоровительных медицинских учреждений, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В общеобразовательных программах необходимо предусмотреть разделы по пропаганде здорового образа жизни. И еще рекомендовано ввести полный запрет рекламы любых алкогольных напитков в СМИ, а также увеличить количество распространяемой соцрекламы, предусмотрев противоантиалкогольную тему и пропаганду здорового образа жизни.
Лечить принудительно?
Заместитель начальника департамента общественного порядка МВД Валентин Милехин внес предложение возобновить систему принудительного лечения, лечебно-трудовые профилактории. На учете органов внутренних дел на сегодня состоит более 200 тысяч хронических алкоголиков, а способов какого-либо воздействия на них не существует.
Официальная статистика учитывает только каждый 10-й случай заболевания алкоголизмом, возразил ему Олег Зыков. Лечение алкоголизма в обязательном порядке предусматривает ограничение в правах, поэтому обращения за помощью в медицинские учреждения нечасты. Если вернуть систему ЛТП, обращаться будут еще реже.
Но выход из этой ситуации найти оказалось непросто. Отметили, что сегодняшняя наркология является насквозь коммерческой и неэффективной.
Резкий рост алкоголизации населения России - это миф или реальность?
Сергей Полятыкин, руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании»: Никакого резкого роста, конечно, нет. Но из-за агрессивной и ничем не сбалансированной вакханалии рекламы образа жизни, связанного с употреблением пива, среднестатистический россиянин теперь начинает раньше употреблять алкоголь. Сейчас можно выйти на улицу и увидеть картину, которая была нереальна еще 10 лет назад: идет подросток и пьет пиво прямо из горлышка.
Это также видно и по пациентам: пивными алкоголиками сейчас становятся в 13-14 лет, а раньше этого не было. Правда, для такого раннего развития алкоголизма нужна почва, когда у ребенка было органическое поражение головного мозга - родовая травма или последствия черепно-мозговых травм. На этом фоне у растущего человека алкоголизм может развиться буквально за два-три года.
К сожалению, сейчас сформировался стереотип поведения, который уже не требует рекламной подпитки, поскольку воспроизводится внутри подросткового сообщества.
Вячеслав Мамонтов, председатель исполкома Союза российских пивоваров:
В чем-то реальность, в чем-то миф. У нас структура потребления алкоголя значительно влияет на общую макроэкономическую ситуацию в стране, и это реальность. А миф - это то, что в России сейчас резко стали больше пить.
История употребления алкоголя в России, в том числе и крепких напитков, это очень длительный период. Еще в позапрошлом веке были винные бунты, участники которых требовали наведения порядка на этом рынке, чтобы люди меньше страдали от употребления крепких напитков и суррогатного алкоголя.
Сейчас говорят об агрессивной рекламе пива, но я думаю, что «агрессия» - это всего лишь элемент пиара. Ведь в советские времена у нас пивной отрасли вообще не было, а формироваться она начала только в середине 1990-х годов. А для становления, развития и существования пивоваренного рынка необходимо было создать комплекс современных элементов развития бизнеса.
Реклама же - это маркетинговый инструмент, но для постсоветского пространства ее восприятие носило негативный характер. Однако ни один ученый не утверждает, что наличие или количество данной рекламы влияет на потребление, скажем, в нашем сегменте.
Виктор Ерофеев, писатель:
Россия и так уже сильно проспиртована, а дальнейшее развитие алкоголизации, по-моему, идет очень странно.
С одной стороны, мы видим продолжающуюся деградацию сознания, а с другой - некоторое отрезвление столицы и больших городов. Так что я бы сказал, что провинция и дальше пьет, а города сохраняют алкогольный статус-кво.
Александр Гуров, профессор уголовного права, член комитета Госдумы по безопасности:
Конечно, миф. Эту информацию вбрасывают те, кто не знает и не любит Россию. С чего бы вдруг быть резкому росту алкоголизации? Этого даже по статистике преступности не видно. Если бы был резкий рост, то увеличилось бы количество преступлений против личности на почве пьянства. Но все показатели на том же уровне.
Этой проблемой я занимался, будучи начальником НИИ МВД. В 1995 году Ельцин отдал государеву монополию в частные руки, что было глупостью: за один только год от паленой водки погибли 50 тысяч человек, и потом гибли по 25-30 тысяч.
Сейчас смертность от алкоголя, конечно, сократилась. Я езжу по самой глубинке России и что-то не вижу, чтобы уж прямо такая алкоголизация была. Где есть работа, там люди и работают, а где работы нет, то там, конечно, спиваются. Но деревня начала спиваться при Хрущеве, когда появилось понятие «бесперспективные села» и когда из маленьких колхозов стали делать совхозы. При Хрущеве же стали обрезать огороды, запретили иметь определенное количество коров и свиней. Тогда сельский труженик остался не у дел, и на селе началась деморализация. Народ побежал в город. А те, кто вернулся обратно, и начали пить. Они еще живы и продолжают пить до сих пор.
Марина ЮРШИНА, опрос подготовил Александр САРГИН. «Газета», 14 ноября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)