Международному сообществу необходима стратегия борьбы на долгие годы
В борьбе с торговлей людьми интересы России и ее международных партнеров полностью совпадают. В конце октября в Вильнюсе на конференции «Предупреждение торговли людьми: вызовы и решения» в центре дискуссий впервые оказалась роль СМИ и образовательных учреждений в предотвращении преступлений и защите потенциальных жертв.
Вильнюсский форум вывел на новый уровень тему «спроса» на неоправданно дешевый и социально не защищенный труд, а также подчеркнул роль партнерства между государством, бизнес-сообществом и НПО в профилактике современного рабства. Приглашение к сотрудничеству в проведении тренингов в Международном центре подготовки специалистов по вопросам миграции и борьбы с торговлей людьми, открытом в этом году в Минске, получила и Россия.
Начиная с 2000 года ОБСЕ стала одним из центров разработки стратегии и тактики борьбы с торговлей людьми, которая сочетает в себе элементы защиты прав человека, преследование преступников и преодоление социально-экономических корней этого криминального явления. Противодействие торговле людьми рассматривается ОБСЕ в рамках концепции всеобъемлющей безопасности «от Ванкувера до Владивостока».
Сколько в мире жертв торговли людьми, не скажет никто. Это процесс, в котором цифры меняются ежечасно. Это предельно скрытая, латентная форма преступности, ее жертвы либо физически не имеют возможности обратиться к правоохранительным органам, либо настолько запуганы преступниками и не доверяют милиции, что выявить их невозможно, если не искать специально.
Приблизительные же оценки существуют. По данным Международной организации труда, в странах назначения как минимум 2,5 млн. человек находятся в состоянии, приближенном к рабству в результате транснациональной торговли людьми. Значительная часть (около 43%) подвергается сексуальной эксплуатации, 32% жертв – экономической, 25% – «комбинированной» эксплуатации. В эти два с половиной миллиона не входят жертвы «внутренней», внутригосударственной торговли людьми, на которую обращают еще меньше внимания, чем на трансграничную.
Проблема эта остро стоит и в России. По данным Следственного комитета МВД, число выявленных фактов торговли людьми за последние три года возросло более чем в шесть раз. Определены наиболее уязвимые регионы – Северо-Западный, Дальневосточный, Центральный. Значит ли это, что другие места обладают иммунитетом и беда там не грянет завтра, особенно учитывая мобильность преступных группировок и их способность моментально реагировать на изменения условий?
Жертвами современного рабства становятся люди всех возрастов – от новорожденных до пожилых людей, любой гражданской принадлежности, будь то россияне или мигранты из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, других регионов. Эта преступная деятельность приносит десятки миллиардов долларов прибыли ежегодно. На стройках или фермах, на фабриках по производству одежды или продуктов питания, в порно- и секс-бизнесе или в криминальной сфере организованного попрошайничества и мелкого воровства – везде, где есть спрос на неоправданно дешевый и незащищенный труд, современное рабство обращает в ничто человеческое достоинство и бросает вызов верховенству закона.
Многие из нас ежедневно сталкиваются лицом к лицу с жертвами торговли людьми – с детьми, накачанными наркотиками и дремлющими на коленях псевдоматерей-попрошаек. С подростками, окруженными смирными дворнягами в наших подземных переходах, мальчишками, протирающими стекла автомобилей. С инвалидами, обнажающими свои травмы в расчете на подаяние. За кадром остается то, что происходит в теневом бизнесе, на закрытых от посторонних глаз стройках, в заброшенных фабричных зданиях, на лесозаготовках, на криминальных плантациях конопли, в квартирах, приспособленных под бордели. Везде, где эксплуатация продолжается по 14–16 часов в сутки, без перерывов, без выходных, без зарплаты – за кусок хлеба, под постоянной угрозой и без малейшей возможности прервать состояние несвободы.
Кто эти жертвы? Почему так легко они попадают в зависимость от преступных группировок? Человека продают и перепродают бесконечно, пока «товар» годится к употреблению. Беспризорники, дети улиц, воспитанники детских домов, мигранты (как дети, так и взрослые), беженцы, безработные, жители регионов с депрессивной экономикой, вообще люди с низким уровнем дохода, не позволяющего обеспечить минимум человеческих потребностей.
ОБСЕ не только разрабатывает и внедряет методику борьбы с современным рабством, но и занимается конкретными проектами. Два года назад в результате обращения специального представителя ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми Люксембургом была оказана помощь санкт-петербургскому приюту «Федор» для бездомных детей – жертв насилия и торговли людьми. Сегодня в ОБСЕ прорабатывается вопрос о взаимодействии Монако с курирующей «Федор» НПО «Стеллит». Разумеется, в масштабах России эта помощь доноров не решает проблемы в целом, но она мобилизует общество и объединяет страны и организации в противодействии торговле людьми. Криминальная статистика по современному рабству неуклонно растет, и поэтому нужна стратегия борьбы на долгие годы (90-е в этом смысле были безвозвратно упущены), координация, профильная законодательная база, национальный мониторинг, изучение опыта соседей и рекомендаций международных организаций.
Большинство стран СНГ уже приняли законы по борьбе с торговлей людьми, создали координирующие структуры, разработали планы действий или долгосрочные национальные программы – многие при участии экспертов ОБСЕ. Да и сама Программа сотрудничества стран СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007–2010 годы, утвержденная в Минске осенью 2006 года главами государств СНГ, во многом совпадает с Планом действий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми. В России к этим мерам пока присматриваются, но отрадно то, что не только НПО, но уже и Следственный комитет говорит о необходимости создания координирующего органа, принятия программы действий и ужесточения наказания.
ОБСЕ – инициатор объединения усилий всех основных международных организаций против торговли людьми. Встречи по данной теме для всех стран, входящих в организацию, проходят в Вене. Но ОБСЕ – это и двусторонние доверительные консультации между спецпредставителем и координатором деятельности ОБСЕ в сфере борьбы с торговлей людьми и руководителями госструктур об оптимальных решениях для каждой страны в зависимости от остроты проблемы и наличия (или отсутствия) системного подхода. Это и законодательная экспертиза, и помощь в развитии гражданского общества, без сотрудничества с которым государству не решить данной задачи – пострадавшие чаще всего обращаются именно к НПО, им больше доверяют. А недавно был завершен проект российских НПО и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, нацеленный на укрепление именно такого взаимодействия государства и общества. Это лишь один из примеров сотрудничества, во имя которого и создавалась организация.
Вера ГРАЧЕВА. «Независимая газета», 26 ноября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)