|
|
Ж.Зайончковская, Н.Мкртчян
ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА
Москва, 2007, 84 страницы
|
Передвижение населения по территории страны косвенно
регулируется основополагающими правовыми документами - Гражданским,
Жилищным, Трудовым и другими кодексами, Законом о гражданстве
и др. Специальным законом, регулирующим передвижение граждан
по территории страны, является закон "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
от 25 июня 1993 года (№5242-1).
Закон базируется на конституционном праве граждан страны на
свободу передвижения и не предусматривает никаких ограничений
на выбор гражданином места жительства в пределах страны, за
исключением отдельных населенных пунктов и зон (военных городков,
пограничных и экологически опасных зон и т.п.).
Закон вводит регистрационную норму, но не как механизм управления,
а как учетный механизм, фиксирующий передвижения граждан и
не обладающий разрешительными функциями.
Гражданам вменяется в обязанность регистрация в органах внутренних
дел как по месту пребывания, так и по месту жительства. При
этом закон содержит очень важную оговорку: "Регистрация
или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения
или условием прав или свобод граждан" (статья 3). Эту
оговорку в дальнейшим, к сожалению, придется не раз вспоминать
как забытый, не отвечающий действительному положению дел,
постулат.
Правила регистрации по месту жительства определены в Законе
гораздо подробнее, нежели правила, касающиеся места пребывания.
В первом случае очерчен набор необходимых для регистрации
документов (он минимален - личное заявление, ордер или договор
найма, заявление владельца жилого помещения), установлены
сроки совершения данного акта (весьма жесткие - не позднее,
чем через 7 дней после прибытия, подача документов и в трехдневный
срок получение регистрации).
В отношении регистрации по месту пребывания, особенно актуальной
для трудовых мигрантов, Закон весьма неопределен (за исключением
случаев, когда регистрация совершается в гостинице, доме отдыха
и т.п. учреждениях). "Место пребывания" - новая
норма в российском законодательстве начала 90-х и в Законе
ощущается недостаток опыта. Во всяком случае, относительно
данного вида регистрации не регламентированы на порядок, ни
сроки, ни перечень документов.
Стр.17-18.
Как и в отношении иностранцев, процедура регистрации
граждан сильно забюрократизирована и создает широкий простор
для коррупции. Вот, например, на какие процедурные проволочки
указывали трудовые мигранты, опрошенные в региональных центрах
России (8 городов, 1185 респондентов, 2004 год):
Большие очереди и паспортные столы - 40%;
Необходимость обойти много инстанций для сбора требуемых справок
- 33%;
Умышленное затягивание процедуры с целью вымогательства взяток
- 15%;
Получали разноречивую информацию о правилах оформления или
не могли получить ее совсем - 12%.
Стр. 20.
|
В работе анализируется правовое положение внутренних
трудовых мигрантов в России. На примере трех региональных центров,
различающихся в отношении миграционной ситуации (Москвы, Ставрополя
и Екатеринбурга), выявлены конкретные препятствия на пути внутренней
миграции и проявления нарушений прав трудящихся-мигрантов из числа
собственных граждан. Публикация базируется на 30 углубленных интервью
с экспертами, в качестве которых привлекались представители региональных
и муниципальных властей; работодатели, нанимающие внутренних трудовых
мигрантов; посредники-рекрутеры и сами мигранты.
Содержание
Предисловие
Введение
1. Ключевые регионы на фоне России
2. Законодательство и нормативно-правовая база в 19 области
внутренней миграции
2.1. Требования закона
2.2. Правоприменительная практика
3. Рынок труда в оценках управленцев и работодателей
3.1. Потребность в работниках
3.2. Основные способы миграции
3.3. Поиск работников
3.4. Труд мигрантов: ограничения
3.5. Равная оплата за труд
4. Барьеры внутрироссийской миграции
4.1. Необходимость регистрации
4.2. Прием на работу
4.3. Проблемы с милицией
4.4. Медицинское обслуживание
4.5. Устройство детей в школы, детсады
4.6. Получение кредитов
4.7. Проблема этничности
5. Сложности с получением регистрации
5.1. Глазами работников органов внутренних дел
5.2. Глазами мигрантов и работодателей
5.3. Кто может оказать помощь в регистрации
6. Дороговизна жилья - главный барьер на пути переселения мигрантов
в крупные города
7 Конкуренция с иностранцами
8 Выводы
Приложение: Гиды для интервьюеров
1. Гид экспертного интервью с представителями властных структур
и посреднических организаций
2. Гид экспертного интервью с работодателем
3. Гид экспертного интервью с трудовым мигрантом
|