|
|
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА В 2007 ГОДУ
Использование потенциала урбанизация
ЮНФПА, 2007, 120 страниц
|
http://www.unfpa.org/swp/2007/presskit/pdf/sowp2007_rus_rev.pdf
Как правило, в основе аргументов в пользу того,
что чрезмерная миграция из сельских районов в городские является
одной из причин городской нищеты, лежит ряд неправильных представлений:
- мигранты из сельских районов в городские несут основную
ответственность за нищету в городских районах. Как отмечается
в главе 1, основной компонент роста городов в большинстве
стран - это не миграция, а естественное увеличение населения
(т.е. более высокий показатель рождаемости, чем показатель
смертности). Как правило, мигранты не концентрируются среди
неимущих слоев. Кроме того, многие жители бедных поселений
являются не мигрантами из сельских районов в городские,
а неимущими людьми, перемещенными из других частей города;
- основной упор на городскую нищету может отвлечь внимание
от вопросов, связанных с развитием сельских районов. Отношение
к "сельской" и "городской" нищете неодинаково
и их конкуренция друг с другом в отношении ресурсов - это
не только концептуальная ошибка, но и весьма недальновидный
подход к существующей проблеме. По сути дела, успешное развитие
сельских районов, как правило, стимулирует и поддерживает
развитие городов и наоборот. Кроме того, успешное развитие
сельских районов может фактически способствовать образованию
более широкой миграции из сельских районов в городские.
В противоположность этому рост городов - это мощный стимул
для производства продовольствия, особенно мелкими фермерами.
Доступ к процветающим городским рынкам способствует как
сокращению масштабов нищеты в сельских районах, так и обеспечению
продовольственной безопасности в городах;
- рост населения в городах является причиной образования
трущобных районов. Действительно, рост городов часто сопровождается
быстрым расширением незапланированных кварталов, а также
высокой концентрацией неимущих слоев населения; но в основном
это является результатом недостаточного внимания к потребностям
бедных, что связано с процессами планирования и управления
(см. следующий раздел).
- неимущие слои населения - это ущерб для экономики городских
районов. Напротив, неимущие слои городского населения играют
важную роль в укреплении экономики городов и национальном
развитии. Значительная часть бедного населения, естественно,
занята в неформальном секторе. Однако неформальный сектор
- это не просто беспорядочный комплекс маргинальных видов
деятельности, как это обычно считается; значительная часть
этого сектора является конкурентоспособной и весьма динамичной,
а также должным образом интегрированной в городскую и даже
глобальную экономику. В неформальном секторе многих стран
Африки, расположенных к югу от Сахары, работают две трети
населения городов, и этот сектор играет важную роль в принятии
ответных мер в связи с кризисами в городских домашних хозяйствах.
Кроме того, он является одним из основных источников для
трудоустройства и получения доходов женщин из числа неимущего
городского населения;
- мигранты будут лучше ощущать себя в сельских районах.
Когда мигранты перемещаются в городские центры, они делают
осознанный выбор. Даже в том случае, если условия работы
и жизни в городских районах влекут за собой многие трудности,
жизнь в городах понимается как более благоприятный вариант
по сравнению с жизнью в сельских районах, в противном случае
мигранты не прибывали бы из сельских районов в городские.
Ясно, что меры, направленные на сдерживание миграции, могут
сделать положение как сельских, так и городских неимущих
слоев населения хуже, но не лучше;
" антимиграционная политика может ограничить рост городов.
Не имеется достаточно доказательств того, что ограничительные
правила планирования или же плохие условия в городских районах
значительно сократили миграцию из сельских районов в городские.
В результате ухудшения условий неимущим слоям населения
в городах стало труднее выбираться из тисков нищеты и сдерживать
усилия, направленные на подготовку к росту городов.
Стр. 41-42.
Темпы расширения территории, которую занимают
города и населенные пункты городского типа, более высоки,
чем сами темпы прироста городского населения. Ожидается, что
в период 2000-2030 годов численность городского населения
в мире вырастет на 72 процента, в то время как площадь застроенных
районов городов с населением 100000 человек или более может
увеличиться на 175 процентов.
По площади территория, занимаемая городами, невелика, если
учесть, что на ней проживает половина населения земного шара.
Последние оценки, сделанные на основе данных, полученных с
помощью космической фотосъемки, свидетельствуют о том, что
вся площадь городов (включая площадь зеленых насаждений, а
также застроенных районов) составляет лишь 2,8 процента от
площади земной суши. Это означает, что почти 3,3 млрд. человек
занимают площадь, которая меньше половины территории Австралии.
Однако земля, на которой расположено большинство городов,
чрезвычайно ценна. Ускоренные темпы ее расширения и то, где
и как она будет "прирастать", будут иметь серьезные
социально-экологические последствия для будущих поколений.
Стр. 51.
Для эффективного решения проблем, связанных с
предполагаемым ростом городов, предстоит сделать многое. Все
более очевидным становится необходимость того, чтобы в развивающихся
странах директивные органы на всех уровнях признавали процесс
урбанизации в качестве одного из потенциальных элементов процесса
развития. Для того чтобы помочь убедить их в том, что урбанизация
не только неизбежна, но и может носить позитивный характер,
необходимо наладить политический диалог. К числу основных
аргументов относятся следующие:
Города имеют важные преимущества:
- Хотя концентрация населения в городах делает нищету более
ощутимой и имеет политические последствия, она имеет определенные
преимущества по сравнению с рассредоточением населения.
Эти преимущества носят экономический, социальный, экологический,
а также демографический характер.
- Экономическая конкуренция все чаще приобретает глобальные
масштабы; города в большей мере приспособлены для того,
чтобы использовать возможности глобализации, создавать рабочие
места и обеспечивать получение дохода для большого числа
людей.
- В городах имеются более широкие возможности организовывать
обучение и оказывать медицинские услуги, а также другие
услуги, лишь потому, что это обусловлено такими факторами,
как масштабы и близость расположения. Неэффективное управление
и неадекватные решения, ставшие результатом негативного
отношения к процессу урбанизации и росту городов, объясняют
то, почему эти преимущества не всегда используются на практике.
- Урбанизация способствует ослаблению деградации окружающей
среды, сдерживая увеличение численности населения в сельских
районах, которое могло бы неблагоприятно сказаться на природной
среде и биологическом разнообразии. Города больше, чем сельские
районы загрязняют окружающую среду лишь потому, что в них
происходит основной экономический рост и в них сконцентрировано
большинство обеспеченных потребителей. Однако многие экологические
проблемы можно было бы свести до минимума на основе повышения
эффективности городского управления.
- С демографической точки зрения процесс урбанизации ускоряет
сокращение рождаемости и поощряет осуществление прав на
охрану репродуктивного здоровья. В городских районах быстрому
сокращению рождаемости способствуют такие факторы, как новые
социальные модели, расширение прав и возможностей женщин,
изменение гендерных отношений, улучшение социальных условий,
более качественные услуги по охране репродуктивного здоровья
и более широкий доступ к ним.
- В основном рост городов характерен для городов малого
и среднего размера. В обозримом будущем эта тенденция будет
продолжаться. Как отмечено выше, важнейшее значение имеют
проблемы, связанные с управлением этими городами. Малые
и средние города обладают большей гибкостью в решении проблем,
связанных с быстрым ростом и меньшим объемом ресурсов. Больший
упор необходимо делать на содействие обеспечению устойчивого
роста этих городов.
- Основным компонентом роста городов, как правило, является
не миграция, а естественное расширение самих городов. Наиболее
эффективным способом сокращения темпов роста городов является
сокращение роста нежелательной рождаемости как в городских,
так и в сельских районах. Нищета в сочетании с дискриминацией
по признаку пола и социально-культурными проблемами способствует
формированию предпочтений в отношении деторождения у неимущих
слоев городского населения и ограничивают их доступ к качественным
услугам по охране репродуктивного здоровья.
- Ни давняя история, ни опыт последних лет не подтверждают
концепцию о том, что миграция в города может быть остановлена
или же существенно замедлена. Создание препятствий для миграции
и отказ оказывать помощь неимущим слоям населения городов
из-за боязни привлечения дополнительных мигрантов лишь усиливает
нищету и ухудшает состояние окружающей среды.
- В значительной мере рост городов, будь то в результате
миграции или же естественного прироста населения, происходит
за счет неимущего населения. Однако бедные люди не только
имеют право жить в городах, но и вносят важный вклад в их
развитие. Сотрудники городских директивных органов должны
четко понимать это.
- Крайне важно поддерживать индивидуальные и коллективные
усилия населения с низким уровнем доходов в целях повышения
качества жилья и улучшения уровня жизни городских районов,
а также предоставлять им возможности для участия в политических
процессах и обсуждения вопросов, касающихся решения имеющихся
у них проблем.
Стр. 59-60.
|
В докладе предпринята попытка выйти за рамки рассмотрения
лишь нынешних проблем, какими бы реальными, жгучими и трудноразрешимыми
они ни были. Его, скорее, следует рассматривать как призыв к действиям.
Его цель - помочь осознать последствия грядущего удвоения численности
городского населения в развивающихся странах и определить, что необходимо
сделать, с тем чтобы подготовиться к столь масштабному его приросту.
Более пристальное внимание в нем уделяется демографическим процессам,
обусловливающим рост городов в развивающихся регионах, и их последствиям
для соответствующей политики. В частности, в нем рассматриваются
последствия урбанизации с точки зрения сокращения масштабов нищеты
и обеспечения устойчивого развития. В нем проводится анализ различных
условий жизни и потребностей малоимущих женщин и мужчин, проживающих
в городах, а также факторов, которые препятствуют реализации ими
своих прав и потенциала как производительных субъектов нового урбанизированного
мира.
Хотя основное внимание обращается на мега-города, условия жизни
в менее крупных городских населенных пунктах обусловливают необходимость
уделять им гораздо большее внимание. Вопреки распространенному мнению,
основной прирост городского населения, скорее всего, будет приходиться
на долю менее крупных городов, чьи возможности, с точки зрения планирования
и осуществления соответствующих мер, могут быть чрезвычайно незначительными.
Однако в результате всемирного процесса децентрализации правительственных
функций на их плечи ложится все большая ответственность. По мере
роста численности населения более мелких городов им становится все
труднее и труднее выполнять свои функции в области управления и
планирования. Необходимо будет изыскивать новые пути, которые позволили
бы им осуществлять перспективное планирование с учетом прироста
населения, рационально и устойчиво использовать свои ресурсы и обеспечивать
оказание основных услуг.
Один из основных выводов, содержащихся в докладе, состоит в том,
что в будущем рост численности городского населения будет в значительной
степени происходить за счет притока в города бедняков. Этот очевидный
факт обычно упускают из виду, что оборачивается огромными издержками.
В настоящее время такой рост в основном обусловлен естественными
факторами (число рождений превышает число смертей), а не миграцией.
Но что бы ни лежало в его основе, прирост городского населения предполагает,
среди прочего, приток в города огромного числа малоимущих. Игнорирование
этой элементарной реальности лишит нас возможности как планировать
наши действия с учетом неизбежной и широкомасштабной урбанизации,
так и использовать динамику урбанизации в целях борьбы с нищетой.
Содержание
Введение
На пороге тысячелетия урбанизации
1. Сила притяжения крупных городов
Этот айсберг становится все больше
Вторая волна урбанизации: различие - в масштабах
Будущее урбанизации: показатели, темпы и масштабы прироста населения
Менее крупные города: место проживания половины городского населения
всего мира
Разные темпы, разные стратегии
В основу политики - факты, а не предубеждения
2. Люди в городах: надежда против отчаяния
Невиданные трагедии городской нищеты
Районы трущоб: беспрецедентная концентрация нищеты
Сохраняющиеся диспропорции
Расширение прав и возможностей женщин и обеспечение их благополучия:
основные элементы устойчивых городов
Социальные противоречия в расширяющихся городах: диалог и несогласие
Изменение демографии в растущих городах
Улучшение управления городами и привлечение неимущих: правильные
меры
3. Переосмысление политики в отношении неимущих слоев городского
населения
Улицы, по которым запрещено движение, и новые проспекты
Попытки ввести ограничения в отношении населения: неэффективная
стратегия
Удовлетворение потребностей неимущих слоев населения в жилье
Резкий скачок: новый сценарий строительства жилья
Регулирование городских рынков земли: возможно ли это?
Пропагандистская работа, голосование и действия: необходимость руководства
Дополнительные основания для оптимизма
Подготовка к будущему
4. Социально ответственное и устойчивое использование территории
Рост городов и устойчивое использование территории
Плотность населения, застройка городов и использование земель
Скромное обаяние пригородов
Застройка и периферийная урбанизация
Застраивать или не застраивать?
Реалистическая политика расширения городов
5. Урбанизация и устойчивость в XXI веке
Города: бремя или благо?
Применение более широкого подхода
Дальнейшие действия
Изменения растительного покрова
Города и изменение климата
Нищета и уязвимость к воздействию стихийных бедствий
Повышение уровня моря: когда и насколько?
Адаптирование к изменению климата
Местные меры, глобальные последствия: глобальные изменения, локальные
последствия
6. Видение устойчивого будущего городов: политика, информация
и управление
Что можно сделать?
Видение будущего городов
Беспроигрышный подход: социальное развитие и рост городов
Более эффективная информационная база для директивных органов
Подготовка "перехода к урбанизации": последнее слово
Примечания и показатели
Материалы для вставок
Показатели
Контроль за осуществлением целей МКНР: отдельные показатели
Демографические, социальные и экономические показатели
Отдельные показатели для наименее населенных стран/территорий
Примечания к показателям
Технические примечания
Редакционная коллегия
|