Специалисты швейцарского банка Credit Suisse изучили, как меняется отношение людей к организации досуга и как эти изменения влияют на различные отрасли народного хозяйства. Стиль жизни, который в ближайшем будущем изберет подавляющее большинство людей, будет связан с возможностями интересного и полезного использования свободного времени. Поэтому предприятия, занимающиеся организацией досуга, если правильно оценят намечающиеся тенденции, перейдут в категорию наиболее привлекательных и перспективных инвестиционных объектов. К такому выводу пришли аналитики банка.
Досуг - ключевой элемент структуры современного общества. В XX веке сокращение рабочей недели и введение системы пенсионного обеспечения по возрасту повлекло за собой уменьшение периода трудовой деятельности человека и, соответственно, увеличение свободного времени. Благодаря повышению роли индивидуального комфорта (work-life balance) можно с уверенностью предположить, что появится более широкий спектр предложений по организации досуга.
Уже сегодня во многих национальных экономиках 20% рабочей силы занято в секторе товаров и услуг, относящихся к сфере досуга. Рынок товаров для организации досуга будет постоянно расти и вполне может стать двигателем экономики XXI века.
Использование свободного времени
В нашем обществе все еще присутствует дисбаланс между наличием свободного времени и доступными доходами. Таким образом, хорошо оплачиваемые рабочие, служащие или менеджеры располагают, как правило, меньшим количеством свободного времени, одновременно имея возможность оплачивать более дорогой, индивидуальный и высококачественный отдых и товары для организации досуга. Поэтому эта группа желает с большей пользой проводить имеющееся у нее свободное время.
Аналитики Credit Suisse видят в этом стремлении глобальную тенденцию: многие люди ожидают от рынка досуга и потребительских товаров в будущем не только увеличения времени для отдыха, но и более индивидуального и качественного досуга. В такой ситуации даже прогулки по магазинам превращаются в отдельный вид организации свободного времени.
Крупные современные торговые центры объединяют не только магазины, но и места для развлечений, тем самым позволяя потребителям экономить время. Это, безусловно, может быть с выгодой использовано международными структурами, занимающимися недвижимостью.
"Новая роскошь"
Переход от общества материального благополучия к обществу душевного комфорта изменил привычное положение вещей и ввел в обращение понятие "новой роскоши". Таким образом, мотивом потребления перестал быть социальный статус, на смену которому пришел личный душевный комфорт. Новые предметы роскоши менее дороги, чем их традиционные предшественники, однако от дешевых предложений их отличает улучшенное качество, стиль и уровень обслуживания. В сфере путешествий, спортивной моды, продуктов питания, вплоть до предметов личной гигиены, потребители переходят на первоклассные изделия и услуги, стоимость которых находится выше среднего уровня.
Новые технологии
Интеграция новых технологий в уже имеющиеся продукты потребления в сфере досуга решительным образом изменит этот рынок. Индикаторами технологизации досуга являются и современнейшие видеоигры, и телевидение, и мобильные телефоны, и устройства iPod. В этом секторе организации досуга особенно выгодные позиции занимают развивающиеся государства Азии, бесспорным лидером среди которых является Китай. Они представляют собой движущую силу в таких областях, как развлекательная электроника и средства связи. В равной степени такое развитие выгодно также специалистам, создающим интернет-игры, или поставщикам информационных контентов. Тем предприятиям, которые смогут с выгодой для себя воспользоваться появлением Китая в мультимедийном мире досуга, откроются и благоприятные инвестиционные шансы.
Аналитики Credit Suisse ожидают, что после завершения периода "цифровой революции" и ее полноправного утверждения в индустрии досуга новым катализатором улучшения условий жизни человека станет нанотехнология, влияние которой будет постоянно шириться в секторах досуга, связанных, например, с потреблением спортивной одежды, развлекательной и информационной электроники.
Круизы для любого кошелька
Туристическая отрасль остается одним из наиболее успешно развивающихся секторов досуга завтрашнего дня. Туристические фирмы получают выгоду, используя прежде всего демографический эффект. Растущее число пенсионеров стремится все более активно организовывать свою жизнь. Наибольшие источники доходов здесь возможны для организаторов круизов.
Для многих приобретает все большее значение именно возможность использовать свободное время для укрепления своего физического и душевного здоровья. Это стремление может оказаться весьма прибыльным для производителей спортивных товаров, для работников частного образовательного сектора, а также для фармацевтических предприятий, занятых в эстетическом секторе.
Источник: Credit Suisse (публикуется с сокращениями)
«Бизнес & Балтия», 12 марта 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)