На этой неделе в Пекине завершается сессия всекитайского собрания народных представителей. Фактически на этом собрании было принято решение о начале массированной геополитической экспансии Китая.
В конце прошлого года по центральному китайскому телевидению 12 дней подряд показывали многосерийный документальный фильм "Подъем великих держав". В этом фильме китайские историки скрупулезно разбирались в причинах возвышения и заката всех мировых империй - начиная от державы Александра Македонского и Римской империи и заканчивая СССР и США. Сам "Подъем великих держав" возник из материалов к одноименному курсу лекций, который читался в 2003 году в Высшей партийной школе Компартии Китая для будущих руководителей КНР. После появления фильма на китайских экранах многие аналитики заговорили о том, что пекинская верхушка начала приучать простых китайцев к мысли о грядущем превращении Поднебесной в глобальную сверхдержаву.
Однако нынешняя сессия всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), прошедшая с 5 по 16 марта, показала, что подготовительная фаза завершена, теперь Пекин открыто заявил о своих имперских амбициях, а также наметил средства, которые помогут ему добиться вожделенного мирового господства.
Так, в США особый резонанс вызвало объявление, что в этом году военный бюджет КНР вырастет сразу на 17,8%. Беспокойство Вашингтона вызывает тот факт, что это самое крупное увеличение военного бюджета КНР за последние пять лет. Пекин собирается потратить на оборону почти 350 млрд. юаней (около $45 млрд.), или 7,19% от всего бюджета страны. Шеф Пентагона Роберт Гейтс заявил, что "администрацию США очень волнуют милитаризация Китая и неясность ее целей". В действительности оборонный бюджет КНР несопоставим с бюджетом США: в этом году Пентагон попросил у конгресса $481,4 млрд. (15,71% всего бюджета США), не считая расходов на операции в Ираке и Афганистане. Так что в военном плане Вашингтон может еще долго не опасаться китайской угрозы.
Зато депутаты ВСНП примут закон, который может стать намного более опасным оружием, чем испытываемые КНР антиспутниковые ракеты, - закон "О содействии трудоустройству", направленный на укрепление китайских общин за рубежом.
Традиционно диаспора китайцев играла важную роль в продвижении интересов китайских властей за рубежом. Самый яркий пример сотрудничества между Пекином и зарубежными общинами - успех экономических реформ Дэн Сяопина, который во многом опирался именно на опыт, деловые связи и инвестиции китайских эмигрантов. Именно со времен Дэн Сяопина политика сотрудничества пекинских чиновников с лидерами общин стала одним из стратегических направлений китайской внешней политики, которое никогда не афишировалось.
Общины китайцев существуют во многих странах мира, в некоторых - на протяжении столетий. Раньше такие общины возникали случайным образом: кому-то из китайцев удавалось уехать в другую страну, и вскоре он перетягивал туда многих родственников. Покидали китайцы родину в основном из-за перенаселения и невозможности найти работу в деревне, некоторые скрывались от кредиторов или правосудия. Многие бежали и от политических катаклизмов - войн, революций.
В последнее время подталкивать китайцев к поиску работы за границей стала напряженная ситуация на китайском рынке труда. Очень часто без работы оказываются не только вчерашние выходцы из деревни, но и квалифицированные специалисты, в основном компьютерщики, IТ-менеджеры и врачи. Однако на пути человека, решившего уехать из КНР на работу в другую страну, существует множество бюрократических преград. До недавнего времени выехать за границу китайцам помогали частные фирмы, которые за солидное вознаграждение подыскивали им нанимателей за рубежом и брались оформить все бумаги. Чаще всего такие конторы организовывались мошенниками - китайские СМИ полны историй о доверчивых китайцах, обманутых такими посредниками.
Теперь государство собирается взять утечку мозгов под свой контроль. Для выезда на работу за границу все граждане КНР должны будут обращаться в специально созданные правительственные структуры, которые и будут заниматься подбором вакансий и оформлением всего пакета документов. Таким образом, правительство КНР не только превратится в монополиста в области экспорта китайской рабочей силы, но и сможет направлять экспансию китайцев на нужные рынки труда и искусственно укреплять общины в нужных регионах мира.
Ближайшими направлениями экспансии китайской диаспоры наверняка станут стратегически важные для Китая регионы. Прежде всего это
Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка, а также российский Дальний Восток. Кроме того, поскольку в основном за пределы КНР уезжают не востребованные на родине специалисты в областях медицины и IТ-технологий, в этих регионах им будет легче занять рынок, поскольку там конкуренция со стороны местного населения намного ниже, чем в Европе и США.
Юго-Восточная Азия и так является объектом экспансии Китая начиная с XIII века, когда Китай был захвачен монголами и тысячи китайцев устремились на юг. Сейчас во многих странах Юго-Восточной Азии китайцы занимают командные высоты в бизнесе, и львиная доля ВВП этих стран производится на предприятиях, принадлежащих этническим китайцам. На карте мира есть даже страна, являющаяся огромной китайской общиной, - Сингапур. Юго-Восточную Азию пекинские стратеги называют не иначе как южной окраиной Большого Китая (в который китайское руководство включает материковый Китай и Тайвань).Установлением полного контроля над Юго-Восточной Азией власти КНР намереваются начать превращение КНР в сверхдержаву.
Вероятно, усилится поток китайских эмигрантов в Африку. В последние годы Пекин много поработал над тем, чтобы прибрать к рукам колоссальные минеральные богатства континента. Китайские нефтяные госкорпорации CNPC и Si-порес получили контракты на разработку нефтяных месторождений во многих нефтеносных странах региона - Анголе, Судане и Нигерии. Почти треть потребляемой в Китае нефти поступает именно из Африки - около 800 тыс. баррелей в сутки. А товарооборот между Африкой и Китаем превышает $55 млрд. Китайские компании получают контракты на строительство и реконструкцию объектов практически по всей Африке.
Не хуже контакты и на государственном уровне. Например, в ноябре прошлого года в Пекине прошел масштабный форум Китай-Африка, на который приехали лидеры 48 из 53 африканских стран. Главное препятствие, которое мешает Пекину окончательно китаизировать Африку, - именно слабость местных китайских общин. Во время своего турне по Африке, закончившегося в феврале, председатель КНР Ху Цзиньтао пообещал дать африканским странам кредит $3 млрд. на развитие инфраструктуры и прислать китайских специалистов, которые будут помогать африканцам реализовать эти проекты. После принятия ВСНП закона о трудоустройстве эта задача существенно упростится.
Другим стратегическим направлением китайской внешней политики давно является Латинская Америка. К настоящему моменту с помощью своей диаспоры Пекину уже удалось провернуть одну серьезную внешнеполитическую операцию в этом регионе: фактически Китай взял под свой контроль Панамский канал. В 2000 году, когда правительство Панамы объявило тендер на управление каналом, его выиграла фирма Hutchison Whampoa. Эта фирма входит в структуры 79-летнего гонконгского бизнесмена Ли Цзячэна - самого богатого человека в Восточной Азии, замыкающего десятку самых богатых людей мира по версии журнала Forbes. Его личное состояние оценивается в $18,8 млрд. Ли Цзячэну ехал в Гонконг с материка еще в 1930-годы и до начала 1980-х с китайским руководством не общался. Однако после прихода к власти Дэн Сяопина миллиардер несколько раз посетил Пекин и вошел в тесный контакт с лидерами КНР. Ли Цзячэн пользуется огромным авторитетом среди китайских общин в СИТА и Латинской Америке, многие видные представители которых в свое время перебрались туда из Гонконга. Установив контроль над Панамским каналом, Ли Цзячэн и местная китайская община пролоббировали проект его модернизации, который позволит проходить по каналу супертанкерам. Этот проект был принят национальной ассамблеей Панамы в июле прошлого года. А всего через две недели президент Венесуэлы Уго Чавес заключил в Пекине соглашения об увеличении поставок венесуэльской нефти в Китай до 1 млн. баррелей в сутки к 2012 году, как раз когда реконструкция Панамского канала будет завершена. Это позволит Уго Чавесу сократить время доставки своей нефти в Пекин вдвое. Однако, как и в Африке, проектов в Латинской Америке у китайского бизнеса много, а самих китайцев - мало. Поэтому в ближайшее время можно ожидать массового притока китайских мигрантов.
Усиление влияния в России также является важной задачей КНР. Во-первых, это самое удобное направление для вывода части избыточного населения Северо-Восточного Китая. Во-вторых, Дальний Восток давно был местом конфликтов между Китаем и Россией (таких как депортация российскими властями жителей 56 китайских деревень, находящихся на российской территории, в 1900 году или военное столкновение в 1969 году на острове Даманский). Так что естественно ожидать, что КНР постарается развить свою экспансию через китайских мигрантов и в России.
Однако здесь их ожидают проблемы. По официальным данным, на Дальнем Востоке находится около 200 тысяч легальных мигрантов из приграничных провинций Китая, въехавших в Россию по рабочим визам. Однако, как утверждают эксперты, это всего лишь 20% китайцев в этом регионе - остальные живут здесь нелегально. Российские власти сознательно ограничивают иммиграцию из Китая. Для того чтобы укрепить свое присутствие в России, Пекину придется искать способы, как легализовать экспорт рабочей силы из КНР. Так что массовая экспансия китайцев будет возможна только после того, как китайскому руководству удастся решить этот вопрос с российскими чиновниками.
Таким образом, Китай собирается наращивать свое присутствие в мире в буквальном смысле - путем укрепления китайской диаспоры. Взяв на себя вопросы трудоустройства своих граждан, желающих уехать на работу за пределы КНР, китайские власти постараются сделать все возможное, чтобы превратить этих граждан в орудие влияния, по силе воздействия не уступающее глобальной сети военных баз.
Александр ГАБУЕВ. «Коммерсантъ-Власть», 12 марта 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)