… о национализме и инвестиционном климате в России
Зажмут нос и будут вкладывать?
Национализм как фактор инвестиционного климата
Рост националистических настроений аналитики называют наиболее серьезной политической угрозой для России в долгосрочной перспективе. Но что думают по этому поводу экономисты? Как выглядит в глазах привечаемых нашим правительством иностранных инвесторов шумная антигрузинская кампания с этническими зачистками бизнеса и массовыми депортациями, которые, как показали соцопросы, одобряет большинство населения? Как воспринимает западное бизнес-сообщество события в Кондопоге и реакцию на них правоохранительных органов, что оно думает об обещанном пересмотре миграционного законодательства, который усложнит жизнь не только строителей-нелегалов из Молдавии, но и десятков тысяч специалистов из Европы и США, работающих по контракту в российских компаниях? Не пугает ли его усиливающаяся ура-патриотическая риторика местной элиты и тенденция, пусть пока не совсем очевидная, к постепенному выдавливанию иностранцев из экономической жизни?
Да, бизнес циничен и будет вкладывать деньги даже в людоедские государства, если эти вложения приносят ему под 50% годовых, и тем более, если выше. Внутренняя политика Китая тоже не вызывает восторга у мировой общественности, однако же прямые инвестиции в экономику КНР растут высокими темпами уже который год. Но все же... "Как риск это можно и нужно отметить и внимательно следить за этим явлением", - убежден Алексей Новиков, аналитический директор по России и СНГ Standard & Poor's.
В РОССИИ наблюдается стремительный рост иностранных инвестиций. По итогам 9 месяцев 2006 года прямые иностранные инвестиции составили $20 млрд. РФ по этому показателю обогнала Канаду, Японию и другие ведущие державы. Не испытывая иллюзий относительно защищенности прав собственности и независимости судебной системы, инвесторы закрывают глаза на эти ключевые факторы предпринимательского климата. Дорогая нефть, крепкая национальная валюта, низкие налоги, дешевая рабочая сила и растущий потребительский спрос - вот что привлекает их в России. Убийства иностранных студентов, кавказские погромы и "покоричневевший" политический ландшафт - недостаточные основания для того, чтобы привлекательность российского рынка померкла в глазах директоров международных корпораций.
"Пока я не замечал, чтобы ксенофобские настроения русских уменьшали их желание потреблять импортные товары", - говорит Клифорд Гэдди, старший научный сотрудник Института Брукингс в Вашингтоне. "Грузинские события можно трактовать как рост радикального национализма на государственном уровне, но можно и как стремление властей навести порядок в непрозрачной сфере азартных игр и мелкой рыночной торговли", - рассуждает Владимир Тихомиров, старший экономист ФК "Уралсиб". По мнению Евгения Надоршина, экономиста ИБ "Траст", иностранным компаниям даже выгодны экономические санкции против Тбилиси: они смогут занять на российском рынке освободившуюся нишу недорогих вин и сельхозпродукции. "По поводу Грузии будет чисто интеллигентское возмущение, которое не отразится на экономических действиях", - предрекает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.
"Зажмут нос и будут вкладывать", - шутит аналитик ИК Alliance Bernstein Антон Табах. Если бы речь шла о еврейском или арабском вопросе, реакция мирового бизнес-сообщества была бы более острой. В данном случае имеет место частный внутренний конфликт, а у грузин нет ни экономических рычагов (доля Грузии в инвестициях из стран СНГ в Россию составляет 0,5%), ни, в отличие, например, от армян, влиятельных диаспор на Западе, которые могли бы вступиться за их интересы.
"Конфликт с Грузией как отдельно взятая ситуация не имеет финансовых или экономических последствий", - отмечает Ким Искян, управляющий директор МДМ-Банка. Другое дело, если снежный ком будет нарастать.
"ЕСЛИ проявления национализма в виде погромов или поисков детей с грузинскими фамилиями будут продолжаться, это отрицательно отразится на позициях советов директоров, одобряющих инвестиции в России", - убежден Ариэль Коэн, старший научный сотрудник исследовательского центра Heritage Foundation. По мнению Кима Искяна, в долгосрочной перспективе растущий национализм может подорвать активность иностранных инвесторов, поскольку заставит их повысить коэффициент окупаемости вложений в Россию. "Реакция инвесторов на происходящие события резко негативна, - отмечает Алексей Новиков из Standard & Poor's. - Бизнес не любит границ, экономических и политических препятствий. Ксенофобия - одно из них. Конфликт с Грузией и рост бытового национализма могут привести к серьезным экономическим последствиям, вызвать напряженность на рынке труда и изменить отношения к иностранным специалистам в целом".
Эксперты также опасаются, что рост ксенофобских настроений, перекинувшись с бытового уровня на бизнес-сообщество, спровоцирует власти на ограничение участия иностранного капитала в экономике России.
В определенных секторах это уже происходит. "Иностранцев, совершенно очевидно, вытесняют из нефтегазового сектора, - констатирует Клифорд Гэдди. - Примеры мы видим везде: в отношении к Shell на Сахалине, к ВР в Ковыкте и к компаниям, которые надеялись сотрудничать с "Газпромом" на Штокмане. Но я надеюсь, что Россия все же будет привлекать иностранных инвесторов в другие сектора экономики, которые она не считает стратегическими". По мнению экспертов, события вокруг проекта "Сахалин-2" и решение "Газпрома" единолично разрабатывать Штокмановское месторождение - логичное продолжение проводимой властями политики по усилению влияния госкомпаний в сырьевом секторе, и делать выводы о целенаправленном "выдавливании" иностранного капитала из экономики пока рано. "Государство пересматривает формы участия иностранного бизнеса в ресурсном секторе, - говорит Алексей Новиков. - Можно спорить о том, сколь это экономически обоснованно, но нужно признать, что это сфера государственных интересов. Главное, чтобы были сформулированы четкие правила игры. Но если подобную политику будут проводить в других секторах, тогда можно будет говорить о принципиальном изменении отношения к участию иностранцев в экономической деятельности".
В этой связи определенную тревогу в бизнес-сообществе вызывает инциированное на фоне конфликта с Грузией ужесточение миграционного законодательства. Так, планируется сократить срок непрерывного нахождения в РФ лиц, въехавших по визам, со 180 до 90 суток. Это может существенно осложнить работу предприятий, привлекающих иностранных специалистов. Сейчас иностранцы вынуждены выезжать из России раз в полгода для продления визы, потом въезжать и регистрироваться, проходя все круги бюрократического ада. А если по кругам придется ходить раз в три месяца? В инвесткомпаниях, где до трети сотрудников не имеют российского гражданства, даже думать не хотят о таком кошмаре. Ужесточение законодательства не поможет решить проблему с нелегалами, убежден Евгений Надоршин, оно лишь оттолкнет законопослушных и нужных для страны специалистов. С ним согласен главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков: "Демографическая ситуация развивается так, что вскоре Россия столкнется не только с нехваткой квалифицированных специалистов, но и просто с нехваткой рабочей силы. Впрочем, история неоднократно показывала, что в нашей стране возможно любое мракобесие".
Елена КОРОП. «BusinessWeek Россия», 16 октября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)