|
Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или
отдельно?
Ирина Палилова
(Опубликовано в журнале "Вестник общественного мнения"
№1 (67), сентябрь-октябрь 2003, с. 63-67)
Общепринятые для российской действительности границы
понятия "молодежь" колеблются в интервале от 15 до 29
лет. Естественно, целостный процесс социализации и индивидуализации
молодежи разграничивается на определенные временные этапы. Условно:
подростки — до 18 лет, молодежь — 18-24 года, "молодые взрослые"
— 25-29 лет. В данном случае рассматривается возрастная группа 18—25
лет, которая включает в себя тех, кто родился в конце 1970-х — начале
1980-х годов и чье формирование приходится на время экономических
реформ 1990-х годов, в течение которого государственная и социальная
системы приобрели качественно новые черты.
Данные исследования "Мониторинг" (ВЦИОМ),
объединенного за два года (2001-2002), свидетельствуют о том, что
число молодых людей в возрасте 18-24 лет (в некоторых случаях 18-25
лет), не состоящих в браке и живущих совместно с родителями или
же с бабушками и дедушками, превышает число тех, кто не состоит
в браке и живет отдельно, более чем в пять раз (58 против 11%),
причем среди юношей и девушек соотношения различны (для юношей —
66 и 10%, среди девушек—50 и 11%).
Эту особенность именно российского общества наиболее
ярко можно увидеть при сравнении с обществом европейским. Журнал
"Фокус" приводит таблицу, где указан средний возраст,
в котором половина "выросших детей" покидает родительский
дом.
В ходе массового исследования респондентам было предложено
ответить на вопросы о том, должны ли, по их мнению, дети в возрасте
от 18 до 25 лет, не состоящие в браке, жить отдельно от родителей
и, соответственно, выбрать альтернативы дальнейшей аргументации
— почему да или почему нет.
При составлении анкеты для выяснения установок респондентов
относительно отделения детей от родительской семьи каждая из групп
аргументов "за" и "против" рассматривались через
систему трех мотивов-факторов: социального, экономического и психологического.
Социальный мотив, который раскрывается как принадлежность
к определенной группе, получение статуса и возможности его повышения,
престиж, в позитивной интерпретации (при установке на отделение)
рассматривается как обретение детьми самостоятельности (принятие
решений, организация быта).
В процессе социализации молодежи происходит постепенное
замещение родителей группой ровесников, т.е. источники образцов
социализации переносятся из семьи в другую референтную группу. Молодежь
стремится к обретению независимости, самостоятельности, которые
могло бы способствовать получению нового статуса на пути к престижу
в кругу своих знакомых. Для системы ожидания родителей этот компонент
является значимым.
Противоположная точка зрения (консервативная или попечительская)
состоит, напротив, в переборе различных аргументов против "отделения",
сводящихся к тому, что "ребенок не может самостоятельно обходиться
в быту", или к выражению разного рода родительских страхов
перед тем, что "ребенок не сможет успешно находить себе друзей",
партнеров, "пойдет по правильному пути".
Психологический мотив. Включает два аспекта:
при установке на отделение — уменьшение числа межпоколенческих конфликтов,
т.е. согласованность внутренних установок Я-концепции, а вместе
с тем большая лояльность детей по отношению к родителям: уважительное
отношение к их советам, проявление заботы и любви.
Таблица. Возраст отделения молодежи в странах Европы
(число лет)
Страна
|
женщины
|
мужчины
|
Италия
|
27,1
|
29,7
|
Испания
|
26,6
|
28,4
|
Ирландия
|
25,2
|
26,3
|
Бельгия
|
23,8
|
25,8
|
Германия
|
21,6
|
24,8
|
Франция
|
22,2
|
24,1
|
Великобритания
|
21,2
|
23,5
|
Дания
|
20,3
|
21,4
|
Источник: Hotel Mama// Focus. 2002. N 50. S. 164.
При установке на неотделение — отчуждение в отношениях
между родителями и детьми, нарушение эмоциональных контактов, т.е.
внутренние противоречия и диссонансы.
Экономический, или материальный, мотив. При положительной
установке на отделение — обретение материальной независимости детей
и освобождение родителей от дополнительных расходов; при негативном
значении отделения — лишение родителей материальной поддержки в
тех случаях, когда заработная плата детей составляла основной источник
материальных доходов семьи.
Чуть менее половины (41%) от общего числа опрошенных
считают, что дети в возрасте от 18—25, не состоящие в браке, должны
жить вместе с родителями, 52% придерживаются противоположного мнения,
остальные (7%) затруднились ответить (рис. 1). Хотелось отметить,
что степень определенности мнений респондентов равнозначна и при
согласии с тем, что дети должны отделяться, и с тем, что они должны
продолжать жить в родительской семье: пятая часть опрошенных ответила
"определено вместе" и ровно столько же — "определенно
отдельно". Такое распределение ответов позволяет судить о "динамичности"
установок респондентов.
Рисунок 1. Должны ли дети в возрасте 18-25 лет, не состоящие
в браке, жить отдельно или вместе с родителями? (в % от Общего числа
опрошенных)
Дальнейший вопрос задавался тем респондентам, которые
считают, что дети в возрасте 18—25 лет, не состоящие в браке, должны
жить отдельно. Перед ними ставилась задача выбрать аргументы
в пользу этого утверждения (рис. 2).
Рисунок 2. Почему дети должны жить отдельно от родителей?
(в %)
Аргументы респондентов, по мнению которых дети не
должны жить отдельно от родителей, приведены на рисунке 2.
При установке на отделение превалирующим является социальный
мотив (необходимость самостоятельности и ответственности молодых
за свои поступки и решения), он выражен у 64% опрошенных. Но и в
установках "на неотделение" социальные мотивы опять-таки
стоят на первом месте, хотя они свойственны чуть меньшему числу
(53% опрошенных беспокоит неготовность детей к самостоятельной жизни,
и еще 45% считают, что подобная свобода может повести их по "неправильному"
пути).
Контекст экономических мотивов явно позитивный:
для респондентов оказывается гораздо более важным по своим последствиям
то, что отделение от родительской семьи способствует интенсивному
развитию профессиональных навыков, вовлекает человека в трудовую
жизнь, дает возможность самостоятельно зарабатывать, нежели перспектива
лишения родителей экономической помощи детей.
Психологический мотив более сильно выражен у тех респондентов,
по мнению которых дети должны жить отдельно от родителей.
В этом случае 10% считают, что дети более внимательно
прислушиваются к советам родителей, а 20% — что территориальное
разделение поколений приводит к уменьшению конфликтов. Негативное
же последствие отделения — появление "отчужденности в отношениях
между родителями и детьми" (19%).
Анализ социально-демографических характеристик респондентов
позволяет описать взаимосвязи между установкой на отделение, обусловливающими
ее мотивами и выделенными выше пятью переменными (полом, возрастом,
образованием, размером населенного пункта, наличием у респондента
детей в возрасте 18-25 лет).
Среди респондентов в возрасте 18-25 лет более половины
(61%) признает то, что дети в данном возрасте должны жить отдельно
от родителей.
У представителей возрастной группы 26—33 лет еще в большей
степени выражена установка на отделение. Это та самая возрастная
группа, представители которой, как уже говорилось, проходили процесс
социализации в "перестроечные" годы, которые идентифицируют
себя с "прогрессивным" поколением, наиболее адаптированным
к переменам.
С увеличением возраста уменьшается число респондентов,
считающих, что дети должны отделяться от родительской семьи. Среди
представителей более старшего поколения, например, потенциальных
или реальных родителей детей в возрасте 18—25 лет, т.е. в возрастных
группах от 42—49 и 50—57 лет, половина отвечает, что дети должны
жить отдельно от родительской семьи, чуть менее половины (40%),
напротив, — вместе.
Обе установки у представителей возрастной группы 58-65
лет выражены в равной степени.
Среди пожилых людей (старше 66 лет) резко возрастает
число тех, кто считает, что дети должны оставаться с родителями.
С одной стороны, в данном возрасте люди начинают наиболее остро
нуждаться в опеке и помощи со стороны детей, а с другой — это поколение,
особенно ценящее такие блага, как долг, семейная ответственность,
в котором распространено отношение к детям как вкладу в благополучную
старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников.
Наиболее значим социальный мотив при выборе установки
на отделение для людей в возрасте 40—50 лет, т.е. для категории
родителей молодежи в возрасте 18-25 лет (78%). Можно утверждать,
что ожидания родителей, направленные на обретение детьми самостоятельности,
независимости, превалируют над ориентацией самих детей. Однако для
этой возрастной группы, по сравнению с остальными, экономический
мотив — включение в трудовую жизнь — наименее значим (23%).
Для самих детей (молодежи в возрасте 18—25 лет) социальный
мотив безусловно преобладает, он характерен для 60% опрошенных и
сопряжен с мотивом экономическим (38%) и психологическим (20%).
При установке на "неотделение" для родителей
опять-таки самым значимым является социальный мотив (неготовность
детей к самостоятельной жизни — 60%, возможность выбора "неправильного
пути" — 41%), тогда как остальные мотивы выражены в минимальной
степени.
Рисунок 3. Почему дети должны жить вместе с родителями?
(в %)
Для самих детей (группы 18—25 лет) особенно значимы
такие объяснения, как "неготовность к самостоятельной организации
быта" (45%) и "выбор неправильного пути" (24%). Кроме
того, мотив психологической привязанности к родителям и возможное
отчуждение в отношениях с ними для самих детей играет более важную
роль, чем для их родителей.
Интересными также представляются суждения "молодых
взрослых" (в возрасте 26-33 лет), которых условно можно было
бы назвать "старшими братьями" 18—25-летней молодежи.
Для этой группы самый значимый социальный мотив — "альтернатива
выбора неправильного пути" (55%).
В ходе анализа установлен кажущийся парадоксальным факт:
с одной стороны, выявлена очевидная установка на отделение, а с
другой — тенденция к отделению выражена очень слабо. В действительности
никакого парадокса нет — возможность отделения сдерживается отсутствием
денег на приобретение или наем жилья, т.е. чисто экономическими
обстоятельствами. Это подтверждает и распределение ответов на вопрос
"Если бы у Вас в возрасте 18-25 лет была своя собственная квартира
или материальная возможность купить или снять ее, а Вы не состояли
бы в официально зарегистрированном браке, то остались бы Вы жить
с родителями?"
Рисунок 4. Почему Вы бы стали жить с родителями даже
при наличии собственной квартиры или возможности снять или купить
квартиру?
Большинство респондентов ответили, что стали бы жить
отдельно (83%, из них 68% — определенно отдельно), 13% остались
бы вместе с родителями, а 4% затруднились ответить. "Определенно
да" ответили чуть более половины респондентов, а еще пятая
часть — "скорее да", что свидетельствует о неуверенности
в выборе данной альтернативы и возможности изменения мнения под
воздействием различного рода обстоятельств.
Поэтому внимание в исследовании сосредоточено на изучении
и анализе влияния на процесс отделения детей от родительской семьи
не только и не столько экономического фактора как безусловно значимого,
сколько на изучении влияния других весьма важных факторов — социального,
психологического и др.
Хотя в целом абсолютное большинство предпочли бы отделиться
от родительской семьи, очевидно, что в разных социально-демографических
группах это было бы по-разному. С возрастом увеличивается число
людей, которые в условиях данной гипотетической ситуации выбрали
альтернативу остаться с родителями или же затруднились ответить
на данный вопрос. Если около 90% молодежи (18—25 лет) предпочли
бы в этом возрасте жить отдельно от родителей, то среди 60-летних
таких было несколько меньше: 77% ответили, что в 18—25 лет ушли
бы от родителей, имея для того материальные возможности, а среди
более старшей возрастной группы еще меньше — 56%.
Среди тех причин, по которым представители разных возрастных
групп не хотели бы отделяться от родителей при отсутствии экономических
проблем, основной является невозможность оставить родителей без
постоянной опеки, в которой они нуждаются. На втором месте — необходимость
самого человека в постоянной помощи и поддержке со стороны родителей.
На третьем месте — проблема одиночества (в лексике позиций шкалы
— "одиноко, не с кем поговорить"). Остальные причины выражены
в меньшей степени и определяются скорее внутрисемейной ситуацией
респондентов. Так, в более молодом возрасте преобладающей причиной
является необходимость в постоянной помощи и советах со стороны
родителей, т.е. отсутствие самостоятельности в решении различного
рода проблем, затем — проблема одиночества. В данном случае под
проблемой одиночества подразумевается семейное положение человека,
а как его следствие — внутренняя дисгармония, состояния тоски, грусти.
В категории молодежи значимым аргументом является неумение самостоятельно
организовать свой быт и справиться с домашними делами, а в возрастных
группах 30—40 и 40—50 лет — "жить отдельно — дополнительные
траты, которых можно было бы избежать".
С возрастом все более очевидной становится проблема
невозможности оставить родителей, которые нуждаются в постоянной
опеке и заботе. Представители старших возрастных групп в большей
степени, нежели остальные, проецируют гипотетическую ситуацию не
на себя в возрасте 18—25 лет, а на себя "сегодняшних".
Это связано с тем, что на данный момент проблемы в отношениях с
собственными родителями уже не актуальны, а проблемы сегодняшнего
дня (плохое здоровье, материальное неблагополучие и др.) наиболее
значимы и ощутимы. Вместе с тем у представителей этой группы наиболее
явно выражены фамилистические установки.
В ответах мужчин и женщин различия не значительны, но
все-таки заметны. Мужчины всех возрастных групп в большей степени,
чем женщины, ориентированы на отделение от родителей. Хотя этот
процесс у девушек начинается раньше, но с психологической точки
зрения не заходит так далеко, как у юношей, т.е. девушки сохраняют
или, по крайней мере, стремятся сохранить более тесную эмоциональную
связь с родителями.
С повышением уровня образования увеличивается число
респондентов, принимающих для себя альтернативу отделения: люди
с уровнем образования ниже среднего (75%), со средним (85%) и с
высшим образованием (88%) на вопрос о том, стали бы они жить отдельно
от родителей в случае разрешения материальной проблемы, ответили
положительно.
Москвичи и жители больших городов с большей долей уверенности,
нежели россияне, живущие в других по размеру населенных пунктах,
ответили, что отделились бы от родителей при имеющейся экономической
возможности.
Массовые опросы по этой теме были дополнены проведением
фокус-групп. В группе молодых людей в возрасте 18-25 лет оказалось,
что большинство девушек и юношей на настоящий момент не готовы к
отделению от родительской семьи. Для девушек отделение от родителей
в основном связано с планируемым замужеством. В настоящий момент
они не готовы к отделению, потому что большинство из них воспринимают
отделение от родителей только в контексте создания своей собственной
семьи, которую должен обеспечивать мужчина.
По мнению молодых людей, отделение от родительской семьи
должно быть обосновано весомой причиной, отсутствие которой свидетельствует
либо о полной внутренней гармонии человека и нежелании что-либо
менять в своей жизни, либо о "природной лени", когда
человек не хочет предпринимать какие-либо попытки отделиться от
родителей, рискуя "поменять что-то конкретное, имеющееся,
на неизвестное". Наличие важной и значимой причины для
отделения создает предпосылки для реального поиска возможности осуществления
самого отделения. Практически все юноши четко выражают мнение, что
в данный момент не отделяются, поскольку "не видят в этом
необходимости".
Таким образом, при выраженной тенденции к отделению
молодежи в возрасте 18—25 лет от родительской семьи преобладающей
для России, тем не менее, является модель, когда "дети"
остаются в родительской семье до замужества / женитьбы, причем не
только в силу экономических причин. Не менее значимыми в данном
контексте являются социальные и психологические факторы.
|