Rambler's Top100

№ 255 - 256
4 - 17 сентября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Реалии российской деревни

Изменение социальной структуры сельского общества

Каргопольский район: прошлое, настоящее и будущее русского Севера

Современные исследования сельской России

Другая жизнь старой деревни

«Умный человек развернется и здесь». Случай Хужира

Несросшийся поселок

Типология и районирование сельского расселения


Google
Web demoscope.ru

Несросшийся поселок1

Виктор Голощапов
(Опубликовано в: Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В.И. Дятлов, С.А. Панарин, М.Я. Рожанский - М.; Иркутск: Наталис 2005. с. 270-273)

Предлагаемая статья носит эскизный характер. Нас заинтересовал населенный пункт, в динамике развития которого выпукло предстают проблемы одного из самых распространенных в регионе типов поселений - рабочих поселков. Особенность поселка Бадарма Усть-Илимского района в том, что с момента его основания более тридцати лет назад и до сегодняшнего дня, в его границах сосуществуют два поселка - Бадарминск и Новая Бадарма, два "градообразующих" однотипных предприятия и два социума, обслуживающих эти предприятия.

Во второй половине двадцатого века, в связи с бурным развитием лесной промышленности, на территории Сибири в большом количестве стали появляться поселки лесозаготовителей (леспромхозы). При их создании учитывались только два фактора: людские ресурсы и близость железных и автомобильных дорог (в редких случаях - возможность сплава древесины по воде). Почти все они застроены одноэтажными двухквартирными домами, не представляющими архитектурной ценности. Большинство населения воспринимало проживание в этих поселках как временное.

Но леспромхозовские поселки Усть-Илимского, Нижнеилимского районов играли еще одну важную роль - сюда переселялись люди из зоны затопления ложа Усть-Илимского водохранилища. Именно так и формировался леспромхозовский поселок Бадарма. Он возник в начале 70-х годов и расположен в непосредственной близости от трассы Братск - Усть-Илимск. В нем живут около 1700 человек. "Бадарма" - несколько условное название. Это название населенного пункта, затопленного Усть-Илимским водохранилищем. Поселок назывался так же, как и речка, на берегах которой он был расположен. Название "Бадарма" имеет эвенкийские корни и местные жители переводят его как "Сосновый лес" или "Сосновая вода". Право сохранить старое название в статье нам дал тот факт, что подавляющее большинство жителей нового поселка называют его старым именем.

В "Бадарме" два предприятия - Бадарминский (Бадарминск) и Крымский (Новая Бадарма) леспромхозы, которые объединены как административная единица. Наличие нескольких леспромхозов в одном поселке - характерная черта многих подобных поселений.

Отличительной же чертой Бадармы является то, что в одном населенном пункте существуют как бы два поселка, имеющие разную историю создания и разные жизненные стратегии их жителей.

Бадарминский леспромхоз создавался для обеспечения работой и жильем переселенцев из затопленных деревень. Большинство его жителей переехало из деревни Воробьево, были переселенцы и из старой Бадармы, но сегодня никто из жителей не припоминает их. Небольшой поселок леспромхоза имеет четкую планировку, ровные улицы, однотипные одноэтажные дома. Строительство зданий в "Бадарме", как и в других леспромхозовских поселках, велось по самым простым и дешевым проектам. Проектировщиков и строителей мало заботил внешний вид и удобство возводимых помещений. Строились по такому же принципу не только жилые дома, но и школы, магазины, клубы, столовые. Так, например школы - близнецы Бадарминской школы есть в Седаново, Эдучанке и в других поселках.

Крымский леспромхоз формировался в основном приезжими с Украины. Мало кто из них планировал жить здесь долго, в основном работали вахтовым методом. Изначально, в задачу леспромхоза входило снабжение лесом южных районов Украины и Крыма. Отсюда и название "Крымский". В те годы была довольно широко распространена практика, когда южным республикам или областям выделяли лесосеки в Сибири с тем, чтобы они за счет своих ресурсов создавали там леспромхозы и получали оттуда древесину. Местные жители называют такие леспромхозы - "воруй-лес". Поселок Крымского леспромхоза застраивался хаотично. Приехав зарабатывать деньги (лесозаготовители Крымского леспромхоза работали буквально сутками: днем вывозя лес, а ночью ремонтируя машины), люди не уделяли никакого внимания своему быту и внешнему виду поселка, несмотря на то, что в советское время в обустройство подобных поселков вкладывались большие деньги (клуб, столовая, библиотека и т.д.). Привычным и не очень осуждаемым явлением было пьянство. Жители не могли определить, кого они относят к интеллигенции, есть ли она вообще в поселке. Например, в Крымском леспромхозе интеллигенцией считаются работники почты. Как правило, эти люди отличаются не образованием или интересами, а просто внешним видом (туфли, белая рубашка, галстук). В поселке леспромхоза есть только начальная школа, учителя которой никак не влияют на общий социокультурный фон. Несмотря на то, что поселки являются одной административной единицей, Бадарминский леспромхоз очень сильно отличается от Крымского. Это отличие видно во всем, начиная с обустроенности дворов, когда в палисадники высаживаются деревья и цветы. Даже огороды в этих двух поселках выглядят совершенно по-разному. Жители Бадарминского леспромхоза кроме традиционной картошки выращивают и экзотические для Сибири овощи: кабачки, перцы, дыни (соседи ограничиваются картошкой). В Бадарминском леспромохозе традиционно сельской интеллигенцией считаются учителя, к которым всегда было особое, уважительное отношение. Можно говорить о формировании учительских династий. До сих пор в поселке с теплотой вспоминают первых учителей, приехавших еще из затопленной деревни.

В поселке существуют свои традиции - например, это праздник улицы. И это не спущенное сверху мероприятие, которое проводит заезжий массовик-затейник, а праздник, в подготовке и проведении которого участвуют сами жители.

Несмотря на близость проживания и схожесть трудовой деятельности, жители двух поселков недолюбливают друг друга. Выражается это по-разному: в молодежных стычках, оскорбительных высказываниях, вроде "бурундуки", "утопленики". Надо заметить, что трения проявляются не только в оскорбительных высказываниях, но и в непризнании традиций и обычаев другого народа, пусть даже очень близкого. Говоря об этом, местные жители чаще всего вспоминают о свадьбах. Когда женятся люди из разных поселков, бывает очень трудно договориться о самых разных обрядовых мелочах. Иногда это приводит к затяжным ссорам, ругани между будущими родственниками.

Часто причиной ссор была элементарная зависть: работники Крымского лепромхоза были более богатыми. Сюда осуществлялись прямые поставки продуктов, предметов быта с Украины. Даже во времена антиалкогольной кампании в магазине Крымского леспромхоза всегда было спиртное, которое неохотно продавали рабочим из Бадарминского леспромхоза.

В начале 90-х годов, когда кризис затронул и лесную отрасль, более богатый Крымский леспромхоз развалился буквально на глазах. Хотя говорить о всеобщем развале и запустении было бы не совсем правильно. В середине 90-х годов здесь выделилась категория людей с существенным достатком. Это в первую очередь предприниматели, занимающиеся вырубкой и вывозом леса и работники частных предприятий, имеющие стабильный заработок. По разным причинам не желающие покинуть поселок (близость работы, неприятие городской жизни, нехватка денег на покупку квартиры в городе и т.д.), они стараются всячески обустроить свой быт и культурную жизнь: палисадники, беседки во дворах, народный ансамбль и т.п. Предприниматели вкладывают деньги и в устройство поселка. Новую жизнь приобрел клуб. Но, несмотря на это, безработица, пьянство, отток населения и заброшенные дома придают поселку неухоженный вид. Большое опасение внушает молодежь. Не имеющие возможность найти работу или уехать в город, молодые люди ведут разгульный образ жизни (именно они и совершают большинство правонарушений, в поселке появились наркотики - чего не было еще несколько лет назад).

И, наоборот, у соседей мало что изменилось. Разве, что появилось воровство, жалуются старожилы: "Раньше двери на замок не закрывали". Вместо невысокого штакетника теперь дома окружают глухие заборы. В интервью с работниками Бадарминского леспромхоза лейтмотивом звучит: леспромхозу в самые кризисные годы (1994-1995), когда, казалось, что еще немного - и он перестанет существовать, как прекратили свое существование Капаевский, Крымский - помог сохраниться коллективистский настрой жителей бывшей, затопленной Бадармы. Директор Бадарминского леспромхоза стал одним из инициаторов объединения всех сохранившихся леспромхозов в комплекс. Упорядоченность жизни, твердый уклад, ориентация на собственное хозяйство во многом сыграли стабилизирующую роль в период развала, что резко отличает Бадарминский леспромхоз от Крымского и от большинства леспромхозовских других поселков. Даже в самые кризисные годы отток населения был незначительный. Уезжающая в город молодежь большей частью возвращается назад. Сегодня в поселке есть свои предприниматели, интересы которых распространяются намного дальше, чем просто вывоз леса. Появился досуговый центр с бильярдом, баром, дискотекой. В киосках и павильончиках цены на товары не отличаются от городских. Веянием времени стало появление церкви и часовни на кладбище. Причем, в отличие от многих населенных пунктов, о Бадарминском поселке нельзя сказать, что православие пришло извне - как например, в Новой Игирме Нижнеилимского района, где церковь строилась китайскими рабочими, а после гибели настоятеля несколько лет назад до сих пор нет своего священника, не сложилась православная община. В Бадарме в строительстве церкви участвовали сами жители.

Как целое поселковое сообщество так и не сложилось - недостаточно для этого ресурсов, унаследованных от земледельческой деревенской Сибири. Более того, нет опыта, позволяющего сегодня ответить на вопрос, возможно ли вообще складывание органичного поселкового сообщества вокруг предприятия, занятого "присвоением" природных богатств и уже этим задающего временный характер месту жительства человека, жизненному укладу, межличностным отношениям.


1 - Статья подготовлена в рамках проекта "Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ", при финансовой поддержке Фонда Форда (Московское отделение)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.