Российские города как центры роста
Наталья Зубаревич1
(Опубликовано в журнале "Российское экспертное обозрение"
№2 (16), 2006)
Открытая "Российским экспертным обозрением"
дискуссия о перспективах городов помогает сменить масштаб обсуждения
проблем пространственного развития. Привычное обсуждение неравенства
регионов некорректно по сути - регионы рассматриваются как точки,
хотя это территории с огромными внутренними контрастами, зачастую
более сильными, чем межрегиональные. Роль центров развития регионов
выполняют города, причем далеко не все, в очень разной степени и
с разным качеством роста.
В современной России сформировались четыре типа городов-центров
роста: 1) федеральные города Москва и Санкт-Петербург (социально-экономические
различия между ними пока еще очень велики); 2) прочие города-"миллионники",
сильно отстающие от федеральных столиц; 3) города-центры регионов
(почти все и независимо от численности их населения - такова сила
влияния статусного фактора); 4) монопрофильные города с ведущими
предприятиями крупных компаний, в основном экспортно-ориентированных.
В книге детского писателя Льва Кассиля ребенок спрашивал:
"Если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?"
Применительно к развитию городов "кит" (столичный статус
города) явно перебарывает "слона" (численность населения).
Сравним роль, факторы и перспективы развития каждой
из этих групп. Для первой группы очевидно, что используемый штамп
"две столицы" - сильное преувеличение с экономической
точки зрения. Сохраняющаяся сверхконцентрация экономических ресурсов
в Москве обеспечивает ей устойчивое доминирование: на Москву приходится
более 21% суммарного ВРП всех регионов, причем за годы экономического
роста эта доля увеличилась, а на Петербург - менее 4%.
Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной
экономики, в структуре ее ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге
- только 63%). Чрезвычайно высока степень концентрации торговли
и платных услуг в столице - 26-29% всего объема платных услуг и
торговли в стране (рис. 1).
Рисунок 1. Доля крупнейших городов-миллионеров в основных
социально-экономических показателях России
Только в инвестициях начался, хотя и медленно, процесс
движения в регионы: если в конце 1990-х каждый шестой рубль инвестировался
в Москву, то в 2003 г. - каждый восьмой. Снижение доли столицы в
объеме ввода жилья в последние годы имеет двойную природу - не только
из-за активизации строительства в других городах, но и потому, что
строительство переместилось из столицы на свободные и более дешевые
площадки за МКАД - в Московскую область, оставаясь в пределах агломерации.
На фоне столицы доля Петербурга крайне мала по всем
индикаторам и она немногим выше доли города в населении страны.
Но все же заметен рост в жилищном строительстве и платных услугах,
а это хорошие косвенные индикаторы роста инвестиций и доходов населения.
Не вызывает сомнений необходимость ускоренного роста
Петербурга как второго сильного центра и в чем-то альтернативы Москве,
но весь вопрос в том, какой альтернативы и с помощью каких ресурсов?
Пока петербургские власти при поддержке федеральных властей воспроизводят
модель опоры на финансовые ресурсы крупнейших компаний-налогоплательщиков,
перетягивая их из Москвы и даже из регионов. Эта модель вполне эффективна
с точки зрения бюджетного наполнения, хотя в других городах ее никогда
не "пиарили" публично. Мэр Москвы предпочитает умалчивать,
что 2/3 бюджета города формируют естественные монополии и крупнейшие
частные компании экспортных секторов экономики, штаб-квартиры которых
"прописаны" в столице. Но все же в столице сложилась и
вторая опора - сектор услуг и средне-малый бизнес, и она весьма
устойчива.
Акцент на перетягивание налогоплательщиков и некоторые
успехи на этом поприще отбивают интерес властей Петербурга к развитию
средне-малого бизнеса и сектора услуг, которые являются основой
экономики крупных городов в развитых странах.
Политика привлечения иностранных промышленных инвесторов
с выделением площадок в черте города также закрепляет индустриальный
"профиль" города. Безусловно, почти двукратный рост бюджета
Петербурга за 2003-2005 гг. выглядит впечатляющим, но отставание
от Москвы по доходам бюджета сократилось не так сильно - с 4,4 до
3,7 раз за эти же годы. При этом возникает очевидный конфликт среднесрочных
(бюджетное наполнение) и долгосрочных (постиндустриальное развитие
крупнейшего города) целей.
Можно возразить, что для Питера этап накопления экономических
ресурсов еще не пройден, поэтому нужны любые ресурсы. И не надо
сравнивать с Москвой, где финансовые ресурсы уже так велики, а структура
экономики изменилась настолько, что индустриальная составляющая
не может играть большой роли в развитии. Но если развитие опирается
на несбалансированные по секторам экономики или нестабильные (перемещаемые
директивно) источники доходов, в перспективе проблемы экономики
Петербурга могут быть значительными.
Суммарный вклад остальных городов-миллионеров (в 2003 г. их было
11) почти по всем показателям в 1,5-2 раза ниже Москвы, хотя их
население больше (рис. 1). Самая большая проблема - стабильно низкая
доля инвестиций, она даже ниже доли этих городов в численности населения.
Однако есть признаки ускорения развития этих центров: а) заметно
вырос их вес в розничной торговле за счет начавшегося прихода в
города-миллионеры крупных компаний и консолидации регионального
торгового бизнеса, б) постепенно увеличивается их доля в жилищном
строительстве, что указывает на рост доходов населения и оживление
спроса.
В книге детского писателя Льва Кассиля ребенок спрашивал:
"Если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?"
Применительно к развитию городов "кит" (столичный статус
города) явно перебарывает "слона" (численность населения).
Помимо очевидного примера Москвы, это подтверждают расчеты для всех
региональных "столиц", сделанные по трем периодам: конца
советских лет (1991 год), кризиса (1998 год) и экономического роста
(2003 год).
Во всех городах-региональных центрах, независимо от
численности их населения, заметно выросла средняя заработная плата
относительно средних заработков жителей собственного региона (рис.
2).
Рисунок 2. Отношение средней заработной платы в региональном
центре к средней заработной плате по региону, %
Этот процесс шел наиболее интенсивно в период децентрализации
и частичного перераспределения политических и экономических ресурсов
в пользу регионов, т.к. основную выгоду получили региональные столицы,
где возникали и концентрировались более высокооплачиваемые рабочие
места.
При смене политического вектора на централизацию и возросшем
изъятии ресурсов стала понятной разная степень жизнестойкости экономики
региональных столиц. Она теперь обусловлена не благоприятной политической
конъюнктурой, а долговременным и хорошо известным фактором - агломерационным
эффектом: чем крупнее региональный центр, тем более развит в нем
спрос на новые рыночные отрасли и выше их концентрация, а также
уровень оплаты труда.
По данным статистики явно опережающий рост заработков
сохранился в городах с населением более 500 тысяч человек, но реальное
опережение, скорее всего, продолжается и в менее крупных, его просто
"не видит" официальная статистика, базирующаяся на отчетности
крупных и средних предприятий и организаций.
Влияние статуса особенно заметно в развитии торговли:
доля региональных столиц в товарообороте торговли своего региона
выросла вдвое - до 55-60%. Мощная концентрация торговых функций
в региональных центрах практически не зависит от людности этих центров
и весьма слабо - от "политической погоды" на дворе. Проблема
в другом - эта концентрация происходит за счет "опустынивания"
сельской периферии и малых городов регионов, утраты ими большинства
сервисных функций.
Устойчивость развития региональных столиц связана не
только с сектором услуг, но и с промышленностью. И эта устойчивость
увеличилась, т.к. в 2/3 городов-центров происходившее в годы кризиса
сокращение их доли в промышленном производстве региона сменилось
небольшим ростом, за исключением нескольких центров с невысокой
численностью населения (рис. 3).
Рисунок 3. Доля региональных центров в объеме промышленного
производства региона, %
Помогло изменение структуры промышленности и рынков
сбыта: быстрее всего развивалась пищевая промышленность и другие
отрасли, обслуживающие рынок самих городов-центров, своего и соседних
регионов.
Таким образом, новый этап промышленного развития региональных
центров - импортозамещающий и поэтому устойчивый, экспортные производства
чаще расположены в других, менее крупных городах. Почему для региональных
столиц опережающий индустриальный рост позитивен?
Аргументация простая: им еще очень далеко до городов
постиндустриальной экономики и для развития действительно нужен
промышленный рост и растущий сбыт продукции на прилегающих рынках.
Благодаря сочетанию торговых, инфраструктурных и промышленных функций
формируется более устойчивый экономический ландшафт региональных
столиц.
Если рассматривать Петербург как представителя региональных
центров, то и его дальнейшая индустриализация во благо. Но хочется
видеть его рядом с Москвой, а развитие мегалополисов идет по другим
законам - в сторону постиндустриальной экономики. Однако накопленный
агломерационный потенциал и финансовые ресурсы не совпадают, поэтому
город вынужденно оказался "между двух стульев".
Монопрофильные города крупного бизнеса - единственная
группа, главным фактором роста в которой является экспортная промышленная
специализация, востребованная мировым рынком. Эти города обычно
невелики по численности населения, но их достаточно много: из 14%
городов России, в которых основные предприятия принадлежат крупным
компаниям или группам, 6% - "базовые" для крупного бизнеса,
в них расположены важнейшие активы компаний. Именно эти города еще
в 1990-е годы выделялись более высокими заработками (в 1,5-6 раз
выше средних по региону) и доходами муниципальных бюджетов.
Еще не завершена обработка базы данных за 2003 год,
но общие контуры динамики понятны: отрыв в заработках сохраняется,
растет и модернизируется потребление жителей, но об устойчивом развитии
речи нет: города с монопрофильной экономикой в принципе не могут
быть устойчивыми, еще одна проблема большинства таких городов -
невысокое качество населения. Как раз эти города обеспечили прорыв
за пределы статусных (столичных) зон роста, их развитие помогает
передать импульса роста дальше на периферию, "в Кологрив и
Урюпинск".
Пока перспективы их развития неопределенны и сильно
зависят от политики крупного бизнеса: либо удастся повысить качество
населения с помощью социальных программ и развить сектора местной
экономики, и тогда конъюнктрурные колебания не так страшны - поможет
мобильность и адаптивность населения, либо будут выжаты все соки
из имеющихся ресурсов и активов, а города так и останутся фабричными
слободами или поселками недавних мигрантов.
Вопрос остается открытым, и региональные различия велики:
например, опыт Ханты-Мансийского АО возволяет надеяться на лучшие
перспективы, а состояние социальной среды многих индустриальных
городов Урала, Иркутской области так и остается проблемным. Крупный
бизнес либо отделывается "имиджевой" благотворительностью,
либо вынужден воспроизводить старую советскую систему, замещая "экономное"
государство и фактически беря на содержание муниципалитеты. При
такой политике средств на повышение качества населения, как правило,
не остается.
Таким образом, факторы развития городов-центров роста
разные - в первую очередь это статус, обеспечивающий концентрацию
финансовых ресурсов для развития, затем численность населения города
и связанные с ней концентрация платежеспособных потребителей и лучшее
качество населения (для миллионников и столиц регионов), для монопрофильных
городов крупного бизнеса важнейшую роль играют более высокие заработки
занятых и поступление в местные бюджеты части экспортных доходов,
обеспечивающие рост общественных благ.
За исключением Москвы, "собирающей" все преимущества
в сверхконцентрированном виде, всем прочим городам-центрам роста
не хватает финансовых ресурсов, особенно инвестиций, менее крупным
- и человеческого капитала. Далеко не все города-центры роста притягивают
мигрантов, но лишь немногие явно ощущают дефицит трудовых ресурсов.
Возможности и риски развития выделенных групп городов
разные, но очевидно одно - других центров роста у нас пока нет и
не предвидится в среднесрочной перспективе, может быть, за исключением
приморских портовых городов. А если это так, то главная задача федеральных
властей - поддержать естественные факторы роста этих городов, уже
проявившиеся в период экономического подъема, инвестициями, поддержкой
инновационных социальных программ крупных компаний, направленных
на рост человеческого капитала, отказом от дальнейшей централизации
всего и вся. И тогда импульс роста будет распространяться нормальным
эволюционным путем - от центров к периферии.
1 - Доцент МГУ, директор региональных
программ Независимого института социальной политики.
|