Rambler's Top100

№ 239 - 240
20 марта - 2 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Преступление и наказание в России

Преступность в России 100 лет назад

Была ли ликвидирована преступность при социализме?

Преступность в годы Великой Отечественной войны

Холодное лето 1953-го и последующие годы

Преступность и судимость

Как наказывали в СССР

Тюремное население в СССР

Постсоветский кризис преступности

Как и где сидят в современной России

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Винсент Ван Гог. Узники на прогулке. Vincent Van Gogh. La ronde des prisonniers (1890)

Преступление и наказание в России

Виктор ЛУНЕЕВ

Виктор ЛУНЕЕВ

Была ли ликвидирована преступность при социализме?

По более полным данным о преступности в Москве можно судить, что тенденции ее роста усилились в смутное (предреволюционное и революционное) время. За 1914-1918 годы преступность в первопрестольной в пересчете на население возросла в 3,3 раза, в том числе убийства - в 11 раз, вооруженные грабежи - в 307, простые грабежи - в 9, кражи - в 3,4, мошенничество - в 3,9, присвоения и растраты - в 1,6 раза. А если принять всю преступность в Москве в 1918 году за 100%, то в 1919 году она составила 124%, в 1920 году - 147, в 1921 году - 153%5. Другими сведениями о преступности в РСФСР и иных республиках, которые образовывались на территории России за 1917-1921 гг., автор не располагает. Да и целостной страны-то в те годы не было. Более двух третей территории находилось в огне гражданской войны.

С 1922 года имеются более или менее сопоставимые данные о числе осужденных (рис. 2).

Рисунок 2. Общее число осужденных в СССР и РСФСР в 1922-1960 годах, тысяч

Примечания. График нуждается в пояснениях. Не владея едиными статистическими рядами численности населения и осужденных за 1922-1960 годы, автор составил их на основе различных источников, а также расчетов и оценок. Общая численность населения, используемая для расчета коэффициента судимости, получена из многих источников и расчетным путем. Сведения о судимости за 1922-1935 годы приводятся в таблице не только по СССР, но и по РСФСР. Это сделано по следующим основаниям. Судебная статистика осужденных в СССР была введена в 1922 году. Собираемые сведения были неполными. В 1922 году они собирались по 49 районам (областям и краям), в 1923 году к ним прибавилось 17 районов, а в 1925 году - еще пять районов. В РСФСР учет судимости начал опробоваться с 1918 году и был несколько полнее. Кроме того, отсутствие сведений о судимости в СССР за 1930-1934 годы в определенной мере восполняется данными по РСФСР. Сведения по РСФСР тоже не полны. Число осужденных в 1922-1935 годах приводится без данных по автономным республикам, а их было в те годы восемь (Башкирская, Горская, Дагестанская, Киргизская (Казахская), Крымская, Татарская, Туркестанская, Якутская).

Приведенные на графике данные не включают в себя осужденных за "политические" (контрреволюционные), "трудовые" (нарушения трудовой дисциплины) деяния и преступления военнослужащих (воинские и общеуголовные). Контрреволюционная преступность всегда учитывалась особо, была сугубо ведомственной и строго засекреченной. Более того, основную массу политических осужденных нельзя приравнивать к уголовным преступникам. Они, как правило, были жертвами злоупотребления властей, а не преступниками. Нарушения правил трудовой дисциплины были уголовно наказуемыми в 1940-1956 годах. Их включение в общую статистику судимости нарушило бы элементарную сопоставимость данных. Поэтому они также анализируются отдельно. Судимость военнослужащих выходит за пределы общих судов. Воинские и общеуголовные преступления военнослужащих до сих пор не включаются в общую статистику преступности и судимости. И такое положение, к сожалению, не только в нашей стране. Поэтому тенденции преступности в Вооруженных Силах рассматриваются самостоятельно. В военное и послевоенное время преступления (общеуголовные и воинские), совершенные в НКВД и на транспорте, расследовались и рассматривались соответствующими военными прокуратурами и военными трибуналами. Это также необходимо учитывать. Преступность во время Великой Отечественной войны была специфичной и не сопоставимой с преступностью и военнослужащих, и граждан в мирное время. Поэтому она исследуется еще и отдельно.

Сознавая недостатки и особенности данных, представленных на рис. 2, следует иметь в виду, что они лишь приблизительно отражают реальные криминологические тенденции. Население в СССР за анализируемое драматическое тридцатилетие возросло более чем в 1,5 раза (156%), а общее число осужденных сократилось в 2 раза (до 47,4%). Коэффициент судимости также снизился почти в 2 раза (до 55,4%). А если взять за базу коэффициент судимости по РСФСР за 1992 год, то сокращение судимости превысит пятикратное значение (до 17,7%).

Не углубляясь в суть проблемы и условно принимая тенденции судимости за тенденции преступности, можно сделать единственный вывод: социалистический режим за эти годы продемонстрировал свою сущностную способность успешно бороться с "пережиточной" преступностью. И этот вывод вроде бы подкреплялся статистически. Скажу больше: анализируя судимость за уголовные преступления в отрыве от "политических", "трудовых", "военных" осужденных и административно репрессированных, в отрыве от тенденций тотального контроля за поведением и деятельностью людей, можно назвать сокращение судимости по уголовным делам объективным статистическим фактом. Советский народ, жестко схваченный в ежовые рукавицы, посаженный в лагеря и беспощадно уничтожаемый, действительно все меньше и меньше совершал уголовных деяний.

Исходя из логически стройной теории "чистого" социализма, якобы последовательно и закономерно освобождающегося от различных форм социальной патологии, в том числе преступности, вышеназванные тенденции рассматривались лишь в позитивном плане. Здесь очень кстати оказалось и ленинское высказывание об "отмирании" эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, с устранением коренных социальных причин, эксплуатации, нужды и нищеты масс6. А если учесть, что и марксистско-ленинская философия, и политическая экономия, и надуманный эклектичный научный коммунизм неустанно вещали о ликвидации в нашей стране эксплуатации, нужды и нищеты, то вопрос о социальной базе преступности, а следовательно, и о ней самой решался почти автоматически. Не случайно искоренение преступности стало программной задачей КПСС7.

В этих условиях основными закономерностями развития преступности в нашей стране считались (о чем, к сожалению, писал и автор) ее постепенное сокращение, снижение общественной опасности совершаемых преступлений, последовательное изжитие многих видов преступного поведения и других опасных форм преступной деятельности8. Расхождения таких выводов с криминологическими реалиями послевоенного времени объяснялись противоречивостью тенденций преступности, ее волнообразным течением, временными обострениями социальных противоречий и т.д. Тезис же о стратегически закономерном сокращении преступности оставался до последних лет власти КПСС неколебимым, хотя никаких объективных данных в постсталинский период для таких выводов, как мы увидим ниже, не было.


5 - Московская общеуголовная преступность в период военного коммунизма // Преступник и преступность. М, 1928. с. 365-373.
6 - Ленин В.И. ПСС. Т. 33. С. 91.
7 - Программа КПСС. М., 1961. С. 106.
8 - См.: Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. С. 190-213; Лунеев В.В. Криминология. Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР. Учебник. С. 55; Курс советской криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1989. С. 183-197.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.