Rambler's Top100

№ 237 - 238
6 - 19 марта 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Речь Жака Валлена на открытии XXV Международного конгресса по народонаселению

Демографическое развитие в поляризованном обществе

Отцовство как компонент мужской идентичности

Социальное значение изменений современной семьи

Встретит ли институт семьи XXII век?

Семья в восточной Словакии

Современные особенности брачно-семейного состояния населения Азербайджана

Население СНГ к началу 2006 года – 279 или 274 миллиона человек?


Google
Web demoscope.ru

Семья в восточной Словакии

Л. Кралева1
(Опубликовано в журнале «Социологические исследования», 2003, №7)

В силу географического положения Чехия и Словакия делят общеевропейское культурное пространство на западное и восточное. Некоторые исследователи2 считают, что здесь лежит своеобразная граница и между соответствующими моделями семьи. Цель данного исследования – выявление современных тенденций брачного поведения, степени влияния общеевропейской интеграции на словацкую семью.

Была выдвинута следующая гипотеза: в восточнословацкой семье строятся секулярные3, современные и демократические отношения. На формирование таких отношений влияют идентификационные знаки, главным образом, уровень образования и возраст. Остальные показатели на основе тестирования нулевой гипотезы оказались статистически незначимыми. Детерминирующим фактором является также вероисповедание.

В декабре 1998–январе 1999 года автором проведено анкетирование 696 респондентов в Восточной Словакии, 348 из которых – мужчины (согласно данным переписи женщины составляют 51,3% населения страны4. Респонденты разделились на 3 примерно равные группы в зависимости от уровня образования. Интересно, что на момент регистрации брака высшее образование имело значительно меньшее число опрошенных (табл. 1). Это - свидетельство того, что наличие семьи не препятствует интеллектуальному и профессиональному развитию. Уровень образования супругов выравнивается в период совместного проживания5. В ходе исследования также выявлено, что мера терпимости партнеров друг к другу обратно пропорциональна уровню образования. Более нетерпимы в отношении алкоголя и наркотиков, а также супружеских измен респонденты с высшим образованием. Образование влияет и на распределение обязанностей по ведению совместного хозяйства. При этом гипотеза о том, что чем выше образование, тем демократичнее семейные отношения, не подтвердилась. Мужчины с неполным средним образованием исполняют типично мужские обязанности. Представители сильного пола, имеющие высшее образование, мало заняты решением хозяйственных проблем, что объясняется скорее тем, что у них нет времени на домашнее хозяйство, чем отсутствием желания помочь жене (последнее свойственно респондентам старшей возрастной группы с неполным средним образованием). Чаще всего исполняют типично женские обязанности респонденты со средним образованием. Предполагалось также, что с повышением уровня образования снижается количество детей в семье. Респонденты с неполным средним образованием чаще остальных имеют троих (25% опрошенных этой подгруппы), четверых (13%) и более (2-3%) детей, со средним образованием – одного (33%) или живут в бездетном браке (18%), лица же с высшим образованием – чаще обзаводятся двумя детьми (почти у 50%). Наиболее распространена двухдетная модель семьи. Таким образом, гипотеза об обратной зависимости числа детей от уровня образования родителей подтверждается лишь частично, в отношении многодетных семей (3 и более детей). Бездетные и однодетные семьи чаще создают респонденты со средним образованием.

Таблица 1. Уровень образования респондентов на момент регистрации брака и проведения опроса (в %)

Пол

Образование

Неполное среднее

Среднее

Высшее

Мужчины

33,6 (35,9)*

30,7 (36,5)

35,7 (27,5)

Женщины

29,3 (30,4)

38,8 (46,7)

31,9 (22,9)

ВСЕГО

31,5

34,8

33,7

* Уровень образования на момент регистрации брака в скобках

Возраст был третьим критерием отбора респондентов. Были сформированы 4 примерно равные группы: 18-29, 30-39, 40-49 и старше 50. При анализе данных относительно возраста вступления респондентов в первый брак выявлено следующее. В Словакии ранние браки по-прежнему распространены шире, нежели чем в Западной Европе6. Средний брачный возраст мужчин – 23,5 лет, у женщин – 21,8. Более того, опровергается гипотеза о том, что старшие поколения обзаводились семьями раньше. Выявлена тенденция повышения среднего возраста вступления в первый брак: для респондентов в возрасте более 50 лет он составил 23,8 года, для 40-49-летних – 23,5, для 30-39-летних – 22,7, в самой молодой группе – 20,8 лет. Однако к концу 90-х годов брачный возраст несколько увеличился: в 1999 г. средний возраст невесты в Словакии составил 24,8 года, в свободных браках – 22,5; средний возраст жениха – соответственно 27,7 и 25,6 лет7. Как и следовало ожидать, респонденты с высшим образованием женятся позже: средний брачный возраст у них составляет 24,3 года, у тех, кто имеет среднее образование – 22,6, у лиц с неполным средним образованием – 21,6.

По данным переписи 1991 года, абсолютное большинство населения страны провозгласило себя верующими: 63,7% назвали себя католиками, 6,2% - протестантами, 2,9% - другого вероисповедания8. При этом количество атеистов постоянно сокращается. Так, в июле 1998 года к католикам себя отнесли уже 68,7%, к протестантам 12,4%, к другому вероисповеданию 2,2%. Восточная Словакия - наиболее многонациональная часть страны. В нашей выборке 56,9% респондентов отнесли себя к римско-католической церкви, 16,4% - к греко-католической, 4,6% - к православной, 7,6% назвали себя протестантами, 0,3% - иудаистами, 1% причисляет себя к какой-то другой религии. Таким образом, 86,8% выборочного массива считают себя верующими. Хотя все перечисленные конфессии запрещают добрачные сексуальные отношения, равно как и использование супругами противозачаточных средств, ощутимого влияния на прихожан это не оказывает. В распределении респондентов по практике добрачных половых связей в зависимости от декларируемого вероисповедания не наблюдается статистически значимых отличий. Более 75% католиков и протестантов, 66% православных, 95,7% неверующих признают практику добрачного секса с будущим супругом. Наиболее стойкими оказываются свидетели Йеговы, 66% которых отрицают наличие такого опыта. В применении контрацептивных средств также не выявлено разницы между неверующими и теми, кто себя таковыми не считает. Число детей в семье так же не зависит от религиозной принадлежности. Таким образом, декларация религиозной принадлежности не влияет на мировоззренческую позицию и повседневную практику респондентов.

Статистически значимая разница между респондентами в принятии современной модели брачного поведения выявляется при анализе частоты посещения богослужений. Почти 11% верующих ходят в храмы как минимум 2 раза в неделю (это церковно-религиозная группа респондентов9). Консервативно-религиозные респонденты посещают службы не реже одного раза в месяц, среди верующих их 42%. Редко (один раз в год) посещают богослужения 16,2% верующих - это либерально-религиозная группа. 13% заявивших о своей религиозности на практике оказываются религиозно равнодушны, приходят в храм только на большие праздники. Остальные (около 16%) на деле и вовсе не верующие, т.к. никогда не присутствовали на богослужениях. Среди церковно-религиозных респондентов каждый второй не имел сексуальных отношений с будущим супругом до свадьбы, что свидетельствует о высокой степени секуляризации партнерских отношений в этой среде. Среди тех, кто посещает богослужения раз в неделю, придерживаются той же модели поведения уже 22%. Среди остальных респондентов такая практика - скорее исключение. Итак, подавляющее большинство жителей Восточной Словакии практикует добрачные сексуальные отношения вопреки тому, что относит себя к числу верующих. Важен не факт принадлежности к определенной конфессии, а частота практики вероисповедания. То, что церковные табу нарушают даже консервативно-религиозная часть прихожан, является доказательством того, что верующие зачастую отделяют свое отношение к богу от реальной повседневной жизни. С одной стороны, это - свидетельство существования тенденции секуляризации и модернизации партнерских отношений, но, с другой, религиозные запреты нарушают отнюдь не все прихожане.

Таблица 2. Влияние практики вероисповедания на модель брачного поведения (в % к числу опрошенных)

Посещаемость богослужений

Часть массива

Опыт добрачных сексуальных отношений

Без ответа

Да

Нет

Гражданский брак

Каждый день

2,3

0,0

56,3

43,7

0,0

2 раза в неделю

8,6

0,0

43,3

56,7

0,0

Раз в неделю

33,3

1,3

72,8

22,0

3,9

Раз в месяц

8,6

0,0

85,0

11,7

3,3

Раз в год

16,2

0,0

89,3

8,0

2,7

В Рождество

9,1

1,6

84,1

12,7

1,6

На венчание или крещение

4,2

0,0

100,0

0,0

0,0

Никогда

15,8

0,0

89,1

5,5

5,4

ВСЕГО:

100,0

0,6

78,6

17,8

3,0

Среди верующих выявлено и разное отношение к средствам контрацепции. Среди респондентов, чаще всего посещающих богослужения, половина никак не предохраняется, треть практикует прерывание полового акта, только 12% используют презерватив. Среди тех, кто ходит в храм дважды в неделю, - соответственно 48%, 22%, 17%, еще 5% используют таблетки. Для сравнения в группе тех, кто не посещает службы, 20% прерывают половой акт, 20% используют фармацевтические средства, 17% - презерватив, 16% - внутриматочные средства, 20% не пользуются никакой контрацепцией. Таким образом, чем чаще посещают респонденты богослужения, тем реже практикуют добрачный секс, меньше используют в своих семьях противозачаточные средства. Такие респонденты чаще имеют 3 и более детей. Самый высокий уровень детности отмечен у тех, кто ходит в храм каждый день – 2,7, самый низкий – 1,4 – у не посещающих богослужения.

Интересно, что в словацкой социологии семьи редко анализируется феномен свободных (незарегистрированных) браков. В нашей выборке перед регистрацией брака сожительствовали 13,6% респондентов, 3,7%  живут в свободных браках и сейчас. По нашему мнению, таким образом пары как бы проверяют свои отношения, регистрируя их в случае беременности. Однако можно предполагать, что в дальнейшем такие браки будут более распространены.

Фундаментальные изменения в брачном поведении населения, наблюдавшиеся в западноевропейских странах в 80-е годы, привели к уравниванию официальных и свободных браков; дети, рожденные вне брака, имеют те же права, что и законнорожденные. «Вторая демографическая революция» в Словакии проходит на 20-25 лет позже10. Плюрализм постмодернизма, ориентированный на автономность индивида по отношению к обществу, еще не вошел в повседневную жизнь. Мы только начинаем замечать ее последствия – рост количества разводов, снижение рождаемости и т.д. В отношении свободных браков и внебрачных детей словаки опаздывают еще больше: абсолютное большинство детей рождается в браке. Однако доля незаконнорожденных детей незаметно, но увеличивается (с 10 до 14%), в первую очередь, благодаря снижению рождаемости в целом11.

* * *

Итак, в современной восточно-словацкой популяции преобладает декларативный подход к презентации своего стиля жизни, что выражается в значительной акцептации формального брака, которому отдают предпочтение 90% населения независимо от уровня образования, религиозной принадлежности, типа населенного пункта. В исследуемой области преобладает сельский стиль жизни, явно выражена установка на помощь извне, зависимость, экстернальность жизненной позиции (что подтверждает высокий уровень безработицы – почти 20%). Постмодернистская направленность к плюрализму в жизненных моделях и ориентациях пока не носит выраженный характер. Однако, соглашаясь с Рабушицом в том, что социально-экономические структуры в обществе взаимосвязаны с определенными моделями поведения индивидов, формируют друг друга12, рассматриваем репродуктивное поведение восточных словаков как смешанное, модернистско-традиционное и специфичное. Словацкие социально-экономические структуры также не идентичны по своей форме постиндустриальным западноевропейским. Конечно, можно надеяться, что их различия носят стабильный характер, что Восточная Европа и дальше будет оставаться самобытной, непохожей на Западную. Однако тенденции сближения все же выявляются, поэтому скорее можно предполагать определенную степень отставания словацкой популяции от европейской. Анализ эмпирического исследования выявил наличие в брачном поведении восточных словаков современных, секулярных, демократических тенденций, свойственных для второго демографического переворота конца 70-х годов прошлого века в Западной Европе, при сохранении традиционно-современных христианских моделей.


1 КРАЛЕВА Люба – кандидат социологических наук, сотрудник университета имени Й.П. Шафарика г. Кошица, Словакия
2 Botíková M., Jakubíková K., Švecová S. Tradície slovenskej rodiny. 1997.
3  От лат. «saecularis» – светский.
4 Filadelfiová J., Guráň P. Obyvatel’stvo a rodina // Slovensko 1997. Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch na rok 1998. 1998. р. 458
5 Král'ová L'. Homogamia – zákon alebo alternatíva výberu životného partnera? // Sociologický časopis. 1995. № 3.}
6 Filadelfiová J., Guráň P. Demografický vývoj // Slovensko 1996. Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch na rok 1997. 1997. р. 173
7 Filadelfiová J. Rodina 90 rokov na Slovensku // Rodina v spoločenských premenách Slovenska. 2001. р. 56
8 Bunčák J., Harmadyová V., Krivý V. Základné výsledky sociologického prieskumu Náboženstvo 1998. 1999.
9 Об этой типологии см.: Bunčák J., Harmadyová V., Krivý V. Základné výsledky sociologického prieskumu Náboženstvo 1998. 1999. p. 2
10 Filadelfiová J., Guráň P. Demografický vývoj // Slovensko 1996. Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch na rok 1997. 1997. р. 174
11 там же, р. 175
12 Rabušic L. O současném vývoji manželského a rodinného chování v České republice // Demografie. 1996. №3. рр. 173-179

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.