|
Семья в восточной Словакии
Л. Кралева1
(Опубликовано в журнале «Социологические исследования»,
2003, №7)
В силу географического положения Чехия и Словакия делят
общеевропейское культурное пространство на западное и восточное.
Некоторые исследователи2
считают, что здесь лежит своеобразная граница и между соответствующими
моделями семьи. Цель данного исследования – выявление современных
тенденций брачного поведения, степени влияния общеевропейской интеграции
на словацкую семью.
Была выдвинута следующая гипотеза: в восточнословацкой
семье строятся секулярные3,
современные и демократические отношения. На формирование таких отношений
влияют идентификационные знаки, главным образом, уровень образования
и возраст. Остальные показатели на основе тестирования нулевой гипотезы
оказались статистически незначимыми. Детерминирующим фактором является
также вероисповедание.
В декабре 1998–январе 1999 года автором проведено анкетирование
696 респондентов в Восточной Словакии, 348 из которых – мужчины
(согласно данным переписи женщины составляют 51,3% населения страны4.
Респонденты разделились на 3 примерно равные группы в зависимости
от уровня образования. Интересно, что на момент регистрации брака
высшее образование имело значительно меньшее число опрошенных (табл.
1). Это - свидетельство того, что наличие семьи не препятствует
интеллектуальному и профессиональному развитию. Уровень образования
супругов выравнивается в период совместного проживания5.
В ходе исследования также выявлено, что мера терпимости партнеров
друг к другу обратно пропорциональна уровню образования. Более нетерпимы
в отношении алкоголя и наркотиков, а также супружеских измен респонденты
с высшим образованием. Образование влияет и на распределение обязанностей
по ведению совместного хозяйства. При этом гипотеза о том, что чем
выше образование, тем демократичнее семейные отношения, не подтвердилась.
Мужчины с неполным средним образованием исполняют типично мужские
обязанности. Представители сильного пола, имеющие высшее образование,
мало заняты решением хозяйственных проблем, что объясняется скорее
тем, что у них нет времени на домашнее хозяйство, чем отсутствием
желания помочь жене (последнее свойственно респондентам старшей
возрастной группы с неполным средним образованием). Чаще всего исполняют
типично женские обязанности респонденты со средним образованием.
Предполагалось также, что с повышением уровня образования снижается
количество детей в семье. Респонденты с неполным средним образованием
чаще остальных имеют троих (25% опрошенных этой подгруппы), четверых
(13%) и более (2-3%) детей, со средним образованием – одного (33%)
или живут в бездетном браке (18%), лица же с высшим образованием
– чаще обзаводятся двумя детьми (почти у 50%). Наиболее распространена
двухдетная модель семьи. Таким образом, гипотеза об обратной зависимости
числа детей от уровня образования родителей подтверждается лишь
частично, в отношении многодетных семей (3 и более детей). Бездетные
и однодетные семьи чаще создают респонденты со средним образованием.
Таблица 1. Уровень образования респондентов на момент
регистрации брака и проведения опроса (в %)
Пол
|
Образование
|
Неполное среднее
|
Среднее
|
Высшее
|
Мужчины
|
33,6 (35,9)*
|
30,7 (36,5)
|
35,7 (27,5)
|
Женщины
|
29,3 (30,4)
|
38,8 (46,7)
|
31,9 (22,9)
|
ВСЕГО
|
31,5
|
34,8
|
33,7
|
* Уровень образования на момент регистрации брака в скобках
Возраст был третьим критерием отбора респондентов. Были
сформированы 4 примерно равные группы: 18-29, 30-39, 40-49 и старше
50. При анализе данных относительно возраста вступления респондентов
в первый брак выявлено следующее. В Словакии ранние браки по-прежнему
распространены шире, нежели чем в Западной Европе6.
Средний брачный возраст мужчин – 23,5 лет, у женщин – 21,8. Более
того, опровергается гипотеза о том, что старшие поколения обзаводились
семьями раньше. Выявлена тенденция повышения среднего возраста вступления
в первый брак: для респондентов в возрасте более 50 лет он составил
23,8 года, для 40-49-летних – 23,5, для 30-39-летних – 22,7, в самой
молодой группе – 20,8 лет. Однако к концу 90-х годов брачный возраст
несколько увеличился: в 1999 г. средний возраст невесты в Словакии
составил 24,8 года, в свободных браках – 22,5; средний возраст жениха
– соответственно 27,7 и 25,6 лет7.
Как и следовало ожидать, респонденты с высшим образованием женятся
позже: средний брачный возраст у них составляет 24,3 года, у тех,
кто имеет среднее образование – 22,6, у лиц с неполным средним образованием
– 21,6.
По данным переписи 1991 года, абсолютное большинство
населения страны провозгласило себя верующими: 63,7% назвали себя
католиками, 6,2% - протестантами, 2,9% - другого вероисповедания8.
При этом количество атеистов постоянно сокращается. Так, в июле
1998 года к католикам себя отнесли уже 68,7%, к протестантам 12,4%,
к другому вероисповеданию 2,2%. Восточная Словакия - наиболее многонациональная
часть страны. В нашей выборке 56,9% респондентов отнесли себя к
римско-католической церкви, 16,4% - к греко-католической, 4,6% -
к православной, 7,6% назвали себя протестантами, 0,3% - иудаистами,
1% причисляет себя к какой-то другой религии. Таким образом, 86,8%
выборочного массива считают себя верующими. Хотя все перечисленные
конфессии запрещают добрачные сексуальные отношения, равно как и
использование супругами противозачаточных средств, ощутимого влияния
на прихожан это не оказывает. В распределении респондентов по практике
добрачных половых связей в зависимости от декларируемого вероисповедания
не наблюдается статистически значимых отличий. Более 75% католиков
и протестантов, 66% православных, 95,7% неверующих признают практику
добрачного секса с будущим супругом. Наиболее стойкими оказываются
свидетели Йеговы, 66% которых отрицают наличие такого опыта. В применении
контрацептивных средств также не выявлено разницы между неверующими
и теми, кто себя таковыми не считает. Число детей в семье так же
не зависит от религиозной принадлежности. Таким образом, декларация
религиозной принадлежности не влияет на мировоззренческую позицию
и повседневную практику респондентов.
Статистически значимая разница между респондентами в
принятии современной модели брачного поведения выявляется при анализе
частоты посещения богослужений. Почти 11% верующих ходят в храмы
как минимум 2 раза в неделю (это церковно-религиозная группа респондентов9).
Консервативно-религиозные респонденты посещают службы не реже одного
раза в месяц, среди верующих их 42%. Редко (один раз в год) посещают
богослужения 16,2% верующих - это либерально-религиозная группа.
13% заявивших о своей религиозности на практике оказываются религиозно
равнодушны, приходят в храм только на большие праздники. Остальные
(около 16%) на деле и вовсе не верующие, т.к. никогда не присутствовали
на богослужениях. Среди церковно-религиозных респондентов каждый
второй не имел сексуальных отношений с будущим супругом до свадьбы,
что свидетельствует о высокой степени секуляризации партнерских
отношений в этой среде. Среди тех, кто посещает богослужения раз
в неделю, придерживаются той же модели поведения уже 22%. Среди
остальных респондентов такая практика - скорее исключение. Итак,
подавляющее большинство жителей Восточной Словакии практикует добрачные
сексуальные отношения вопреки тому, что относит себя к числу верующих.
Важен не факт принадлежности к определенной конфессии, а частота
практики вероисповедания. То, что церковные табу нарушают даже консервативно-религиозная
часть прихожан, является доказательством того, что верующие зачастую
отделяют свое отношение к богу от реальной повседневной жизни. С
одной стороны, это - свидетельство существования тенденции секуляризации
и модернизации партнерских отношений, но, с другой, религиозные
запреты нарушают отнюдь не все прихожане.
Таблица 2. Влияние практики вероисповедания на модель
брачного поведения (в % к числу опрошенных)
Посещаемость богослужений
|
Часть массива
|
Опыт добрачных сексуальных отношений
|
Без ответа
|
Да
|
Нет
|
Гражданский брак
|
Каждый день
|
2,3
|
0,0
|
56,3
|
43,7
|
0,0
|
2 раза в неделю
|
8,6
|
0,0
|
43,3
|
56,7
|
0,0
|
Раз в неделю
|
33,3
|
1,3
|
72,8
|
22,0
|
3,9
|
Раз в месяц
|
8,6
|
0,0
|
85,0
|
11,7
|
3,3
|
Раз в год
|
16,2
|
0,0
|
89,3
|
8,0
|
2,7
|
В Рождество
|
9,1
|
1,6
|
84,1
|
12,7
|
1,6
|
На венчание или крещение
|
4,2
|
0,0
|
100,0
|
0,0
|
0,0
|
Никогда
|
15,8
|
0,0
|
89,1
|
5,5
|
5,4
|
ВСЕГО:
|
100,0
|
0,6
|
78,6
|
17,8
|
3,0
|
Среди верующих выявлено и разное отношение к средствам
контрацепции. Среди респондентов, чаще всего посещающих богослужения,
половина никак не предохраняется, треть практикует прерывание полового
акта, только 12% используют презерватив. Среди тех, кто ходит в
храм дважды в неделю, - соответственно 48%, 22%, 17%, еще 5% используют
таблетки. Для сравнения в группе тех, кто не посещает службы, 20%
прерывают половой акт, 20% используют фармацевтические средства,
17% - презерватив, 16% - внутриматочные средства, 20% не пользуются
никакой контрацепцией. Таким образом, чем чаще посещают респонденты
богослужения, тем реже практикуют добрачный секс, меньше используют
в своих семьях противозачаточные средства. Такие респонденты чаще
имеют 3 и более детей. Самый высокий уровень детности отмечен у
тех, кто ходит в храм каждый день – 2,7, самый низкий – 1,4 – у
не посещающих богослужения.
Интересно, что в словацкой социологии семьи редко анализируется
феномен свободных (незарегистрированных) браков. В нашей выборке
перед регистрацией брака сожительствовали 13,6% респондентов, 3,7%
живут в свободных браках и сейчас. По нашему мнению, таким
образом пары как бы проверяют свои отношения, регистрируя их в случае
беременности. Однако можно предполагать, что в дальнейшем такие
браки будут более распространены.
Фундаментальные изменения в брачном поведении населения,
наблюдавшиеся в западноевропейских странах в 80-е годы, привели
к уравниванию официальных и свободных браков; дети, рожденные вне
брака, имеют те же права, что и законнорожденные. «Вторая демографическая
революция» в Словакии проходит на 20-25 лет позже10.
Плюрализм постмодернизма, ориентированный на автономность индивида
по отношению к обществу, еще не вошел в повседневную жизнь. Мы только
начинаем замечать ее последствия – рост количества разводов, снижение
рождаемости и т.д. В отношении свободных браков и внебрачных детей
словаки опаздывают еще больше: абсолютное большинство детей рождается
в браке. Однако доля незаконнорожденных детей незаметно, но увеличивается
(с 10 до 14%), в первую очередь, благодаря снижению рождаемости
в целом11.
* * *
Итак, в современной восточно-словацкой популяции преобладает
декларативный подход к презентации своего стиля жизни, что выражается
в значительной акцептации формального брака, которому отдают предпочтение
90% населения независимо от уровня образования, религиозной принадлежности,
типа населенного пункта. В исследуемой области преобладает сельский
стиль жизни, явно выражена установка на помощь извне, зависимость,
экстернальность жизненной позиции (что подтверждает высокий уровень
безработицы – почти 20%). Постмодернистская направленность к плюрализму
в жизненных моделях и ориентациях пока не носит выраженный характер.
Однако, соглашаясь с Рабушицом в том, что социально-экономические
структуры в обществе взаимосвязаны с определенными моделями поведения
индивидов, формируют друг друга12,
рассматриваем репродуктивное поведение восточных словаков как смешанное,
модернистско-традиционное и специфичное. Словацкие социально-экономические
структуры также не идентичны по своей форме постиндустриальным западноевропейским.
Конечно, можно надеяться, что их различия носят стабильный характер,
что Восточная Европа и дальше будет оставаться самобытной, непохожей
на Западную. Однако тенденции сближения все же выявляются, поэтому
скорее можно предполагать определенную степень отставания словацкой
популяции от европейской. Анализ эмпирического исследования выявил
наличие в брачном поведении восточных словаков современных, секулярных,
демократических тенденций, свойственных для второго демографического
переворота конца 70-х годов прошлого века в Западной Европе, при
сохранении традиционно-современных христианских моделей.
1 КРАЛЕВА Люба –
кандидат социологических наук, сотрудник университета имени Й.П.
Шафарика г. Кошица, Словакия
2 Botíková
M., Jakubíková K., Švecová S. Tradície
slovenskej rodiny. 1997.
3 От лат. «saecularis»
– светский.
4 Filadelfiová
J., Guráň P. Obyvatel’stvo a rodina // Slovensko 1997.
Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch
na rok 1998. 1998. р. 458
5 Král'ová
L'. Homogamia – zákon alebo alternatíva výberu životného
partnera? // Sociologický časopis. 1995. № 3.}
6 Filadelfiová
J., Guráň P. Demografický vývoj // Slovensko
1996. Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch
na rok 1997. 1997. р. 173
7 Filadelfiová
J. Rodina 90 rokov na Slovensku // Rodina v spoločenských
premenách Slovenska. 2001. р. 56
8 Bunčák
J., Harmadyová V., Krivý V. Základné výsledky
sociologického prieskumu Náboženstvo 1998. 1999.
9 Об этой типологии
см.: Bunčák J., Harmadyová V., Krivý V. Základné
výsledky sociologického prieskumu Náboženstvo
1998. 1999. p. 2
10 Filadelfiová
J., Guráň P. Demografický vývoj // Slovensko
1996. Súhrnná správa o stave spoločnosti a trendoch
na rok 1997. 1997. р. 174
11 там же, р. 175
12 Rabušic
L. O současném vývoji manželského a rodinného
chování v České republice // Demografie. 1996.
№3. рр. 173-179
|