|
|
Почему
мы не любим приезжих?
Часть первая
|
|
Над темой номера работал Лев ГУДКОВ
|
За что мы их не любим?
Чем опрошенные мотивируют свое негативное отношение
к приезжим?
При большом количестве говорящих о необходимости введения
разного рода запретов и ограничений, применения к мигрантом репрессий
и т.п., реально фиксируется лишь сравнительно небольшое число тех,
кто говорит о своем внутреннем чувстве незащищенности или тревожности
в связи с продолжающейся миграцией в Россию. Во всяком случае, эти
два массива не равны друг другу, хотя и сопоставимы. На вопрос (июнь
2003, N=1600): "Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу
безопасности России люди нерусских национальностей проживающие в
России, мигранты из других стран?" - "только" 18%
опрошенных считали, что над российским населением нависла "большая
угроза", другие, (а это 28% опрошенных) характеризовали ее
в категориях неопределенности - "некоторая угроза". Иначе
говоря, разделяли такие опасения 46%, хотя большинство - 52% - отвечали,
что-либо тут никакой особенной проблемы нет либо она не настолько
значительная, чтобы говорить об этом в категориях "угрозы",
"опасности", т.е. причин для особой тревоги нет. То же
самое показали замеры год спустя: полностью согласных с этим суждением
было лишь 16% (а вместе с теми, кто ответил "скорее, да",
разделяющих подобные мнения оказалось 42%, в 2005 году - 37%); не
согласны - 52% (в 2005 году - 57%, соответственно). Эти данные (рис.
6) свидетельствуют о том, что речь не идет о реактивных настроениях,
психологических состояниях, возникающих в ответ на какие-либо внешние
воздействия или события, напротив, это гораздо более устойчивые
комплексы массовых представлений, играющие важнейшую роль в поддержании
баланса образов "себя" и "других" в структурах
самоидентификации.
август 2004 и август 2005 гг.; N=1600 и 1881
Рисунок 6. Распространенность комплексов ущемленности.
Доля (%) положительных ответов на вопрос: "Согласны ли Вы или
нет с мнением, что…"
О том, с чем конкретно связывают респонденты отрицательные
последствия пребывания в России нерусских, приезжих и т.п., можно
судить по ответам на вопросы, представленным на рис. 7.
Декабрь 2002 года, городское население, N=4500; в % к числу опрошенных,
сумма больше 100%, поскольку респондент мог выбрать для ответа
до 3-х вариантов
Рисунок 7. Почему вы отрицательно относитесь к тому,
что в последние годы в Россию приехало много иностранцев и мигрантов…?
(в % от опрошенных)
Интересно, что важнейшие мотивы: "они" пользуются
тем, что по праву должно принадлежать только местным, а потому -
"они вытесняют коренное население с насиженных мест",
"они - чужие" - открыто не называются основной массой
опрошенных. На приезжих проецируются внутренняя агрессия, которая
"рационально" обосновывается чужими, заимствованными из
языка официоза или других социальных групп аргументами.
Чем сильнее сомнения в устойчивости социального порядка,
кризис легитимности, выше недоверие к институциональной системе,
неспособной обеспечить известную упорядоченность жизни, тем ощутимее
массовое стремление к простейшим формам защиты, психологической
компенсации. А оно выражается, прежде всего, в запросах на восстановление
жесткого управления, проведение строгой нормативно-запретительной
политики, установление системы барьеров и предписаний, которые бы
вводили массовое поведение в четкие рамки официальных и полицейских
предписаний. Можно сказать, что общая композиция массового сознания
строится на оппозиции власть - объекты страхов и порождаемые ими
напряжения или неудовлетворенность действиями властей13.
А среди этих объектов страхов оказываются - среди прочего - и объекты
ксенофобии.
Эта "редукция сложности" со всей очевидностью
проступает в ответах респондентов на вопрос, что респонденты считают
недопустимым в публичной жизни и что должно быть запрещено в нынешних
условиях (рис. 8).
2003 год, N=1600; в % к числу опрошенных
Рисунок 8. Что недопустимо в публичной жизни и должно
быть запрещено
Более темным цветом выделены существенные для нашего
анализа пункты. Казалось бы, что общего между недовольством рекламой,
нищими на улицах и отношением к инородцам или рессантиментными переживаниями,
связанными с появлением "новых русских"? Общее только
одно: фобии нового, изменившегося порядка вещей легко переходят
в ксенофобию и потребность в защитно-запретительных барьерах против
групп, маркируемых в качестве симптомов или носителей этих изменений,
и все они увязываются на определенных нормативных ожиданиях репрессивных
действий властей.
13 - В этом смысле приход Путина лишь подтвердил
общую готовность к восстановлению авторитарного режима и соответствовал
общей тенденции к запретительству как единственному механизму поддержания
стабильности.
|