Rambler's Top100

№ 231 - 232
23 января - 5 февраля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Почему мы не любим приезжих? Часть первая

Когда мы стали не любить приезжих?

Мы не любим их, потому что Россия - для русских

За что мы их не любим?

Что можно и чего нельзя нерусским?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сергей Герасимов. Хозяин Земли. Sergei Gerasimov. Master of the Earth. (1918)

Почему мы не любим приезжих?

Часть первая

Лев ГУДКОВ

Над темой номера работал Лев ГУДКОВ

За что мы их не любим?

Чем опрошенные мотивируют свое негативное отношение к приезжим?

При большом количестве говорящих о необходимости введения разного рода запретов и ограничений, применения к мигрантом репрессий и т.п., реально фиксируется лишь сравнительно небольшое число тех, кто говорит о своем внутреннем чувстве незащищенности или тревожности в связи с продолжающейся миграцией в Россию. Во всяком случае, эти два массива не равны друг другу, хотя и сопоставимы. На вопрос (июнь 2003, N=1600): "Как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди нерусских национальностей проживающие в России, мигранты из других стран?" - "только" 18% опрошенных считали, что над российским населением нависла "большая угроза", другие, (а это 28% опрошенных) характеризовали ее в категориях неопределенности - "некоторая угроза". Иначе говоря, разделяли такие опасения 46%, хотя большинство - 52% - отвечали, что-либо тут никакой особенной проблемы нет либо она не настолько значительная, чтобы говорить об этом в категориях "угрозы", "опасности", т.е. причин для особой тревоги нет. То же самое показали замеры год спустя: полностью согласных с этим суждением было лишь 16% (а вместе с теми, кто ответил "скорее, да", разделяющих подобные мнения оказалось 42%, в 2005 году - 37%); не согласны - 52% (в 2005 году - 57%, соответственно). Эти данные (рис. 6) свидетельствуют о том, что речь не идет о реактивных настроениях, психологических состояниях, возникающих в ответ на какие-либо внешние воздействия или события, напротив, это гораздо более устойчивые комплексы массовых представлений, играющие важнейшую роль в поддержании баланса образов "себя" и "других" в структурах самоидентификации.

август 2004 и август 2005 гг.; N=1600 и 1881

Рисунок 6. Распространенность комплексов ущемленности. Доля (%) положительных ответов на вопрос: "Согласны ли Вы или нет с мнением, что…"

О том, с чем конкретно связывают респонденты отрицательные последствия пребывания в России нерусских, приезжих и т.п., можно судить по ответам на вопросы, представленным на рис. 7.

Декабрь 2002 года, городское население, N=4500; в % к числу опрошенных, сумма больше 100%, поскольку респондент мог выбрать для ответа до 3-х вариантов

Рисунок 7. Почему вы отрицательно относитесь к тому, что в последние годы в Россию приехало много иностранцев и мигрантов…? (в % от опрошенных)

Интересно, что важнейшие мотивы: "они" пользуются тем, что по праву должно принадлежать только местным, а потому - "они вытесняют коренное население с насиженных мест", "они - чужие" - открыто не называются основной массой опрошенных. На приезжих проецируются внутренняя агрессия, которая "рационально" обосновывается чужими, заимствованными из языка официоза или других социальных групп аргументами.

Чем сильнее сомнения в устойчивости социального порядка, кризис легитимности, выше недоверие к институциональной системе, неспособной обеспечить известную упорядоченность жизни, тем ощутимее массовое стремление к простейшим формам защиты, психологической компенсации. А оно выражается, прежде всего, в запросах на восстановление жесткого управления, проведение строгой нормативно-запретительной политики, установление системы барьеров и предписаний, которые бы вводили массовое поведение в четкие рамки официальных и полицейских предписаний. Можно сказать, что общая композиция массового сознания строится на оппозиции власть - объекты страхов и порождаемые ими напряжения или неудовлетворенность действиями властей13. А среди этих объектов страхов оказываются - среди прочего - и объекты ксенофобии.

Эта "редукция сложности" со всей очевидностью проступает в ответах респондентов на вопрос, что респонденты считают недопустимым в публичной жизни и что должно быть запрещено в нынешних условиях (рис. 8).

2003 год, N=1600; в % к числу опрошенных

Рисунок 8. Что недопустимо в публичной жизни и должно быть запрещено

Более темным цветом выделены существенные для нашего анализа пункты. Казалось бы, что общего между недовольством рекламой, нищими на улицах и отношением к инородцам или рессантиментными переживаниями, связанными с появлением "новых русских"? Общее только одно: фобии нового, изменившегося порядка вещей легко переходят в ксенофобию и потребность в защитно-запретительных барьерах против групп, маркируемых в качестве симптомов или носителей этих изменений, и все они увязываются на определенных нормативных ожиданиях репрессивных действий властей.


13 - В этом смысле приход Путина лишь подтвердил общую готовность к восстановлению авторитарного режима и соответствовал общей тенденции к запретительству как единственному механизму поддержания стабильности.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.