Rambler's Top100

№ 231 - 232
23 января - 5 февраля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Почему мы не любим приезжих? Часть первая

Когда мы стали не любить приезжих?

Мы не любим их, потому что Россия - для русских

За что мы их не любим?

Что можно и чего нельзя нерусским?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сергей Герасимов. Хозяин Земли. Sergei Gerasimov. Master of the Earth. (1918)

Почему мы не любим приезжих?

Часть первая

Лев ГУДКОВ

Над темой номера работал Лев ГУДКОВ

Мы не любим их, потому что Россия - для русских

В конце 1990-х годов - начале 2000-х опросы фиксируют укрепление в коллективном сознании ощущения национальной исключительности, мифологии "особого пути", шовинистических установок в отношении любых "чужаков", мигрантов, приезжих и т.п. Одновременно усилилась привлекательность лозунга "Россия для русских" - формула, в которой изначально заложено отрицательное отношение ко всем "пришлым".

Конечно, разные люди понимают этот лозунг по-разному. Перекрестный анализ ответов позволяет увидеть, какие мнения респондентов группируются в определенные комплексы представлений по этому поводу (табл. 1).

Таблица 1. Что означает лозунг "Россия для русских"? (в % к числу опрошенных; без затруднившихся ответить, июнь, 2005, N=1600)

Варианты ответов*

1.
Государ-ственная поддер-жка …

2.
Админи-стратив-ный контроль…

3.
Ограни-чения в прож-ивании…

4.
Высе-ление нерус-ских…

5.
Запрет на работу в госаппа-рате…

6.
Преи-мущества для русских…

В среднем

47

31

31

21

25

37

1. Государственная поддержка …

100

28

26

24

24

47

2. Административный контроль…

43

100

43

28

32

36

3. Ограничения в проживании…

40

44

100

30

37

37

4. Выселение нерусских…

53

41

43

100

50

51

5. Запрет на работу в госаппарате…

45

39

44

42

100

46

6. Преимущества для русских…

59

30

31

29

32

100

* Полная формулировка ответов:
1. Государственная поддержка русской культуры, национальных традиций;
2. Административный контроль за действия нерусских, которые высказывают враждебность к традициям и ценностям русского народа.
3. Ограничения в проживании нерусских в городах на территории России;
4. Выселение нерусских (кавказцев китайцев и др.) с исконных русских территорий;
5. Запрет для нерусских занимать ответственные должности в правительстве, ГД, СФ, администрации президента, руководстве;
6. Преимущества для русских при занятии государственных и других руководящих должностей, при поступлении в институты.

Как видим, не все сводится к отношению к приезжим. Почти половина опрошенных, разделяющих программу "Россия для русских", понимает под этим, в первую очередь, необходимость проведения активной национально-культурной политики государства, направленной на финансовую и организационную поддержку учреждений и коллективов, занимающихся "русской тематикой". Правда, что реально должно означать подобная имитация традиционной культуры, сказать очень трудно. Если судить по рейтингам ТВ, то передачи с "фольклорно-плясовым" колоритом не пользуются особой популярностью. Но сам этот нео- или псевдотрадиционализм (в самом широком плане - от реставрированного или "изобретенного", если вспомнить выражение Э. Хобсбаума, фольклора до имперской идеологии) оказывается чрезвычайно затребованным и властью, и с готовностью поддерживающим ее обществом, по крайней мере - той половиной его, которая поддерживает этот лозунг.

Но, в строгом смысле, четких границ между различными вариантами политики "Россия для русских" нет, поскольку половина тех, кто придерживается как будто бы культурно-поощрительной политики, готовы разделять жесткие требования административного воздействия на мигрантов, и наоборот.

Таким образом, мы имеем дело, по крайней мере, с двумя основными типами консервативной защиты этнической общности (в данном случае, русских), апеллирующей к государственной власти для проведения охранительной национальной политики.

Первый тип, который можно назвать условно "мягкой" реакцией на миграцию, представляет собой скорее поощрение определенной политики поддержки культуры русских и предоставления привилегий для русских в доступе к образованию, карьере, занятиях ключевых позиций в бизнесе, органах правопорядка и армии, государственном управлении и т.п. Он предполагает сравнительно слабые формы административного контроля над чужими. Этот вариант этнократической или этнономеклатурной политики хорошо известен как в некоторых регионах России (бывших национальных автономиях), так и за рубежом. В общем и целом ее выдвигают ресурсообеспеченные группы, которые стремятся закрепить свое особое преимущественное положение и в дальнейшем.

Второй, более жесткий, тип можно назвать "изоляционистским", он ориентирован на репрессивную политику по отношению к этническим чужакам или мигрантам, запреты для нерусских занимать ответственные должности в правительстве, парламенте, администрации президента. Короче, он предполагает закрытие для чужих, приезжих доступа к ключевым социальным и политическим позициям в российском обществе (сюда входит и ограничение районов проживания или даже выселение приезжих с территорий, где проживают большинство русских, установление административного надзора над нерусскими в целом или, по крайней мере, теми группами, которые, по мнению надзирающих, отличаются "враждебностью в отношении русских", их ценностей и символов). Подобные установки чаще характерны для бедных в ресурсном плане групп (малоимущих, низкостатусных, пожилых респондентов, провинциалов, не имеющих других средств выживания в плюралистических или конкурентных условиях, кроме как символического уничтожения конкурентов).

В целом же лозунг "Россия для русских" в той или иной мере поддерживает весьма значительная - и растущая - доля россиян, тогда как доля тех, кто не приемлет этот лозунг, сокращается (рис. 5).

Рисунок 5. Как Вы относитесь к идее "Россия для русских" (основные ответы, в % к числу опрошенных; N=1600)

Если в начале или середине 1990-х не более 20-25% населения характеризовались склонностью к идее "России для русских", то в 1998 году этот лозунг поддерживали уже 43%, а в 2001 году - свыше 58% российского населения, причем быстрее усиливалась выраженно шовинистическая его составляющая ("давно пора!"), характерная главным образом для низов и социальной середины (с 1999 по 2005 год доля этих ответов выросла в полтора раза), но и более респектабельная и "умеренная" его форма также, хотя и не так существенно, усиливалась (на 9 п.п., или почти на треть).

Массив разделяющих эти лозунги медленно увеличивался с приходом Путина к власти, началом новой чеченской войны, общим заметным поворотом к русскому традиционализму. Одновременно уменьшалось сопротивление русскому национал-изоляционизму и шовинизму (на те же 9 п.п. - с 32 до 23%). "Перетекание" мнений шло от "не задумывающихся" к тем, кто разделяет эти идеи, но в сравнительно умеренном виде, а часть этих "умеренных" сменила их на более радикально-агрессивные формы выражения своих взглядов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.