|
|
Почему
мы не любим приезжих?
Часть первая
|
|
Над темой номера работал Лев ГУДКОВ
|
Мы не любим их, потому что Россия - для русских
В конце 1990-х годов - начале 2000-х опросы фиксируют
укрепление в коллективном сознании ощущения национальной исключительности,
мифологии "особого пути", шовинистических установок в
отношении любых "чужаков", мигрантов, приезжих и т.п.
Одновременно усилилась привлекательность лозунга "Россия для
русских" - формула, в которой изначально заложено отрицательное
отношение ко всем "пришлым".
Конечно, разные люди понимают этот лозунг по-разному.
Перекрестный анализ ответов позволяет увидеть, какие мнения респондентов
группируются в определенные комплексы представлений по этому поводу
(табл. 1).
Таблица 1. Что означает лозунг "Россия для русских"?
(в % к числу опрошенных; без затруднившихся ответить, июнь, 2005,
N=1600)
Варианты ответов*
|
1.
Государ-ственная поддер-жка …
|
2.
Админи-стратив-ный контроль…
|
3.
Ограни-чения в прож-ивании…
|
4.
Высе-ление нерус-ских…
|
5.
Запрет на работу в госаппа-рате…
|
6.
Преи-мущества для русских…
|
В среднем
|
47
|
31
|
31
|
21
|
25
|
37
|
1. Государственная поддержка …
|
100
|
28
|
26
|
24
|
24
|
47
|
2. Административный контроль…
|
43
|
100
|
43
|
28
|
32
|
36
|
3. Ограничения в проживании…
|
40
|
44
|
100
|
30
|
37
|
37
|
4. Выселение нерусских…
|
53
|
41
|
43
|
100
|
50
|
51
|
5. Запрет на работу в госаппарате…
|
45
|
39
|
44
|
42
|
100
|
46
|
6. Преимущества для русских…
|
59
|
30
|
31
|
29
|
32
|
100
|
* Полная формулировка ответов:
1. Государственная поддержка русской культуры, национальных традиций;
2. Административный контроль за действия нерусских, которые высказывают
враждебность к традициям и ценностям русского народа.
3. Ограничения в проживании нерусских в городах на территории
России;
4. Выселение нерусских (кавказцев китайцев и др.) с исконных русских
территорий;
5. Запрет для нерусских занимать ответственные должности в правительстве,
ГД, СФ, администрации президента, руководстве;
6. Преимущества для русских при занятии государственных и других
руководящих должностей, при поступлении в институты.
Как видим, не все сводится к отношению к приезжим. Почти
половина опрошенных, разделяющих программу "Россия для русских",
понимает под этим, в первую очередь, необходимость проведения активной
национально-культурной политики государства, направленной на финансовую
и организационную поддержку учреждений и коллективов, занимающихся
"русской тематикой". Правда, что реально должно означать
подобная имитация традиционной культуры, сказать очень трудно. Если
судить по рейтингам ТВ, то передачи с "фольклорно-плясовым"
колоритом не пользуются особой популярностью. Но сам этот нео- или
псевдотрадиционализм (в самом широком плане - от реставрированного
или "изобретенного", если вспомнить выражение Э. Хобсбаума,
фольклора до имперской идеологии) оказывается чрезвычайно затребованным
и властью, и с готовностью поддерживающим ее обществом, по крайней
мере - той половиной его, которая поддерживает этот лозунг.
Но, в строгом смысле, четких границ между различными
вариантами политики "Россия для русских" нет, поскольку
половина тех, кто придерживается как будто бы культурно-поощрительной
политики, готовы разделять жесткие требования административного
воздействия на мигрантов, и наоборот.
Таким образом, мы имеем дело, по крайней мере, с двумя
основными типами консервативной защиты этнической общности (в данном
случае, русских), апеллирующей к государственной власти для проведения
охранительной национальной политики.
Первый тип, который можно назвать условно "мягкой"
реакцией на миграцию, представляет собой скорее поощрение определенной
политики поддержки культуры русских и предоставления привилегий
для русских в доступе к образованию, карьере, занятиях ключевых
позиций в бизнесе, органах правопорядка и армии, государственном
управлении и т.п. Он предполагает сравнительно слабые формы административного
контроля над чужими. Этот вариант этнократической или этнономеклатурной
политики хорошо известен как в некоторых регионах России (бывших
национальных автономиях), так и за рубежом. В общем и целом ее выдвигают
ресурсообеспеченные группы, которые стремятся закрепить свое особое
преимущественное положение и в дальнейшем.
Второй, более жесткий, тип можно назвать "изоляционистским",
он ориентирован на репрессивную политику по отношению к этническим
чужакам или мигрантам, запреты для нерусских занимать ответственные
должности в правительстве, парламенте, администрации президента.
Короче, он предполагает закрытие для чужих, приезжих доступа к ключевым
социальным и политическим позициям в российском обществе (сюда входит
и ограничение районов проживания или даже выселение приезжих с территорий,
где проживают большинство русских, установление административного
надзора над нерусскими в целом или, по крайней мере, теми группами,
которые, по мнению надзирающих, отличаются "враждебностью в
отношении русских", их ценностей и символов). Подобные установки
чаще характерны для бедных в ресурсном плане групп (малоимущих,
низкостатусных, пожилых респондентов, провинциалов, не имеющих других
средств выживания в плюралистических или конкурентных условиях,
кроме как символического уничтожения конкурентов).
В целом же лозунг "Россия для русских" в той
или иной мере поддерживает весьма значительная - и растущая - доля
россиян, тогда как доля тех, кто не приемлет этот лозунг, сокращается
(рис. 5).
Рисунок 5. Как Вы относитесь к идее "Россия для
русских" (основные ответы, в % к числу опрошенных; N=1600)
Если в начале или середине 1990-х не более 20-25% населения
характеризовались склонностью к идее "России для русских",
то в 1998 году этот лозунг поддерживали уже 43%, а в 2001 году -
свыше 58% российского населения, причем быстрее усиливалась выраженно
шовинистическая его составляющая ("давно пора!"), характерная
главным образом для низов и социальной середины (с 1999 по 2005
год доля этих ответов выросла в полтора раза), но и более респектабельная
и "умеренная" его форма также, хотя и не так существенно,
усиливалась (на 9 п.п., или почти на треть).
Массив разделяющих эти лозунги медленно увеличивался
с приходом Путина к власти, началом новой чеченской войны, общим
заметным поворотом к русскому традиционализму. Одновременно уменьшалось
сопротивление русскому национал-изоляционизму и шовинизму (на те
же 9 п.п. - с 32 до 23%). "Перетекание" мнений шло от
"не задумывающихся" к тем, кто разделяет эти идеи, но
в сравнительно умеренном виде, а часть этих "умеренных"
сменила их на более радикально-агрессивные формы выражения своих
взглядов.
|