Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Миграционная политика России: постсоветские контексты

Политика иммиграции и натурализации в России

Миграционная система России

Миграции населения в странах СНГ, связанные с опустыниванием и засухой

Международная миграция (молодёжный выпуск)

Тенденции международной миграции

Законодательство Российской Федерации по вопросам привлечения иностранной рабочей силы: состояние и пути совершенствования

По страницам журналов «Вестник форума», «Со-Общение»

Содержание журнала «Hommes et migrations»

М.Л. Тюркин

МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Монография

М., Издательский дом "Стратегия", 2005, 368 страниц


Основные требования к эффективной миграционной системе (стр. 110)

Категории требований

Содержание основных требований

Пространственная

К территориальному расположению структурных элементов МС.

К пространственным параметрам элементов МС, особенно создаваемым в период возникновения ЧС в районах массового исхода населения.

К территориальному распределению мигрантов и др.

Временная (затраты времени)

К определению сроков развертывания и продолжительности функционирования модульных элементов МС.

К определению сроков готовности МС для функционирования в условиях чрезвычайного положения (возникновения чрезвычайной ситуации)*.

К определению временных параметров для осуществления различных миграционных процедур и др.

Вероятностная

К уровню профессиональной готовности руководства и персонала МС.

К вероятности надежности выполнения подсистемами и элементами МС функциональных задач.

К степени обоснованности расчетов при проектировании миграции, организации перемещения и обеспечении приживаемости мигрантов и др.

Системная

Производительность МС России – ее способность выполнить установленные государственные квоты по приему и размещению иммигрантов из-за рубежа, а также обеспечить государственное управление перемещением людей внутри страны и за ее пределы в соответствии с действующими правовыми нормами для реализации личных и общественных интересов.

Применение сценарного метода для прогнозирования чистой миграции в начале современного этапа развития МС, тыс. человек (стр. 121)

Страны

Периоды времени, годы

Годы до 1992

1995-1999

2000-2004

2005-2009

2010-2014

2015-2019

Франция

0

0

0

0

0

ФРГ

562

529

205

160

160

Великобритания

0

0

0

0

0

Швейцария-1

199

57

-24

-106

-68

Швейцария-2

 

100

65

31

17

29

Россия-ООН

-

1995-2000

2000-2005

2005-2010

2010-2015

1994

34

8

8

0

1998

394

299

204

124

Россия:

-

200

2005

2010

2015

Госкомстат

1993

213

142

34

20

2001

-

93

83

82

Центр демографии и экологии человека ИНП РАН

1994

373

313

191

142

1999

265

214

196

185

В.А.Ионцев
1996

350

300

200

180

1999

-

205

212

163

Россия, среднее значение

272

172

141

116

Тенденция

Исходное значение

Снижение в 1,6 р.

Снижение в 1,9 р.

Снижение в 2,3 р.

Основные функции миграционной системы (стр. 139)

Управления

Права

Информатизации

Обеспечения

• принятие (уточнение) решений
• постановка задач
• координация
• руководство
• контроль
• практическая помощь
• изучение и обобщение передового опыта
• взаимодействие подсистем

• предоставление правового статуса
• правоприменительные
• надзорные
• контроль соблюдения законодательства в области занятости, защиты рынков труда, социальной защиты и др.
• регламентирование иммиграции
• адаптация к международному и федеральному миграционному законодательству

• формирование общественного мнения
• доведение правил въезда, пребывания и обустройства в России
• содействие СМИ
• мониторинг миграционной обстановки
• автоматизация сбора, обработки и доведения информации в МС

• финансовая
• научная
• паспортно-визовая
• таможенная
• реадмисионная
• жилищная
• социальных услуг
• реализация государственных гарантий по обустройству на МПЖ
• выдворение незаконных мигрантов и др.

Система критериев для оценки международной миграции (стр. 199-200)

Критерии

Характеристика критериев

Анализ критериев

Цель пребывания

Важен при определении статуса международного мигранта через его потенциальную экономическую активность;

Достоинства: важен при определении статуса международного мигранта через его потенциальную экономическую активность; важен для принимающего государства, определяющего визовые ограничения, по которым лицо может быть допущено на его территорию на законных основаниях*.

Идентификация международных трудящихся-мигрантов;

Недостатки: цель пребывания вряд ли является точным отражением намерений самого мигранта.

Двуедин – как отражение субъективных намерений международного мигранта или как причина допуска в страну, утвержденная законодательством принимающего государства.

Место рождения

Используется для идентификации международных мигрантов при переписи населения.

Достоинства: позволяет идентифицировать международных и внутренних мигрантов лишь по одному вопросу.

Недостатки: нет гарантий, что иностранцы, учтенные в данной стране, должны обязательно в нее мигрировать, это зависит от института предоставления в ней гражданства.

Место жительства постоянное

Государство предоставляет иностранцам привилегии постоянного проживания; de jure подразумевает наличие у лица места жительства в рассматриваемой стране, вменение ему некоторых прав и обязанностей (право детей посещать местные общественные школы, обязанности платить местные и государственные налоги); de facto подразумевает действительное проживание (пребывание) в данном месте в определенном минимуме времени (в странах с фактическим подходом минимальное время для получения статуса постоянного жителя составляет от трех месяцев до года).

Достоинства: применяется в случаях изменения места жительства и статуса проживания в 73 из 90 стран; определение de facto постоянного проживания для идентификации международных мигрантов позволяет избежать определенных проблем, связанных с подходом de jure в случае, если все страны примут единую характеристику продолжительности пребывания в месте жительства.

Недостатки: правовая интерпретация постоянного жительства исходит в своем значении из законов и нормативных актов соответствующей страны и для разных стран различна.

Гражданство

Связывает два различных суверенных государства, но не все перемещающие лица одинаково трактуются с правовой точки зрения.

Достоинства: объективность – для выполнения формальностей по въезду или выезду требуется доказывать гражданскую принадлежность на основе предметного правового освидетельствования – предъявления паспорта.

Определяет права и свободы человека в стране. Используется для установления лиц, подлежащих контролю при пересечении ими госграниц.

Недостатки: случаи двойного и множественного гражданства, преднамеренного изменения паспортных данных и др.; заключительная стадия миграции – приживаемость, как правило, обеспечивается доказанностью законного гражданства.

В большинстве стран представляет собой основной критерий идентификации международных мигрантов.

Пригоден для рассмотрения последствий международной миграции.

Время или продолжительность пребывания в стране

Относится к продолжительности законного срока действия привилегии постоянного проживания (США), а также к намерению постоянно проживать в стране в течение года или более после того, как лицо прожило за пределами страны не менее года.

Достоинства: используется как критерий определения статуса международного мигранта; вопросы, связанные со сроком продолжительности пребывания не могут быть отделены от роли государства в управлении процессами международной миграции; влияние количественной оценки на действительные результаты.

Чаще согласуется с законностью постоянного места жительства, как временные ограничения или их отсутствие, установленные законами (нормами права) по отношению к праву на законное постоянное жительство, предоставленное принимающим государством иностранцу.

Недостатки: по-разному трактуется различными странами, так что при ограниченной юридической продолжительности пребывания, фактические сроки пребывания могут быть большими.

Критерии и показатели эффективности миграционного процесса региональной миграционной системы (стр. 219-220)

Критерии

Показатели

Целевой

• разработанность комплекса целей миграционной политики России;

• определение целей миграционной деятельности МВД России;

• конкретность целей миграционной деятельности ФМС;

• определение результата функционирования региональной МС;

• направленность целей миграционной деятельности в России;

• наличие и состояние механизма диагностики и коррекции целей миграционной деятельности

Деятельностный

• степень взаимодействия руководства и персонала;

• состояние общей и корпоративной культуры руководства и персонала МС;

• характер отношений между субъектами миграционного процесса

Содержательный

• степень соответствия подготовки и квалификации персонала их профессиональной деятельности в сфере миграции;

• соответствие реализуемой миграционной деятельности действующему миграционному законодательству (правовым нормативным актам) в России и за рубежом;

• соответствие управляющих воздействий руководства МС установленному миграционному законодательству

Управляющий

• отношение персонала органов, организаций и учреждений МС к управляющему воздействию органов управления миграцией в России;

• целесообразность применяемой модели подсистемы управления МС;

• компетентность и профессиональная готовность руководства МС;

• развитость у персонала миграционных структур систематизированных представлений, знаний, навыков и умений к миграционной деятельности

Обеспечивающий

• уровни: научного, финансового, материально-технического, методического, пограничного, трудового, паспортно-визового обеспечения МС;

• эффективность иммиграционного контроля

Результативный

• производительность интегрированного миграционного процесса (совокупности миграционных процессов), как способность существующей МС выполнить установленные государственные квоты по приему и размещению иммигрантов из-за рубежа, а также обеспечить государственное управление перемещением людей внутри страны и за ее пределы в соответствии с действующими правовыми нормами для реализации личных, общественных и государственных интересов

Монография ориентирована на комплексный историко-правовой, сравнительно-правовой, концептуально-правовой, терминологический, методологический и экспериментально-правовой анализ общественных отношений, возникающих в сфере миграции на международном, российском и региональном уровнях и выработку на этой основе рекомендаций и предложений по совершенствованию миграционной системы России. Автором обосновывается концепция совершенствования миграционной системы России как самостоятельный проект.

Монография может быть полезной для органов исполнительной власти, научных работников и исследователей, занимающихся проблематикой миграционного законодательства, а также для руководящего состава и персонала миграционных структур России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ИНОСТРАННЫХ МИГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ

§ 1. Историко-правовой анализ отечественной миграционной системы
§ 2. Сравнительно-правовой анализ миграционных систем США, Франции и ФРГ
§ 3. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы России

Глава II. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

§ 1. Миграция как объект управления
§ 2. Обоснование требований к перспективной миграционной системе России
§ 3. Сущность и структура миграционной системы России
§ 4. Структурно-функциональный анализ правоотношений в миграционной системе России и ее подсистемах

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

§ 1. Организационные основы экспериментально-правовой работы
§ 2. Методологические основы экспериментально-правового исследования миграционной системы России
§ 3. Результативность опытно-экспериментально-правовой оценки эффективности функционирования существующей миграционной системы России

Глава IV. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

§ 1. Организационно-правовое регулирование миграционной системы России.247
§ 2. Оптимизация концепции миграционной системы России
§ 3. Структурно-функциональное преобразование правоотношений в миграционной системе России на основе перспективных миграционных моделей и технологий
§ 4. Повышение профессионального уровня руководящего состава и персонала миграционной системы России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Структурно-логическая схема исследования
  2. Историко-правовая характеристика дореволюционной миграционной системы
  3. Характеристика основных временных параметров миграционных процедур в миграционной системе России
  4. Предложения по проекту концепции Миграционного кодекса России
  5. Миграционная система Российской Федерации. Специальный курс
  6. Список категорий, понятий и терминов
  7. Список сокращений
  8. Модель исследуемой миграционной системы России

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.