|
|
М.Л. Тюркин
МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Монография
М., Издательский дом "Стратегия", 2005, 368
страниц
|
Основные требования к эффективной миграционной
системе (стр. 110)
Категории требований
|
Содержание основных требований
|
Пространственная
|
К территориальному расположению структурных элементов
МС.
|
К пространственным параметрам элементов МС, особенно
создаваемым в период возникновения ЧС в районах массового
исхода населения.
|
К территориальному распределению мигрантов и др.
|
Временная (затраты времени)
|
К определению сроков развертывания и продолжительности
функционирования модульных элементов МС.
|
К определению сроков готовности МС для функционирования
в условиях чрезвычайного положения (возникновения чрезвычайной
ситуации)*.
|
К определению временных параметров для осуществления
различных миграционных процедур и др.
|
Вероятностная
|
К уровню профессиональной готовности руководства и
персонала МС.
|
К вероятности надежности выполнения подсистемами и
элементами МС функциональных задач.
|
К степени обоснованности расчетов при проектировании
миграции, организации перемещения и обеспечении приживаемости
мигрантов и др.
|
Системная
|
Производительность МС России – ее способность выполнить
установленные государственные квоты по приему и размещению
иммигрантов из-за рубежа, а также обеспечить государственное
управление перемещением людей внутри страны и за ее
пределы в соответствии с действующими правовыми нормами
для реализации личных и общественных интересов.
|
Применение сценарного метода для прогнозирования
чистой миграции в начале современного этапа развития МС, тыс.
человек (стр. 121)
Страны
|
Периоды времени, годы
|
Годы до 1992
|
1995-1999
|
2000-2004
|
2005-2009
|
2010-2014
|
2015-2019
|
Франция
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
ФРГ
|
562
|
529
|
205
|
160
|
160
|
Великобритания
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Швейцария-1
|
199
|
57
|
-24
|
-106
|
-68
|
Швейцария-2
|
|
100
|
65
|
31
|
17
|
29
|
Россия-ООН
|
-
|
1995-2000
|
2000-2005
|
2005-2010
|
2010-2015
|
1994
|
34
|
8
|
8
|
0
|
1998
|
394
|
299
|
204
|
124
|
Россия:
|
-
|
200
|
2005
|
2010
|
2015
|
Госкомстат
|
1993
|
213
|
142
|
34
|
20
|
2001
|
-
|
93
|
83
|
82
|
Центр демографии и экологии человека ИНП РАН
|
1994
|
373
|
313
|
191
|
142
|
1999
|
265
|
214
|
196
|
185
|
В.А.Ионцев
1996
|
350
|
300
|
200
|
180
|
1999
|
-
|
205
|
212
|
163
|
Россия, среднее значение
|
272
|
172
|
141
|
116
|
Тенденция
|
Исходное значение
|
Снижение в 1,6 р.
|
Снижение в 1,9 р.
|
Снижение в 2,3 р.
|
Основные функции миграционной системы (стр. 139)
Управления
|
Права
|
Информатизации
|
Обеспечения
|
принятие (уточнение) решений
постановка задач
координация
руководство
контроль
практическая помощь
изучение и обобщение передового опыта
взаимодействие подсистем
|
предоставление правового статуса
правоприменительные
надзорные
контроль соблюдения законодательства в области
занятости, защиты рынков труда, социальной защиты и
др.
регламентирование иммиграции
адаптация к международному и федеральному
миграционному законодательству
|
формирование общественного мнения
доведение правил въезда, пребывания и обустройства
в России
содействие СМИ
мониторинг миграционной обстановки
автоматизация сбора, обработки и доведения
информации в МС
|
финансовая
научная
паспортно-визовая
таможенная
реадмисионная
жилищная
социальных услуг
реализация государственных гарантий по обустройству
на МПЖ
выдворение незаконных мигрантов и др.
|
Система критериев для оценки международной миграции
(стр. 199-200)
Критерии
|
Характеристика критериев
|
Анализ критериев
|
Цель пребывания
|
Важен при определении статуса международного мигранта
через его потенциальную экономическую активность;
|
Достоинства: важен при определении статуса международного
мигранта через его потенциальную экономическую активность;
важен для принимающего государства, определяющего визовые
ограничения, по которым лицо может быть допущено на
его территорию на законных основаниях*.
|
Идентификация международных трудящихся-мигрантов;
|
Недостатки: цель пребывания вряд ли является
точным отражением намерений самого мигранта.
|
Двуедин – как отражение субъективных намерений международного
мигранта или как причина допуска в страну, утвержденная
законодательством принимающего государства.
|
Место рождения
|
Используется для идентификации международных мигрантов
при переписи населения.
|
Достоинства: позволяет идентифицировать международных
и внутренних мигрантов лишь по одному вопросу.
|
Недостатки: нет гарантий, что иностранцы, учтенные
в данной стране, должны обязательно в нее мигрировать,
это зависит от института предоставления в ней гражданства.
|
Место жительства постоянное
|
Государство предоставляет иностранцам привилегии постоянного
проживания; de jure подразумевает наличие у лица места
жительства в рассматриваемой стране, вменение ему некоторых
прав и обязанностей (право детей посещать местные общественные
школы, обязанности платить местные и государственные
налоги); de facto подразумевает действительное проживание
(пребывание) в данном месте в определенном минимуме
времени (в странах с фактическим подходом минимальное
время для получения статуса постоянного жителя составляет
от трех месяцев до года).
|
Достоинства: применяется в случаях изменения
места жительства и статуса проживания в 73 из 90 стран;
определение de facto постоянного проживания для идентификации
международных мигрантов позволяет избежать определенных
проблем, связанных с подходом de jure в случае, если
все страны примут единую характеристику продолжительности
пребывания в месте жительства.
|
Недостатки: правовая интерпретация постоянного
жительства исходит в своем значении из законов и нормативных
актов соответствующей страны и для разных стран различна.
|
Гражданство
|
Связывает два различных суверенных государства, но
не все перемещающие лица одинаково трактуются с правовой
точки зрения.
|
Достоинства: объективность – для выполнения
формальностей по въезду или выезду требуется доказывать
гражданскую принадлежность на основе предметного правового
освидетельствования – предъявления паспорта.
|
Определяет права и свободы человека в стране. Используется
для установления лиц, подлежащих контролю при пересечении
ими госграниц.
|
Недостатки: случаи двойного и множественного
гражданства, преднамеренного изменения паспортных данных
и др.; заключительная стадия миграции – приживаемость,
как правило, обеспечивается доказанностью законного
гражданства.
|
В большинстве стран представляет собой основной критерий
идентификации международных мигрантов.
|
Пригоден для рассмотрения последствий международной
миграции.
|
Время или продолжительность пребывания в стране
|
Относится к продолжительности законного срока действия
привилегии постоянного проживания (США), а также к намерению
постоянно проживать в стране в течение года или
более после того, как лицо прожило за пределами
страны не менее года.
|
Достоинства: используется как критерий определения
статуса международного мигранта; вопросы, связанные
со сроком продолжительности пребывания не могут быть
отделены от роли государства в управлении процессами
международной миграции; влияние количественной оценки
на действительные результаты.
|
Чаще согласуется с законностью постоянного места жительства,
как временные ограничения или их отсутствие, установленные
законами (нормами права) по отношению к праву на законное
постоянное жительство, предоставленное принимающим государством
иностранцу.
|
Недостатки: по-разному трактуется различными
странами, так что при ограниченной юридической продолжительности
пребывания, фактические сроки пребывания могут быть
большими.
|
Критерии и показатели эффективности миграционного
процесса региональной миграционной системы (стр. 219-220)
Критерии
|
Показатели
|
Целевой
|
разработанность комплекса целей миграционной
политики России;
|
определение целей миграционной деятельности
МВД России;
|
конкретность целей миграционной деятельности
ФМС;
|
определение результата функционирования
региональной МС;
|
направленность целей миграционной деятельности
в России;
|
наличие и состояние механизма диагностики
и коррекции целей миграционной деятельности
|
Деятельностный
|
степень взаимодействия руководства и персонала;
|
состояние общей и корпоративной культуры
руководства и персонала МС;
|
характер отношений между субъектами миграционного
процесса
|
Содержательный
|
степень соответствия подготовки и квалификации
персонала их профессиональной деятельности в сфере миграции;
|
соответствие реализуемой миграционной деятельности
действующему миграционному законодательству (правовым
нормативным актам) в России и за рубежом;
|
соответствие управляющих воздействий руководства
МС установленному миграционному законодательству
|
Управляющий
|
отношение персонала органов, организаций
и учреждений МС к управляющему воздействию органов управления
миграцией в России;
|
целесообразность применяемой модели подсистемы
управления МС;
|
компетентность и профессиональная готовность
руководства МС;
|
развитость у персонала миграционных структур
систематизированных представлений, знаний, навыков и
умений к миграционной деятельности
|
Обеспечивающий
|
уровни: научного, финансового, материально-технического,
методического, пограничного, трудового, паспортно-визового
обеспечения МС;
|
эффективность иммиграционного контроля
|
Результативный
|
производительность интегрированного миграционного
процесса (совокупности миграционных процессов), как
способность существующей МС выполнить установленные
государственные квоты по приему и размещению иммигрантов
из-за рубежа, а также обеспечить государственное управление
перемещением людей внутри страны и за ее пределы в соответствии
с действующими правовыми нормами для реализации личных,
общественных и государственных интересов
|
|
Монография ориентирована на комплексный историко-правовой,
сравнительно-правовой, концептуально-правовой, терминологический,
методологический и экспериментально-правовой анализ общественных
отношений, возникающих в сфере миграции на международном, российском
и региональном уровнях и выработку на этой основе рекомендаций и
предложений по совершенствованию миграционной системы России. Автором
обосновывается концепция совершенствования миграционной системы
России как самостоятельный проект.
Монография может быть полезной для органов исполнительной
власти, научных работников и исследователей, занимающихся проблематикой
миграционного законодательства, а также для руководящего состава
и персонала миграционных структур России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ИНОСТРАННЫХ
МИГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
§ 1. Историко-правовой анализ отечественной миграционной системы
§ 2. Сравнительно-правовой анализ миграционных систем США, Франции
и ФРГ
§ 3. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы
России
Глава II. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ
§ 1. Миграция как объект управления
§ 2. Обоснование требований к перспективной миграционной системе
России
§ 3. Сущность и структура миграционной системы России
§ 4. Структурно-функциональный анализ правоотношений в миграционной
системе России и ее подсистемах
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ
МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
§ 1. Организационные основы экспериментально-правовой работы
§ 2. Методологические основы экспериментально-правового исследования
миграционной системы России
§ 3. Результативность опытно-экспериментально-правовой оценки
эффективности функционирования существующей миграционной системы
России
Глава IV. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МИГРАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ
§ 1. Организационно-правовое регулирование миграционной системы
России.247
§ 2. Оптимизация концепции миграционной системы России
§ 3. Структурно-функциональное преобразование правоотношений в
миграционной системе России на основе перспективных миграционных
моделей и технологий
§ 4. Повышение профессионального уровня руководящего состава и
персонала миграционной системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Структурно-логическая схема исследования
- Историко-правовая характеристика дореволюционной
миграционной системы
- Характеристика основных временных параметров миграционных
процедур в миграционной системе России
- Предложения по проекту концепции Миграционного кодекса
России
- Миграционная система Российской Федерации. Специальный
курс
- Список категорий, понятий и терминов
- Список сокращений
- Модель исследуемой миграционной системы России
|