Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Миграционная политика России: постсоветские контексты

Политика иммиграции и натурализации в России

Миграционная система России

Миграции населения в странах СНГ, связанные с опустыниванием и засухой

Международная миграция (молодёжный выпуск)

Тенденции международной миграции

Законодательство Российской Федерации по вопросам привлечения иностранной рабочей силы: состояние и пути совершенствования

По страницам журналов «Вестник форума», «Со-Общение»

Содержание журнала «Hommes et migrations»

ПОЛИТИКА ИММИГРАЦИИ И НАТУРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Под редакцией С.Н.Градировского

М., 2005, 310 страниц


Эмиграция из России за пределы СНГ и Балтии, 1989-2004 гг. (тыс. человек) (стр. 37)

 

Всего по данным Госкомстата*

По данным МВД

в том числе в:

Германию

Израиль

США

Другие страны

1989

...

47,6

20,6

22

0,7

4,3

1990

...

103,6

33,1

61,0

2,3

7,2

1991

...

88,3

33,9

38,8

11,0

4,6

1992

...

103,1

62,7

22

13,2

5,0

1993

88,8

113,9

73,0

20,4

14,9

5,4

1994

91,4

105,4

69,5

17,0

13,8

5,1

1995

100

110,3

79,6

15,2

10,7

4,8

1996

87,4

96,7

64,4

14,3

12,3

5,7

1997

83,5

84,8

52,1

14,3

12,5

5,9

1998

80,4

83,7

49,2

16,9

10,8

6,8

1999

85,3

108,3

52,8

36,2

11,1

8,1

2000

62,3

77,6

45,3

16,3

9,5

6,5

2001

58,6

75,0

51,3

10,2

8,8

4,7

2002

53,7

66,8

49,6

5,8

6,7

4,7

2003

47,1

...

36,9

2,0

3,2

5,0

2004

42

...

31,9

1,7

2,9

5,5

* Число эмигрантов, которые при выезде снялись с учета по месту жительства, то есть утратили статус резидента
** Число лиц, получивших разрешение на выезд в эмиграцию. Данные за 2003 г. не опубликованы.

Компенсация естественной убыли населения России за счет миграции, 1992-2002 гг., в зависимости от разных вариантов оценки иммиграции (стр. 47)

 

1 вариант – текущий учет

2 вариант – корректировка Госкомстатом с учетом данных переписи 2002

3 вариант – авторская корректировка с учетом данных переписи 2002

1992

85,1

85,1

113,6

1993

59,7

59,7

68,0

1994

93,3

93,3

101,1

1995

60,4

60,4

89,9

1996

42,3

62,3

65,0

1997

47,0

68,7

69,8

1998

40,9

72,9

61,7

1999

16,7

48,4

28,3

2000

22,4

51,0

38,4

2001

7,7

46,5

37,4

2002

8,3

47,1

36,1

1992-1998

59,3

70,5

78,4

1999-2002

13,8

48,3

35,1

Внешняя миграция населения России в 1989-2003 гг. и результаты прогнозных расчетов на 2004-2020 гг. (тыс. человек) (стр. 63)

 

низкий вариант

высокий вариант

Сценарий I

Сценарий II

при-бытия

вы-бытия

сальдо

при-бытия

вы-бытия

сальдо

при-бытия

вы-бытия

сальдо

1989

854,6

771,7

82,9

854,6

771,7

82,9

854,6

771,7

82,9

1990

948,6

784,6

164,0

1013,5

784,6

228,9

1013,5

784,6

228,9

1991

790,5

738,9

51,6

841,2

738,9

102,3

841,2

738,9

102,3

1992

933,1

757

176,1

992,2

757,0

235,2

992,2

757,0

235,2

1993

946,0

505,9

440,1

1007,8

505,9

501,9

1007,8

505,9

501,9

1994

1150,8

339,7

811,1

1218,7

339,7

879,0

1218,7

339,7

879,0

1995

841,2

339,0

502,2

1087,2

339

748,2

1087,2

339,0

748,2

1996

634,1

288,1

346,0

819,3

288,1

531,3

819,3

288,1

531,3

1997

585,9

233,3

352,5

756,8

233,3

523,5

756,8

233,3

523,5

1998

498,4

213,7

284,7

643,6

213,7

429,8

643,6

213,7

429,8

1999

376,7

222,2

154,6

482,9

222,2

260,7

482,9

222,2

260,7

2000

359,,3

145,7

213,6

512,3

145,7

366,6

512,3

145,7

366,6

2001

193,9

121,6

72,2

471,8

121,6

350,2

471,8

121,6

350,2

2002

185,4

107,4

77,9

445,2

107,4

337,7

445,2

107,4

337,7

2003

187,1

94,0

93,1

440,7

94,0

346,7

440,7

94,0

346,7

2004

185,2

93,1

31,2

436,3

93,1

347,6

480,8

120,2

360,6

2005

183,4

92,1

90,3

431,9

92,1

344,2

524,0

131,0

393,0

2006

181,5

91,2

89,4

427,6

91,2

340,7

576,4

144,1

432,3

2007

179,7

90,3

88,5

423,3

90,3

337,3

628,3

157,1

471,2

2008

177,9

89,4

87,6

419,1

89,4

333,9

678,6

169,6

508,9

2009

176,2

88,5

86,8

414,9

88,5

330,6

726,1

181,5

544,6

2010

174,4

87,6

85,9

410,8

87,6

327,3

769,6

192,4

577,2

2011

172,6

86,7

85,0

406,7

86,7

324,0

808,1

202

606,1

2012

170,9

85,9

84,2

402,6

85,9

320,8

848,5

212,1

636,4

2013

169,2

85,0

83,3

398,6

85,0

317,6

890,9

222,7

668,2

2014

167,5

84,2

82,5

394,6

84,2

314,4

935,5

233,9

701,6

2015

165,8

83,3

81,7

390,6

83,3

311,3

982,3

245,6

736,7

2016

164,2

82,5

80,9

386,7

82,5

308,1

1031,4

257,8

773,5

2017

162,5

81,7

80,1

382,9

81,7

305,1

1072,6

268,2

804,5

2018

160,9

80,7

79,3

379,0

80,8

302

1104,8

276,2

828,6

2019

159,3

80,0

78,5

375,2

80,0

299

1126,9

281,7

845,2

2020

157,7

79,2

77,7

371,5

79,2

296

1138,2

284,5

853,6

Особенности иммиграционно-натурализационных политики. Традиционные ответы (стр. 135)

Ответы в области

Особенности политики

геополитики и обороноспособности

формирование избирательного, заранее микстерного, но достаточно масштабного переселения; расширение канала армейской эндомиграции и иммиграции; формирование зон этнического разнообразия вблизи монокультурных массивов (к примеру, на границе с Китаем); разработка программы поощрения этнического разнообразия

экономики, рынков труда и потребления

стимулирование экономической иммиграции – от неквалифицированных рабочих до предпринимателей, специалистов редких, но необходимых экономике квалификаций и инвесторов; стимулирование переноса потребления гастарбайтерского населения на территории РФ

культурно-национального состояния

формирование репатриационного потока и куда более чуткого отношения ко всем бывшими гражданам СССР; предпочтение языковых и этнокультурных характеристик потенциальных иммигрантов квалификационным и образовательным

ограниченности естественного прироста

формирование иммиграционного потока репродуктивных возрастов

прав человека и гуманитарных обязательств

обустройство потока беженцев и вынужденных переселенцев; формирование имиджа России как страны равных возможностей (где «всяк сущий в ней язык...»

Особенности иммиграционно-натурализационных политик. Ответы следующего шага развития (стр. 137)

Ответы

Подходы и решения

Геоэкономический

Стимулирование учебной, научной, предпринимательской иммиграции, втягивание на собственную территорию инвесторов

Геокультурный

Кропотливая работа с этнокультурными, конфессиональными, языковыми особенностями антропотока, выработка рамочных идентичностей

Культурно-политический

Формирование политической нации на энергии антропотока, а не на выматывающем ему противостоянии

Фазовый

Механизация (дешевые и эффективные технологические решения) переработки масштабного антропотока из стран Третьего мира

В докладе проведен анализ текущего состояния дел в миграционной сфере. Исторический экскурс позволяет глубже понять истоки трендов и тенденций, действующих сегодня. Поэтапно прослежена история становления миграционной политики; обобщен опыт регулирования миграционных процессов и их учета, даны миграционные прогнозы до 2020 года.

Вместе с тем, помимо очевидного исследовательского и аналитического значения, доклад впервые за последние десятилетия претендует на формирование основ проектного и технологического подхода в данной сфере. Авторы доклада представляют разработанную ими концепцию иммиграционно-натурализационных каналов, позволяющих за счет комплекса инженерно-технологических решений гибко регулировать процессы циркуляции населения, формируя миграционный поток, обладающий нужными принимающему сообществу человеческими и социально-групповыми качествами. Доклад делает первые шаги в сторону определения требований к гуманитарно-технологическому обеспечению эффективного управления антропотоком.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ТРЕНДЫ

1.1. внешние миграционные потоки России и натурализация иноплеменников: исторический взгляд
1.2. ретроспективные миграционные тренды в масштабе второй половины XX века
1.3. актуальные тенденции в масштабе последних пятнадцати лет
1.4. миграционные прогнозы до 2020 года: инерционный и целевой

2 ОПЫТЫ

2.1. опыт регулирования миграционных процессов в современной России: институты и нормативно-правовая база
2.2. опыт учета миграционных процессов в современной России: статистическая невразумительность
2.3. опыт сокращения иммиграционного потока после 1995 года: причины и последствия

3 НАМЕРЕНИЯ ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ ПОЛИТИКИ

3.1. зачем и почему? ответы традиционные и завтрашнего дня
3.2. сколько и кого брать? параметры национального самоопределения
3.3. кого и как брать? инженерно-технологические решения в области проведения иммиграционно-натурализационной политики
3.4. откуда брать? иммиграционный потенциал стран ближнего и дальнего зарубежья
3.5. куда направлять? опорный каркас территориального развития Федерации

ПОСЛЕСЛОВИЕ
СМЕНА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ -ОТ СОБИРАНИЯ ЗЕМЕЛЬ К СОБИРАНИЮ НАРОДОВ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • классификация механических движений населения
  • результаты опроса "Ключевые проблемы в области миграционной политики РФ"
  • приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства)
  • схема приема в гражданство Российской Федерации
  • глоссарий избранных понятий, употребляемых в тексте доклада
  • исследовательские, аналитические и проектные разработки ЦСИ ПФО под общим названием "Государство. Гражданство. Антропоток"
  • о Центре стратегических исследований Приволжского федерального округа
  • о Фонде "Наследие Евразии"

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.