… об образовании и рынке
труда
|
Рынок труда в России нуждается в бакалаврах
|
Накануне 1 сентября - начала учебного года - эксперты
обсудили широкое введение в России системы "бакалавриат - магистратура".
Переход на западную двухуровневую систему высшего образования предусмотрен
Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в 2003 г.
Так дипломы российских выпускников вузов будут признаваться во всем
мире, а рынок труда быстрее получит кадры.
По традиции в России учатся в вузах пять лет. Медиков, физиков,
представителей некоторых других профессий готовят даже дольше. Выпускник
именуется дипломированным молодым специалистом. В начале 1990-х
Россия начала экспериментировать с двухуровневой системой высшего
образования - одним из первых внедрил схему "четыре плюс два"
(бакалавриат и магистратуру) экономический факультет МГУ им. Ломоносова,
главного вуза страны. Ныне, считают эксперты, когда российский рынок
труда требует профессионалов в кратчайшие сроки, пора вводить систему
"четыре плюс два" широко.
"Сфера услуг в российской экономике стала превышать 50%, -
говорит директор Центра экономики непрерывного образования Академии
народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Клячко. - При таком
росте сферы услуг хорошего 4-летнего образования вполне достаточно
для выполнения сервисных функций: работы продавцом-консультантом,
менеджером среднего звена, операционистом в банке". Рынок же
получит кадры быстрее.
Но плюс новой системы не только в этом. До 70% выпускников вузов
не работают по специальности. После получения диплома они меняют
профессию, фактически пуская на ветер деньги, ассигнованные государством
на их обучение. Вот пример: филологи пошли в аудиторы, физики -
в банковские аналитики, юристы - в рекламу. Дело в том, что в России
специалистов готовят без учета нужд рынка труда. "Второе высшее
образование становится все более массовым, а это сигнал, - отмечает
директор департамента государственной политики в образовании Министерства
образования и науки Исаак Калина. - Люди понимают, что первое образование
оказалось не совсем тем, которое они хотели получить".
Генеральный директор кадрового агентства "Контакт" Анатолий
Купчин поясняет: "Для бизнеса мы получаем заказы на работников
с опытом, с навыками. Сегодня система образования этих навыков не
дает".
Бакалавр же может более гибко строить свое образование. Поработав
по специальности и поняв, каких знаний ему не хватает, или же решив
поменять сферу деятельности, человек может в любое время выбрать
нужную магистратуру - и дополнить образование. "В любом случае:
фундамент - высшее образование - у бакалавра уже есть! И ему не
надо напрасно углубляться в специализацию, которой он, возможно,
никогда не воспользуется", - заявляет проректор Московской
государственной академии тонкой химической технологии Валерий Соломонов.
Вместе с тем, Министерство образования и науки не намерено вводить
систему "четыре плюс два" тотально. В медицине, инженерных,
творческих и ряде других специальностей останется традиционная схема
5-летнего обучения. Сокращение программы тут поставит под вопрос
компетентность будущих профессионалов. По словам ректора МГУ Виктора
Садовничего, химиков-бакалавров за рубежом берут на должность… лаборантов.
К бакалавриату следует подходить гибко. Образовательные программы
для бакалавров должны быть разнообразны, адаптированы под профессиональные
задачи, убежден первый заместитель директора Федерального института
развития образования Минобрнауки России Александр Лейбович. К обучению
по специальным дисциплинам нужно привлечь работодателей, уверены
многие эксперты. И, наконец, - главное: бакалавриату еще предстоит
завоевывать доверие общества.
Как показывают социологические опросы, абитуриенты пока предпочитают
традиционное 5-летнее обучение и диплом специалиста. Сторонников
у них 42%. Бакалавриат выбирают втрое меньше - 14%. Что делать с
бакалаврами, еще точно не знают и работодатели. Тем временем законопроект
о двухуровневом высшем образовании курсирует по ведомствам, проходит
согласование. Сроки его принятия пока неизвестны. Однако Россия
твердо намерена выполнить сверхзадачу - интегрироваться в Европейское
образовательное пространство.
Ольга СОБОЛЕВСКАЯ. "РИА "Новости"",
29 августа 2005 года
|