… о миграционной программе
Москвы
|
Сюрприз для мигрантов
|
Столичные власти разработали миграционную программу.
Но держат ее в секрете
Правительство столицы приняло постановление о городской
миграционной программе на 2005-2007 годы. Постановление - в открытом
доступе на официальном сайте правительства, а вот текст самой программы
почему-то до сих пор скрывается, хотя датируется 28 июня с.г. В
чем причина, можно только гадать. Впрочем ее идеология не является
тайной за семью печатями.
Несколько дней назад первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова
презентовала доклад, подготовленный Советом по вопросам управления
и развития "Приоритетные цели и задачи миграционной политики
в Москве". Поскольку презентация состоялась уже после того,
как программа была принята, логично предположить, что оба документа,
по крайней мере, не противоречат друг другу. Итак, основные выводы
и рекомендации доклада.
Правоохранительные органы в состоянии решить лишь узкую часть миграционных
проблем - бороться с нарушениями законодательства. И даже с этой
задачей они справляются плохо. Между тем миграция затрагивает все
сферы жизни города, от демографии и рынка труда до здоровья населения,
транспорта, общественной морали. Эти вопросы никак не вписывается
в компетенцию МВД, под крылом которого оказалась миграционная служба.
Основной недостаток управления миграционными процессами, по мнению
экспертов, - смешение двух совершенно разных задач, требующих разных
подходов. Это обеспечение безопасности и само регулирование трудовой
миграции. В планах столичных властей первую задачу оставить в ведении
силовиков, а вторую отдать новой службе, которая проводила бы постоянный
анализ ситуации по всему ее спектру, самостоятельно осуществляла
бы практическую деятельность по привлечению необходимых городу мигрантов.
Нелегалы - очень болезненная для столицы тема. Только по официальным
данным, ежегодно в столицу приезжают на заработки несколько десятков
тысяч гастарбайтеров и несколько сотен тысяч работников из российских
регионов. По неофициальным данным, в городе их больше миллиона.
Учитывая особую ситуацию в городе, столичные власти хотят включить
в Концепцию государственной миграционной политики отдельный раздел,
определяющий полномочия Москвы как столичного мегаполиса по регулированию
процессов миграции. Что касается конкретных действий в отношении
нелегалов, похоже, в программе мы найдем предложения по легализации
(амнистии) части нелегальных трудовых мигрантов, способных принести
пользу экономике Москвы. По крайней мере, в докладе об этом говорится
абсолютно прямо.
Но к легализации надо готовиться не только законодательно. Нужно
создать для мигрантов нормальные социально-бытовые условия. Другими
словами, обеспечить их жильем, питанием и медицинской страховкой.
Для этого планируется построить сеть специализированных гостиниц
с упрощенной системой регистрации. Как показывают соцопросы, проблемы
с жильем испытывают почти все мигранты. Сегодня живут там же, где
и работают, 27 процентов опрошенных работяг, снимают жилье с другими
мигрантами - 19 процентов, живут у друзей и родственников 15 процентов,
в общежитиях - 13 процентов, в вагончиках - 12 процентов. Отдельное
жилье снимают лишь 11 процентов гастарбайтеров.
Дальше. Городские власти хотят создать пункты регистрации всех приезжих
на автобусных станциях, вокзалах, в аэропортах и на автотрассах
при въезде в город. Ужесточить контроль за выплатой заработной платы
мигрантам - она должна быть не ниже прожиточного минимума. Сделать
свободным доступ иностранных рабочих в поликлиники. И самое главное
- разработать и ввести специальную трудовую карту, с помощью которой
мигрант сможет на законных основаниях работать в столице. Этот документ
иностранный гражданин сможет сам купить в банке по направлению фирмы,
в которой он работает. Кстати, это давнишняя идея нынешнего главы
ФМС, которую на ура воспринимают и многие экономисты, и сотрудники
аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.
Однако все эти замечательные планы могут осуществиться только тогда,
когда будут внесены поправки практически во все законы, регулирующие
сегодня миграцию, в Бюджетный кодекс РФ и другие акты. Возможно,
осторожность московских властей, не спешащих обнародовать свои грандиозные
миграционные планы, обусловлена как раз этим. И еще тем, что это
ведь не первая попытка Москвы навести в столице порядок по своему
разумению. Прежние попытки заканчивались неудачно: Москве указывали
ее место - место одного из регионов. На сей раз столица подстраховалась
Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации,
в которой предусмотрено, что должны разрабатываться региональные
миграционные программы с учетом конкретной миграционной ситуации
в регионе. Поможет ли?
Елена ДОМЧЕВА, Татьяна СМОЛЬЯКОВА. "Российская
газета", 18 июля 2005 года
|